Чем заменить тормозную жидкость?

  • calendar_today 15 октября 2018
  • visibility 204 просмотра
  • comment 0 комментариев

Друзья, сегодня у нас эксперимент с тормозными жидкостями. Узнаем, что лучше и выгоднее заливать, а также я покажу, как правильно менять тормозуху на автомобиле.

Тест на соответствие заявленной температуре кипения

Я уже говорил, что от этой температуры зависит эффективность тормозов, а точнее, чем температура кипения выше, тем лучше.

В проведении такого эксперимента поможет наша знаменитая плитка. К сожалению, у меня только два термостойких стаканчика, поэтому будут своеобразные соревнования.

Felix DOT-4 и Лукойл DOT- 4

Для теста возьмём жидкости примерно в одной ценовой политике: Felix DOT-4 и Лукойл DOT- 4.

Для того чтобы процесс шел веселее, давайте под стаканчики добавим термопасту.

Обратите внимание, первое образование пузырьков началось уже на 190 градусах. Но на температуре 200 градусов закипели и Felix и Лукойл практически одновременно.

Хотя у Felix заявлено 250, а у Лукойла — 230.

Lux и SINTEC

Следующие — Lux и SINTEC. Посмотрим, как они покажут себя. Активные кипения тормозной жидкости Lux начинаются ещё до 200 градусов. Он у нас выходит из эксперимента.

Остаётся SINTEC. SINTEC начал кипеть на температуре 220 градусов. Очень даже неплохо, но всё равно это меньше, чем заявлено на этикетке.

Как после этого верить производителю?

Castrol и AWM

Следующее испытуемое масло у нас Castrol и AWM. Температура уже больше 200 градусов, а жидкости ещё и не думают кипеть. Это очень радует.

Я переставил термометр, и AWM начал закипать на 220 градусах. В принципе, это неплохо, хотя для его цены не очень.

Castrol закипел на температуре 240 градусов.

Нева DOT-3 и Motul DOT 5.1

И финальный тест — Нева DOT-3 и Motul DOT 5.1. Посмотрим, кто кого. По идее, DOT-3 должен закипать на 180 градусах, а Dot 5.1 — где-то на 270.

Нева начала закипать, но не очень активно на температуре 230 градусов. Как это вообще возможно? Даже Motul уже начал слегка кипеть.

В этом эксперименте однозначно будет лидером Нева.

Сейчас переставим термометр на Motul и посмотрим, какая температура у него. Motul тоже закипел, но на 240 градусах, то есть это у нас почти лидер где-то наравне с Castrol, только Motul 5.1, а Castrol DOT-4. Посмотрим, как он покажет себя в следующих тестах.

Сейчас мы смешаем все наши тормозные жидкости, то есть нальем в одну пробирку в небольших количествах, включая DOT 5.1, DOT-4 и DOT-3.

Этот эксперимент нам наглядно покажет, можно ли доливать какую-то тормозную жидкость либо менять ее методом замещения, если мы не знаем, что у нас было залито.

В жидкости появились какие-то искажения. Это говорит о том, что они налиты не из одной бочки. Попробуем их еще немного нагреть и посмотрим, что будет.

Как видите, никакой реакции, эмульсии и осадка нет. Это говорит о том, что данные классификации тормозной жидкости легко смешиваются.

Зачем менять тормозную жидкость?

Теперь перейдем к самой замене. Я уже говорил в прошлом выпуске, для чего это нужно, но многие, к сожалению, не поняли, поэтому еще раз повторю.

В тормозную жидкость со временем попадает влага, а точнее, конденсат из воздуха. Кто-то говорит, что система полностью герметична, туда никак не может попасть воздух, это не совсем так.

Система герметична, но там всё равно присутствует сапун, и воздух в любом случае попадает. Представьте, при нажатии тормоза жидкость из бачка опускается, ведь так или иначе она уходит в тормозные цилиндры.

Обратите внимание

Потом ее выгоняет обратно в бачок, из-за чего она частично перемешивается, а также смешивается с воздухом. При разнице температур происходит выпадение конденсата.

Его там немного, но со временем накапливается достаточно большое количество. От этого конденсата очень много негативных воздействий.

  1. Первое — тормозуха начинает раньше закипать, и возникают паровые пробки в системе.
  2. От этого тормоза становятся менее эффективны, особенно с первого качка.

Также от этой влаги происходит коррозия деталей, она не совсем видимая. Я показывал образец, вы, наверно, заметили, что ржавчина именно снаружи.

А когда ржавеет изнутри, там получаются небольшие раковинки, которые начинают работать по манжету и в итоге просто перетирают его. Это также причины течи.

Кроме того, из-за влаги тормозуха замерзает, то есть тормоза становятся более тугие. В отдельных случаях она вообще блокирует торможение какого-то колеса.

Что очень опасно, особенно в гололед, поэтому ответственно относитесь к замене такой жидкости.

Это будет гораздо дешевле, чем потом бороться с последствиями, да и вообще с тормозами не шутят.

А сейчас по просьбе подписчиков сделаем сравнение в тормозном бачке и в дальнем тормозном цилиндре, то есть жидкость, которая находится в цилиндре.

Вряд ли попадает в сам бачок, ведь там нет никакого круговорота. Частично она, конечно, перемешивается, но не настолько эффективно, как думают многие.

Давайте в процессе замены тормозной жидкости сделаем такое сравнение. Замену тормозной жидкости можно осуществить двумя способами. Расскажу подробно о двух из них.

Замена тормозной жидкости методом замещения

Данную работу лучше делать на смотровой яме или подъемнике. Если такой возможности нет, можно обойтись снятием колес.

  • Если не хотите делать лишнюю работу, то объедините замену тормозухи и переобувку, например.
  • Для начала откручиваете крышку бачка и с помощью шприца откачиваем старую тормозную жидкость.

Заодно сравним жидкости из бачка и жидкость заднего цилиндра. Загораются две лампочки. Это говорит о том, что воды в жидкости 2%.

Откачали старую жидкость, столько, сколько получилось взять шприцом. Наливаем новую — полный бачок.

  1. Кстати, покупайте тормозуху с запасом хотя бы на пол-литра, потому что потери неизбежны.
  2. Допустим, на колене объем тормозной жидкости где-то 450 мл, тормозухи нужно брать литр, чтобы запасом промыть и заменить ее.

В моем случае возьмём две разные жидкости, для того, чтобы сделать еще и практический тест смешивания. Замену начинаем с правого заднего колеса.

  • Зачищаем, как следует, штуцер прокачки, снимаем колпачок, брызгаем мощную проникающую смазку.
  • Затем срываем его с места только с помощью шестигранной головки либо ключика.

Забудьте о многогранниках и рожковых ключах, а то постоянно в сервис приезжают машины, у которых сорваны грани на прокачке. Это очень частая проблема.

  1. Только после того, как удачно сорвете болт, слегка закручиваете его обратно, затем уже надеваете прозрачный шланг — очень хорошо подходит от стеклоомывателя.
  2. Берем емкость, желательно небольшую, для того, чтобы точно видеть, какое количество тормозухи сливается.
  3. Теперь можно ослаблять клапан с помощью обычного рожкового ключика.
  4. Для ускорения этого процесса можно сделать специальную крышку на бачок с ниппелем, накачивать туда небольшое давление.
  5. Где-то 05 атмосфер — для того, чтобы не повредить этот бачок и в тот же момент создавать избыточное давление.

Я скинул уже немного жидкости заднего суппорта. Давайте проверим ее нашим прибором на наличие влаги. Наливаем ее так же в стаканчик и опускаем прибор.

Как видите, даже красная лампочка мигнула, но в бачке было только 2%. Каким-то образом в заднем суппорте влаги ещё больше, хотя вроде бы циркуляции нет?

Это связано, наверно, с тем, что вода тяжелее, чем тормозная жидкость. Она опускается вниз, поэтому в суппортах влаги будет ещё больше.

Важно

Об этом тоже стоит помнить. Старую жидкость можно вылить в отдельную емкость и повторить процедуру до полной очистки.

В моём случае она довольно светлая. Бывает всё гораздо хуже. Когда жидкость пойдёт чистая, ее можно залить обратно в бачок и продолжить уже на следующей стороне.

Далее всё то же самое делаем на переднем левом колесе, затем на заднем левом и на переднем правом. Не забывайте периодически добавлять жидкость в бачок.

Если уровень слишком сильно опустится, он может хапнуть воздух и потом придётся прокачивать систему либо очень долго пропускать.

Полная замена тормозной жидкости

  • Сейчас давайте рассмотрим следующий способ — полную замену тормозной жидкости.
  • Она необходима, например, когда жидкость не менялась лет 20, либо когда машина после купаний.
  • В таком случае нужно сливать сначала всю старую жидкость, а потом уже заливать новую.
  • Для этого нужно открутить все прокачки и сливать жидкость пока она течет.
  • Потом необходимо открутить суппорт и наклонить его, ведь прокачка находится вверху, в нижней части остаётся довольно много старой тормозухи, поэтому такую процедуру нужно сделать абсолютно на каждой ступице.

Затем устанавливаем все в исходное положение, наливаем новую жидкость и открываем все клапаны.

По мере того, как жидкость начнет вытекать, нужно их закрывать.

Затем нажать несколько раз педаль тормоза и повторить процедуру, то есть выпустить оставшийся воздух, периодически доливая тормозную жидкость.

После такой процедуры, в принципе, даже прокачивать не нужно, как правило, тормоза уже становятся нормальными.

Но иногда приходится долго попотеть, чтобы выгнать весь воздух из системы, поэтому такую замену необходимо делать только в крайних случаях.

Ну что ж, друзья, надеюсь, я сегодня помог вам разобраться в выборе тормозной жидкости, в замене и в важности такой процедуры. Спасибо за внимание и пока.

Источник: https://DriversTalk.ru/kak-pomenyat-tormoznuyu-zhidkost-svoimi-rukami.html

Замена тормозной жидкости своими руками – простая процедура, которая под силу любому автовладельцу

Замена тормозной жидкости — обязательная процедура, целью которой является обеспечение нормальной работы тормозной системы автомобиля. Замену можно проводить на СТО или в домашних условиях.

Однако процедура эта несложная, поэтому большинство автомобилистов вполне могут самостоятельно выполнить ее, сэкономив тем самым деньги.

Исключением могут стать лишь машины с АБС, поскольку иногда требуется специальное оборудование.

Стоит отметить, что существует два основных метода замены ТЖ — с последовательный и параллельный. Первый является наиболее популярным. Его суть заключается в последовательной замене жидкости в каждом отдельном исполняющем тормозном цилиндре.

Во-первых, этот способ быстрее, а во-вторых, с его помощью автовладельцу не нужен помощник. Второй метод подразумевает полное опустошение магистралей и цилиндров тормозной системы, и последующее их заполнение новой жидкостью.

Его недостатками является длительное время выполнения, некоторые неудобства и обязательное наличие помощника для прокачки тормозной системы.

Содержание

Периодичность замены

Сроки замены тормозной жидкости зависят от:

  • модели автомобиля (зачастую производитель конкретно указывает периодичность или пробег в километрах, по истечении которых необходимо менять «тормозуху»);
  • используемой жидкости (чем она более качественна и относится к современному классу, тем реже нуждается в замене);
  • условий эксплуатации машины (герметичность тормозной системы, стиль вождения).

В среднем же, замена тормозной жидкости автомобиля выполняется:

Тестер тормозной жидкости

  • через 2…3 года эксплуатации или через каждые 50 тысяч километров пробега (в зависимости от того, какое условие наступит раньше);
  • если машина продолжительное время (например, более двух лет) стояла неподвижно;
  • при ремонте тормозных механизмов (магистралей, трубок, патрубков, колодки и/или суппорта сюда не относятся в случае, если при ремонте не была специально или не специально разгерметизирована соответствующая система);
  • в случае неудовлетворительного состояния жидкости (если она значительно загрязнилась или увлажнилась более чем на 3%).

Существуют электронные диагностические приборы, задача которых состоит в фиксации уровня влажности ТЖ. Однако стоят они недешево, и покупать их имеет смысл только в случае постоянного использования (например, на СТО).

Основная рекомендация в данном случае заключается в том, чтобы использовать ту тормозную жидкость, которая рекомендована производителем вашего авто. Это касается как класса (DOT 3, DOT 4, DOT 4.5, DOT 4+, DOT 4 SUPER, DOT 5, DOT 5.1), так и основы — гликолевые и минеральные.

Читайте также:  Как, благодаря дворникам и правильной жидкости для стекол, обеспечить хорошую обзорность?

В большинстве современных машин используется ТЖ класса DOT4. Она сделана на гликолевой основе, и имеет в своем составе пакет антикоррозионных и смазывающих присадок. Что касается температуры закипания, то она составляет для «сухого» состава +240°С, а для «мокрого» (увлажненного) — +160°С. Срок ее службы составляет около 2 лет. После этого ее нужно заменить.

Тормозные жидкости классов DOT 5 и DOT 5.1 сделаны на основе силикона. Отличаются негигроскопичностью, то есть, не впитывают влагу. Нейтральны к лакокрасочным покрытиям. ТЖ класса DOT 5 следует менять каждые 5 лет, а DOT 5.1 — через каждый год.

Тормозные жидкости всех производителей если они относятся к одному классу совместимы.

Последовательность действий по замене тормозной жидкости немного отличается у машин с АБС и без таковой.

В случае, если гидроаккумулятор, насос и блок клапанов АБС входят в один узел, то возможна замена ТЖ своими руками, как и для машины без АБС.

Но если же гидроаккумулятор расположен отдельно, то замену нужно выполнять на СТО, поскольку для этого нужно специальное оборудование, которое нагнетает дополнительное давление в системе.

Перед описание непосредственно замены тормозной жидкости по регламенту, необходимо уточнить, что эта процедура проводится отдельно в каждом из контуров тормозной системы. Поэтому перед ее выполнением уточните в мануале или технической документации строение упомянутой системы с тем, чтобы понимать, в какой последовательности и что делать.

В частности, от этого зависит последовательность прокачивания тормозов на колесах. В любом случае на машинах с левым рулем меняют жидкость на правом заднем колесе.

Далее, если система контуров параллельная, то следующее колесо — левое заднее. Далее — правое переднее и левое переднее.

Если же система диагональная, то вторым колесом будет левое переднее, третьим — заднее левое, четвертым — переднее правое.

Последовательность замены

В большинстве случаев замена тормозной жидкости проводится по следующему алгоритму (первый, так называемый последовательный способ):

Слив ТЖ из бачка

  • Машина загоняется на эстакаду или подъемник таким образом, чтобы был нормальный доступ к тормозным цилиндрам (их штуцерам).
  • С машины снимают все колеса.
  • Надеть на штуцеры тормозных цилиндров плотные шланги, второй конец которых поместить в пластиковые бутылки.
  • Откачать с помощью шприца ТЖ из расширительного бачка.
  • Отвернуть штуцеры и убедиться, что ТЖ начинает течь в бутылки (отвернуть не сильно, чтобы поток был небольшим).
  • При этом обязательно нужно контролировать опустошение расширительного бачка, и при необходимости доливать в него новую жидкость, дабы не завоздушить тормозную систему.
  • Контролировать количество жидкости в сливных бутылках. Как только по шлангу польется новая ТЖ (ее вы легко определите по цвету), сразу же необходимо закрутить штуцер. Приблизительный объем в бутылке старой ТЖ составляет 200…300 мл.
  • После того как из всех штуцеров полилась новая ТЖ необходимо проконтролировать момент их затяжки, чтобы гарантировать герметичность системы. Не забудьте надеть защитные колпачки!Замена ТЖ на подъемнике
  • Долить оставшуюся жидкость в расширительный бачок до линии максимального уровня.

Если у вас нет возможности загнать автомобиль на подъемник или эстакаду, то можно поочередно снимать каждое колесо, устанавливая машину на подпорку (не домкрат!).

Соответственно, и доливать систему каждого колеса необходимо по очереди в соответствии с описанной информацией (параллельная или диагональная схема).

Очень желательно для этого все же загнать машину на смотровую яму с тем, чтобы у вас был нормальный доступ к цилиндрам.

Второй метод замены, параллельный подразумевает выполнение следующих действий:

  • отвинчивание штуцеров на тормозных цилиндрах;
  • полное опустошение магистралей тормозной системы;
  • завинчивание штуцеров;
  • постепенное заполнение системы ТЖ вместе с параллельной ее прокачкой.

Как было упомянуто выше, такой способ также имеет право на существование, однако в силу его малого удобства и трудовых и временных затрат его редко используют.

Объем используемой жидкости

Точная информация, касающаяся точной информации об объеме тормозной жидкости, вы найдете в мануале или технической документации к автомобилю. Это зависит от его размера и объема тормозной системы.

Однако покупать жидкость необходимо с небольшим запасом, ведь замена подразумевает вытеснение старого состава из системы, а для этого нужно будет потратить немного новой жидкости впустую.

Поэтому купите около одного-двух литров ТЖ.

Как показывает практика, в системах легковых машин с АБС и без нее (даже у авто с повышенной проходимостью) объем тормозной жидкости приблизительно одинаков, и составляет около 0,6…0,9 литра.

Предостережения и особенности

Существует несколько советов, которые будут полезны не только начинающим, но и уже опытным автомобилистам. К ним относится:

  • Тормозную жидкость необходимо менять строго в соответствии с регламентом. Даже независимо от ее внешнего состояния.
  • Смешивать можно лишь те «тормозухи», которые относятся к одному классу. В противном случае их смесь не будет соответствовать нормам безопасности, что в свою очередь может привести к частичному выходу из строя тормозной системы (дело в том, что жидкости разных классов имеют разную температуру кипения и химический состав, а смесь понизить их эксплуатационные характеристики).
  • Если производителем автомобиля четко указано, что в нем необходимо использовать гликолевую жидкость, значит, заливать в него «минералку» нельзя! И наоборот. Замена тормозной жидкости своими руками должна выполняться в четком соответствии с требованиями производителя машины.
  • Нельзя ни в коем случае допускать появления в «тормозухе» воды! В противном случае она может закипеть при более низких температурах, чем те, на которые рассчитана. А это может привести к отказу тормозов. Поэтому необходимо следить за состоянием системы (проверять на герметичность) и вовремя менять ТЖ.
  • Загрязнение «тормозухи» может привести к неправильной работе тормозной системы (если она будет очень вязкая, то не сможет мгновенно передать усилия на исполняющие механизмы). Поэтому грязную жидкость нужно заменить вне зависимости от срока ее эксплуатации.
  • После замены ТЖ систему обязательно необходимо прокачать. Если этого не сделать, то велика вероятность, что в ней останется воздух, а это недопустимо, поскольку тормоза не будут работать должным образом!
  • При прокачке нельзя допускать двух вещей — допустить, чтобы уровень жидкости сильно упал, и создать избыточное давление в расширительном бачке (это касается машин без АБС).
  • Расширительный бачок желательно протереть ветошью без ворса. Нельзя промывать его водой!

При работе обязательно придерживайтесь регламента замены тормозной жидкости. Это не только обеспечит правильную и долговременную работу тормозной системы, но и убережет вас и пассажиров от возникновения возможного ДТП вследствие отказа тормозов.

Стоимость замены тормозной жидкости своими руками будет ограничиваться покупкой непосредственно жидкости. Все остальные инструменты, как правило, у каждого автолюбителя имеются в гараже или в багажнике машины. Ну а времени эта процедура занимает совсем немного.

Особенно, если работать с напарником.

Не нашли ответ на свой вопрос?

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

Источник: https://etlib.ru/blog/739-zamena-tormoznoj-zhidkosti

Как заменить тормозной жидкости своими руками | авто-онлайн

В современных автомобилях процесс замены  тормозной жидкости на новую особой сложности не представляет. Всего известно два способа замены тормозной жидкости:

  • при одновременно открытых клапанах тормозной системы
  • при последовательно открываемых контурах.

Первый способ более быстрый (уйдет до часа времени), второй – более продолжительный (до двух часов).

Для замены тормозной жидкости понадобятся емкости для слива (до 2 литров), торцевые ключи (на 9 или 11 – в зависимости от модели автомобиля), герметик и собственно новая рабочая жидкость. Ее потребуется от 0.

75 до 2 литров – в зависимости от марки и модели автомобиля. К тому же, часть жидкости уйдет на промывку тормозной системы от остатков старой рабочей тормозной жидкости.

Обратите внимание!

Проводить все операции по смене ТЗ нужно в хорошо проветриваемых помещениях, так как ее испарения могут нанести вред здоровью. Важно не допускать попадания жидкости на открытые участки кожи и слизистые.

Если такое все же случилось – промыть пораженные участки большим количеством воды, незамедлительно обратиться к врачу. Тормозная жидкость легко воспламеняется, потому курить при ее замене строго воспрещено.

ЗАМЕНА ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ ПО ПЕРВОМУ СПОСОБУ: ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

  • Устанавливаем автомобиль на подъемник (смотровую яму);
  • Снимаем колеса;
  • Открываем все клапаны тормозной системы, предварительно подсоединив к штуцерам трубки, по которым будет сливаться старая ТЗ;

Сливаем тормозную жидкость

  • После слива старой жидкости наливаем в бачок главного тормозного цилиндра (находится в подкапотном пространстве) свежую ТЗ. Когда из клапанов польется жидкость, закручиваем их, сажая штуцеры на герметик;

Заливаем тормозную жидкость

  • Прокачиваем ТЗ по системе, нажимая на педаль тормоза (обычно не более пяти раз). Таким образом, из системы удаляется воздух, отработанная жидкость не смешивается с новой ТЗ. Когда педаль тормоза станет твердой, заканчиваем прокачку;

Прокачиваем педалью тормоза

  • Устанавливаем колеса на место.

ЗАМЕНА ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ ПО ВТОРОМУ СПОСОБУ: ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

  • Устанавливаем автомобиль на подъемник (смотровую яму);
  • Снимаем колеса;
  • Открываем клапан, расположенный возле главного тормозного цилиндра, который находится у заднего правого колеса.Сливаем с него жидкость в заранее подготовленную емкость;
  • Наливаем в расширительный бачок главного тормозного цилиндра свежую ТЗ и прокачиваем ее по системе, нажима на педаль тормоза до тех пор, пока из открытого клапана не польется жидкость;

ПРИМЕЧАНИЕ

Если схема тормозных контуров автомобиля параллельная, следующим открываем клапан у левого заднего колеса, далее – у правого переднего, и, наконец, у левого переднего. Если схема расположения контуров диагональная, то открываем клапан у переднего левого колеса, потом – у левого заднего, и в конце – у правого переднего колеса;

Схема тормозных контуров

  • Закрываем клапан, сажая штуцер на герметик;
  • После закачки тормозной жидкости во все контуры устанавливаем на место колеса. Так как при таком способе замены ТЗ воздух в систему не попадает, то повторной прокачки не потребуется.
  • Если вы не уверены в собственных силах, то лучше для проведения операции по замене тормозной жидкости обратиться на СТО.
  • Также смотрите видео по замене тормозной жидкости:
  • Источник: Авто Эксперт

Источник: https://auto-on-line.ru/sovety/kak-zamenit-tormoznoj-zhidkosti-svoimi-rukami.html

Что можно залить вместо тормозной жидкости? – АвтоЖидкость

Некоторые повреждения транспортного средства приводят к утечке тормозной жидкости. Эта проблема приводит к невозможности дальнейшей эксплуатации автомобиля. Если утечка произошла в черте города, то водитель может вызвать эвакуатор и отправится в сервис технического обслуживания для устранения поломки. Но подобное может случиться далеко за городом, либо не будет возможности для вызова эвакуатора, в этом случае потребуется найти альтернативы тормозной жидкости.

Что использовать вместо тормозной жидкости?

Любую жидкость залить в систему не получится. Всё дело в характеристиках тормозного вещества, поэтому требуется подбирать максимально близкую по свойствам жидкость.

Согласно правилам использования тормозной жидкости смешивать вещества с различными показателями или использовать другие продукты запрещено. Однако в некоторых случаях, например, когда произошла утечка жидкости, а совершить экстренную замену не удастся, то вместо неё можно применить следующее:

  • мыльная вода;
  • масло ГУР или автоматической КПП;
  • обычное моторное масло;
  • спирт.

Мыльная вода

Обычную воду заливать нельзя. Это приведёт к ускоренному процессу коррозии. Кроме того, она испаряется при 100ºС, а тормоза постоянно нагреваются. Лучше использовать мыльную воду. При этом в ней требуется растворить большое количество мыла.

Добавление мыла снижает жёсткость воды и не причиняет большого вреда тормозам, поэтому можно смело использовать такой способ, чтобы экстренно доехать до СТО.

Масло ГУР и АКПП

Масло ГУР по своим характеристикам напоминает тормозную жидкость. В экстренном случае им можно воспользоваться и добраться до сервисного центра.

Моторное масло

По своей структуре оно очень густое, поэтому прежде чем использовать его требуется разбавить. Воду использовать нельзя, чтобы избежать коррозии. В этом случае можно воспользоваться соляркой.

Читайте также:  Самостоятельная проверка дмрв и других датчиков

Спирт

Как ни странно, но спирт по характеристикам очень похож на тормозную жидкость. Кроме того, серьёзного вреда для механизмов он не представляет.

Стоит ли промывать систему или заливать тормозную жидкость сразу?

Нужно запомнить, что при использовании альтернативных веществ детали системы подвергаются активному износу. Перечисленные выше варианты можно использовать исключительно для того, чтобы экстренно добраться до сервисного центра и провести замену.

Некоторые водители самостоятельно выполняют данную процедуру. Самое главное, что требуется запомнить – срочная промывка системы после использования временных аналогов. Нужно как можно больше слить заменяемого вещества с системы, чтобы запчасти в будущем не износились.

Также не следует забывать о типе и характеристиках используемой тормозной жидкости. Если в гараже завалялось несколько типов разных веществ, то смешивать их категорически запрещено.

Внимательно следите за состоянием своего автомобиля и всех его систем, чтобы внезапная неисправность не привела к экстренной замене тормозного вещества. И регулярно проходите технический осмотр.

Источник: https://avtozhidkost.ru/chto-mozhno-zalit-vmesto-tormoznoj-zhidkosti-vremenno/

Как заменить тормозную жидкость

  • Нужно ли менять тормозную жидкость, как часто и когда стоит её менять, как заменить тормозную жидкость и сколько тормозной жидкости нужно для замены — разберем эти вопросы в данной статье.
  • Тормоза – очень важный элемент безопасности автомобилистов, и в случае проблем с ними, люди рискуют жизнями.
  • Эффективность тормозной системы пропорционально зависит от качества тормозной жидкости.

Обычно, если жидкость в гидравлическом приводе не подтекает, автолюбители редко задумываются или обращают на это внимание. И это может стать причиной аварий и поломок, которые, конечно, нам не нужны.

Нужно ли менять тормозную жидкость

Обязательно. Условия ее работы нельзя назвать простыми. При езде по городу она может нагреваться до 150 градусов по Цельсию, а в редких случаях и до 180!

Конечно, грамотные инженеры предусмотрели это, но помимо перегрева жидкость меняет свои свойства просто со временем.

Нажимая на педаль, вы открываете доступ воздуху, который в свою очередь попадает в компенсационные отверстия системы.

Совет

Далее тормозная жидкость поглощает влагу. В связи с увеличением процентного содержания воды уменьшается температура кипения жидкости, а так же увеличивается вязкость.

Повышение допустимого процентного содержания влаги и как следствие снижение температуры кипения может сразу стать заметным по поведению вашего авто.

Конкретно это проявляется в виде однократного отказа тормозов, после чего все становится на свои места. При чрезмерном нагреве жидкости образуется паровая пробка.

Если вы заметили такое за своей машиной, есть смысл срочно ее заменить, с целью избежать аварийных ситуаций.

На вопрос: «Нужно ли менять тормозную жидкость?» — специалист Александр Николаев отвечает, что несвоевременная ее замена приводит к выходу из строя поршней суппорта и тормозных цилиндров.

Повышение нагрузки негативно сказывается на теплоотдаче, что может повлечь за собой закипание жидкости.

Как часто менять тормозную жидкость

Разные источники дают разную информацию. Изготовители обычно рекомендуют менять ее каждые 30-40 тысяч километров, или же раз в два года. Все зависит конкретно от вашей машины и стиля езды.

  1. К примеру, производители спортивных автомобилей советуют менять жидкость чаще, нежели у обычных дорожных машин, что составляет около 10 тысяч километров пробега.
  2. Поэтому вы всегда можно выбрать для себя, опираясь на мнения экспертов, как часто менять тормозную жидкость своего авто.
  3. Стоит отметить, что наличие электронных систем по типу АБС на цикличность замены не влияет.
  4. Эксперты компании Bosch, советуют обновлять ее при 3% содержании влаги и сразу же, после приобретения нового автомобиля с рук.
  5. Так же менять жидкость по возможности лучше и пораньше, если становится заметными примеси, а так же потеря прозрачности.

Точно определить состояние жидкости у вас вряд ли получится. Хорошим индикатором может стать для вас цвет.

Если она такого же цвета, какой была только при заливе, то, скорее всего, с ней все в порядке и причин для волнения нет.

Хуже, если же она помутнела, или появился заметный осадок. Использование автомобиля на такой жидкости может привести к разбуханию манжет или поломке зеркала поршней цилиндров.

  • Так же существует более надежный метод для проверки состояния жидкости – специальные тестеры.
  • Найти такие тестеры можно в магазинах автозапчастей, при относительной дешевизне погрешность составляет не более 2-3%.
  • Они подключаются к аккумулятору и устанавливаются на бак гидравлической системы.
  • Существует два способа:
  1. Обратится в СТО и обновить ее с помощью специального оборудования.
  2. Самостоятельно справится с поставленной задачей.

На СТО замену жидкости осуществляют под давлением в две атмосферы, что помогает избежать вероятности попадания воздуха в тормозную систему.

Если с первым пунктом все и так понятно, то второй стоит рассмотреть более подробно. Конечно, самостоятельная замена займет у вас пару часов, против 15 минут на СТО, но зато позволит сэкономить неплохую сумму.

  1. Проще всего заменить тормозную жидкость на машинах без предустановленной системы АБС.
  2. Если вы счастливый обладатель такой системы, для вас все же есть возможность заменить жидкость самостоятельно, используя фирменный сканер.
  3. Так же надо будет убедиться объединены ли гидроаккумулятор, насос и клапан в одном узле.
  4. Если вы никогда не меняли прежде жидкость, лучше попросить помощи или хотя бы спросить, как заменить тормозную жидкость у знающего человека.
  5. Замена жидкости следует производить по отдельности в каждом контуре тормозной системы.

Приниматься за работу нужно с правого заднего колеса, и с той стороны, где находится главный тормозной цилиндр.

Далее вспомните схему контуров тормозной системы своей машины. В случае, если она параллельная, то после замены жидкости заднего правого колеса идет заднее левое, за ним правое и левое передние.

Если же в автомобиле используется диагональная схема, порядок будет таков: заднее правое, левое переднее, после этого левое заднее и правое переднее.

Обратите внимание

Удобнее будет менять жидкость, предварительно сняв колеса. Так же авто обязательно должно стоять на передаче.

Угол, под которым будет располагаться штуцер прокачки на цилиндрах, влияет на удобство выполнения работы.

Если ваш автомобиль оснащен регулятором давления, а колеса вывешены, то надо заблаговременно разблокировать регулятор.

Сколько тормозной жидкости нужно для замены

Обычно тормозная система содержит в себе небольшое количество данной жидкости.

Узнать точное значение можно в руководстве по эксплуатации, где производитель указал, сколько тормозной жидкости нужно для замены в вашем автомобиле.

Скорее всего, он составит от 0.7 до 1.5 л. Для замены вам понадобятся тормозные шланги, диаметр которых 4 и 6 мм соответственно.

Желательно иметь небольшую емкость того же объема, например, обычную пластиковую бутылку и торцевые ключи 9 и 11 мм.

Замена тормозной жидкости так же важна, как и замена масла в двигателе. Возможно, есть смысл менять их в одно время, так как срок службы примерно одинаков.

Но с двигателем немного другая история, его точно придется промывать для качественной замены масла.

Источник: http://avtohomenew.ru/kak-zamenit-tormoznuyu-zhidkost.html

Замена тормозной жидкости своими руками — DRIVE2

Замена тормозной жидкости своими руками: когда нужно обновить жидкость В сервисной книжке есть такая запись: тормозную жидкость надо менять каждые два года. Между тем многие водители не придерживаются этого срока. Вместо полной замены тормозной жидкости многие водители ездят «на доливе», хотя все производители автомобилей четко регламентируют сроки ее полной замены.

Почему тормозная жидкость нуждается в замене?Как поменять тормозную жидкость?Нужно ли прокачивать тормоза?Почему тормозная жидкость нуждается в замене?

Замена тормозной жидкости своими руками: когда нужно обновить жидкость Любая техническая жидкость в автомобиле требует замены. Разная периодичность замены обусловлена функциями технической жидкости. Периодичность замены тормозной жидкости каждый автопроизводитель указывает, как правило, в Руководстве по эксплуатации определенной марки и модели автомобиля.

Средняя периодичность замены тормозной жидкости определяется сроком эксплуатации – 1-3 года, либо пробегом – 30-40 тыс. км. Для классных машин значительно жестче: например, у Мазерати рекомендуют менять через 10 тыс. км пробега, а у Феррари — через 5 тыс. км. Почему? Следует учитывать и режим эксплуатации, т.е. активность использования вами тормозов в аварийном и скоростном режимах.

Важно

Тормозная жидкость работает в очень тяжелых условиях. Даже при «городском» вождении она нагревается до +150°С. Если же нагрузки особо высоки (езда с прицепом, горная дорога, агрессивный стиль вождения и т.п.), то температура тормозной жидкости может достигать +180°С, а при остановке машины кратковременно подскакивать до +200°С.

Конечно, тормозные жидкости рассчитаны на такие нагрузки: их заявленные температуры кипения составляют +205…+265°С в зависимости от конкретной марки.

Но в процессе работы тормозная жидкость неизбежно поглощает влагу, и температура кипения понижается.

Например, если в течение года тормозная жидкость «наберет» 2-3% воды, то температура ее кипения снизится на 30-50°С, то есть она может закипать при 145-160°С.

Это абсолютно недопустимо. Происходит так называемая паровая блокировка тормозов: из-за резкого расширения образовавшихся пузырьков часть жидкости выдавливается в резервный бачок, при нажатии педали оставшаяся жидкость не создает нужного давления (она насыщена пузырями), и педаль «проваливается».

Все это говорит о том, что тормозная жидкость — вещь весьма серьезная, требующая к себе особого внимания. В чем оно заключается? В контроле за состоянием тормозной жидкости.

Кроме этого, существует несколько заблуждений у начинающих автовладельцев о тормозной жидкости. Рассмотрим их.

Замкнутый режим эксплуатации ТЖ – условность

В тормозной системе есть компенсационные отверстия для определенного технологического движения воздуха. А ТЖ гигроскопична, т.е. постепенно впитывает в себя влагу. Именно это приводит в итоге к тому, что все вещества входящие в состав ТЖ теряют свои свойства.

Современные ТЖ можно смешивать

Совет

Замена тормозной жидкости своими руками: когда нужно обновить жидкость Можно, но не все и не всегда. Разные производители выпуская ТЖ придерживаются общих требований к составу.

Но существует еще ряд стандартов, которые применяются производителем для конструктивных особенностей марки-модели автомобиля. Поэтому, на короткий срок доливка ТЖ позволительна.

Но эксперты настоятельно рекомендуют производить замену тормозной жидкостью полностью.

В современном авто можно использовать любые ТЖ стандарта DOT-4

Неправильно. Не распространяясь о типах и видах ТЖ, скажем лишь то, что если вы не профессионал, то просто выполняйте требования изготовителя авто, касаемо типа тормозной жидкости. Не экспериментируйте со своей безопасностью.

С учетом вышеизложенного, автолюбителю не нужно долго размышлять над тем, как часто менять тормозную жидкость – завод уже за нас подумал. Остается лишь выполнять рекомендации специалистов.

Проверка тормозной жидкости

Для проверки качества тормозной жидкости существует тестер тормозной жидкости. Сегодня на рынке представлено большое количество производителей и моделей оборудования для проверки и замены ТЖ. Естественно, перед выбором и приобретением нужно внимательно ознакомиться с параметрами и процедурами, которые выполняются на том или ином приборе.

Электронный тестер тормозной жидкости измеряет температуру кипения ТЖ, и выдаёт определенные температурные показатели: 175С и выше – ТЖ эффективна, между 165-175С – использовать можно, но если она используется более 2-х лет, то пришла пора менять, и ниже 165С – требуется замена.

Как поменять тормозную жидкость?Есть два варианта того, как заменить тормозную жидкость. Первый – это обращение в сервис. Здесь есть мастер, существует специальное оборудование для замены тормозной жидкости, и по времени замена ТЖ займет немного. Честно говоря, и стоимость замены не так уж и велика.

Замена тормозной жидкости своими руками: когда нужно обновить жидкостьВторой вариант – это проведение процесса замены тормозной жидкости своими руками. Сложного в этом нет ничего, главное выполнять правильно все предписания технологической карты. Вначале производится проверка тормозной жидкости, а затем, в зависимости от результата, её замена или нет.

  • Замена тормозной жидкости своими руками
  • Замену тормозной жидкости лучше производить вдвоем. Из инструментов и материалов нам потребуется:
  • Замена тормозной жидкости своими руками: когда нужно обновить жидкость — ветошь, ключ на 8 или 10, желательно специальный зажимной;— резиновый шланг;
  • — какая-либо емкость, лучше прозрачная;
  • — сама тормозная жидкость, рекомендованная заводом-изготовителем вашего автомобиля.
Читайте также:  В одном из городов франции был обнаружен заброшенный автосалон lada

Перед началом работы необходимо открыть регулятор давления задних тормозов, заткнув подходящую по размеру отвертку или штырь между платиной и шариком. Не забывайте по окончанию ремонта все это вытащить.

Теперь можно конкретно перейти к тому, как поменять тормозную жидкость. Последовательность замены следующая:

Замена тормозной жидкости своими руками: когда нужно обновить жидкость Откручиваем крышку бачка и кладем ее на чистую ветошь. Будьте аккуратны, так как с поплавка возможно падение капель тормозной жидкости.Снимите защитный резиновый колпак с клапана стравливания воздуха на заднем правом колесе и наденьте на головку клапана подходящий по размеру резиновый шланг.

  1. Конец шланга опустите в приготовленную заранее прозрачную емкость.
  2. Попросите помощника нажать на педаль до упора и держать ее в таком положении.
  3. Откройте клапан, повернув его ключом на половину оборота, через шланг в сосуд потечет жидкость.

Замена тормозной жидкости своими руками: когда нужно обновить жидкость Когда жидкость перестанет вытекать, закройте клапан, завернув его. Следите за уровнем жидкости в бачке, он должен стать минимальным и только после этого следует доливать новую.

  • Теперь помощник должен отпустить педаль и затем нажать на нее несколько раз и зафиксировать в таком положении.
  • Откройте клапан.
  • Данные действия необходимо повторять до того момента, пока из шланга не начнет течь чистая новая тормозная жидкость.
  • Замена тормозной жидкости своими руками: когда нужно обновить жидкость После этого заверните клапан и наденьте на него защитный резиновый колпачок.

Далее повторяем данные действия с левым передним, левым задним и правым передним тормозными механизмами. Таким образом, получаем, что старая тормозная жидкость полностью поменяется на новую.

Как правило, после данных операций прокачка тормозов не требуется. В завершении работы нужно долить тормозную жидкость до отметки max и закрутить крышку бачка. Теперь Вы знаете как поменять тормозную жидкость самостоятельно.

Нужно ли прокачивать тормоза?Воздух попадает в тормозную систему автомобиля в процессе его обслуживания и эксплуатации, это значительно влияет на эффективность работы системы.

Обратите внимание

Тормозная педаль обязательно даст знать, когда это происходит, она будет мягко проваливаться в пол и делать захват только у самого пола, а автомобиль будет заносить в разные стороны при полном нажатии на педаль тормоза.

По тормозному следу колес, можно определить какой контур плохо работает. Для этого необходимо произвести затормаживание на ровной, чистой площадке, имеющей сухое однородное покрытие, со скоростью 40 — 60 км в час. Признаком наличия воздуха в тормозном механизме будет след от протектора блокируемого колеса.

Чтобы удалить воздух из тормозной системы необходимо ее прокачать. Этот процесс не понадобится, если замена тормозной жидкости будет производиться на оборудовании СТО под давлением.

Прежде чем провести работы необходимо убедиться, что все узлы и соединения привода тормозов герметичны, и только после этого бачок для тормозной жидкости заполнить до максимальной отметки.

Для прокачки понадобится помощник, он необходим, чтобы управлять педалью тормоза по отдаваемой команде.

Замена тормозной жидкости своими руками: когда нужно обновить жидкость Прозрачный шланг, так называемую «установку» для замены жидкости, необходимо надеть на штуцер тормозного механизма, а свободный конец шланга опустить в емкость с тормозной жидкостью. Это собственно и все оборудование для замены тормозной жидкости на данном этапе, которое может понадобиться.

Необходимо нажать на педаль тормоза 4-5 раз для создания в системе значительного давления, что позволит от стенок каналов «оторвать» пузырьки воздуха.

Необходимо отвернуть штуцер на половину или три четверти оборота в тот момент, когда педаль удерживается помощником нажатой.

Важно

Когда педаль достигла своего положения «в пол» штуцер необходимо завернуть. Эти операции придется повторить несколько раз, пока в жидкости, которая вытекает по шлангу, не исчезнут пузырьки.

Никогда нельзя повторно применять использованную уже тормозную жидкость или ту, которая длительное время хранилась в открытом состоянии, так как вполне вероятно ее насыщение воздухом или водой.

Необходимо учитывать при замене некоторые сложные моменты

— В автомобилях, оснащенных задними дисковыми тормозами, имеется регулятор давления тормозов задних колес. В положении, когда автомобиль находится на подъемнике, а регулятор неисправен, осуществление прокачки может быть не возможным.

— Такие автомобили как Toyota Land Cruiser имеют прокачной штуцер в регуляторе давления, который тоже необходимо прокачивать.[/i

— Значение имеет схема прокачивания, которой нужно строго придерживаться и не идти на поводу у бытующего мнения, что прокачку нужно начинать от дальнего колеса. Если прокачать неправильно, то тормоза будут мягкими, а педаль — жесткой. И от количества прокачек ничего не изменится. Тогда вообще не понятно: зачем менять тормозную жидкость – ведь тормоза стали только хуже.

  1. В зависимости от места расположения руля справа или слева, схема прокачивания должна быть такой.
  2. При расположении руля слева:
  3. левое заднее;
  4. правое переднее;
  5. правое заднее;
  6. левое заднее;
  7. правое переднее;
  8. левое переднее.
  9. При расположении руля справа:
  10. правое заднее;
  11. левое переднее;
  12. правое заднее;
  13. левое заднее;
  14. правое переднее
  15. левое переднее.
  16. Возможно, конечно, что изменение схемы прокачки, никак не отразиться на качестве, но, все же, лучше придерживаться именно такого порядка прокачки.
  17. Прокачивание тормозной системы необходимо:
  18. — если замена тормозной жидкости была произведена самостоятельно;
  19. — если педаль тормоза «мягкая»;
  20. — если производился ремонт тормозных механизмов;
  21. — если автомобиль при вождении води из стороны в сторону.
  22. auto.today

Источник: https://www.drive2.com/b/2225609/

Как поменять тормозную жидкость в автомобиле

По сути дела, все жидкости в машине спустя некоторое время утрачивают свои свойства, поэтому их нужно время от времени заменять. Тормозная жидкость не является исключением, т.к. от ее качества зависит безопасность автомобиля. Как поменять тормозную жидкость в автомобиле, расскажет данная статья.

Тормозные жидкости различных производителей, все без исключения, активно впитывают влагу из воздуха.

В случае если в состав влаги входит больше, чем 3,5% тормозной жидкости, то температура кипения жидкости значительно уменьшится. Это может способствовать отказу тормозной системы авто при резких остановках.

Поглощение влаги происходит, чаще всего, через систему «вентиляции» бачка, уплотняющие отвороты и через сальники тормозной системы.

Сертифицированные приборы, способствующие правильно определять состояние тормозной жидкости, отсутствуют в свободном пользовании. Именно поэтому авто-производители советуют заменять тормозную жидкость время от времени, приблизительно каждые 2-3 года использования, тем более при изменении ее цвета, в случае безопасности.

Производим замену тормозной жидкости в автомобиле самостоятельно.

Замену тормозной жидкости можно произвести как самостоятельно, так и с помощью специального оборудования. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки.

В случае самостоятельной замены тормозной жидкости авто-владелец затратит около двух часов, но для работы понадобится помощник. А замена жидкости на специальном оборудовании обойдется, естественно, дороже, но с такой задачей справится и один автомеханик всего лишь за 15-20 мин.

Установка произведет замену топливной жидкости под давлением от 1,5 до 2,0 атмосфер, что, тем самым, приведет к малой вероятности завоздушивания тормозной системы, также  и системы с АБС.

Автолюбители могут себе позволить произвести замену тормозной жидкости на машинах без системы АБС и с ней, когда гидроаккумулятор, насос, а также блок гидроклапанов находятся в одном узле. Целесообразно производить замену тормозной жидкости в автомобилях с интегральной системой АБС с помощью специального сканера.

Замена тормозной жидкости выполняется поочередно в контурах тормозной системы (устройство тормозной системы можно узнать из технического описания автомобиля или по месторасположению магистралей тормозной системы).

К работе приступают с самого удаленного, от тормозного главного цилиндра, колеса:

  • в случае параллельной схемы контуров – с правого заднего колеса, после чего, все происходит поочередно — сначала левое заднее, после правое переднее, и, наконец, левое переднее колесо.
  • При диагональной схеме контуров работа начинается с правого заднего колеса, затем приступают к колесу левому спереди, левому сзади, и заканчивают правым передним колесом.

Лучше всего замену тормозной жидкости производить на автомобиле со снятыми колесами, на смотровой яме или эстакаде. Если таких условий нет, то желательно выбрать ровную площадку, и, последовательно «поддомкрачивая» автомобиль, снимать колеса.

  • Автомобиль должен находиться на передаче.
  • Удобно ли будет производить замену тормозной жидкости, зависит от расположения штуцеров прокачки — где, а также под каким углом они размещены на тормозных цилиндрах.
  • Для работы понадобится приблизительно 1 л — 1,5 л новой тормозной жидкости, просвечивающий шланг (диаметр 5-6 мм), и емкость (например, бутылка из пластика на 1,5 л), а также торцевые ключи на 9 и на 11.
  • Необходимость прокачивания.

Во время эксплуатации и технического обслуживания машины, не исключено, что в ее тормозную систему способен проникнуть воздух, а это способствует уменьшению результативности работы. Об этом оповещает тормозная педаль – она становится на удивление «мягкой», а у самого пола «застывает».

Уточнить, какой контур неисправен, можно по тормозному пути колес автомобиля. Для этого, на скорости примерно 60 км/час резко останавливают автомобиль на ровном и сухом покрытии. След протектора того колеса, которое позже, либо совсем не блокируется, и является признаком завоздушивания механизма тормоза.

Для того чтобы удалить воздух, тормозную систему необходимо прокачать. В случае замены жидкости на СТО на специальном оборудовании, которое подает тормозную жидкость под давлением, прокачку тормозов можно не осуществлять.

Перед тем, как приступить к работе, необходимо удостовериться в герметичности узлов тормозного привода, а после этого наполнить бачок тормозной жидкостью до максимума.

Прокачку можно осуществить только с ассистентом, который будет управлять тормозной педалью по вашим указаниям.

  • Следует надеть на штуцер механизма колеса, которое прокачиваем, «установку», использующуюся для замены тормозной жидкости – шланг, свободный отрезок которого помещен в емкость с жидкостью.
  • Далее необходимо на педаль тормоза резко нажать не меньше 4-5 раз, для того, чтобы в системе создалось высокое давление, и воздушные пузырьки «оторвались» от поверхности каналов.
  • В том момент, когда тормозная педаль удерживается ассистентом, необходимо отвернуть штуцер на ½ — ¾ оборота. Пока тормозная жидкость вытесняется в подготовленную емкость, следует контролировать наличие либо отсутствие в ней воздушных пузырей. После того, как педаль тормоза будет нажата до упора, заворачиваем штуцер. Эти операции необходимо повторять до тех пор, пока из вытекающей жидкости не пропадут пузыри воздуха.

Во всех случаях замены или добавления тормозной жидкости, не рекомендуется повторно применять жидкость, которая длительное время хранилась открытой или сливалась ранее, т.к. в этом случае присутствует высокая вероятность ее загрязнения или насыщения водой и воздухом.

Ручник!

После прокачки системы,  свободное движение тормозной педали может возрасти. Чаще всего, причина заключается в нарушенной работе механизма компенсации зазоров колодок, в задних тормозных барабанных механизмах (обычно, он автоматически подстраивается под толщину колодок по мере их износа).

Если после неоднократных нажатий на тормозную педаль и перемещений рукоятки ручника, пощелкивания в тормозах не слышатся, а ход педали все же увеличенный, необходимо осмотреть тормозные устройства колес, и их отремонтировать.

Источник: http://PortalVAZ.ru/kak-pomenyat-tormoznuyu-zhidkost-v-avtomobile/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector