Дорожные работы. Фото: Front News International
Погнутые диски, испорченные амортизаторы, покореженные бамперы, – это далеко не все проблемы, с которыми сталкиваются украинские водители. Этой зимой автомобилисты все чаще “калечат” свои автомобили на разбитых дорогах.
На трассе Киев-Одесса в серьезное ДТП попали сразу шесть автомобилей. После водители жаловались, что в тумане, откуда ни возьмись, “вынырнула” огромная яма. Один из автомобилей влетел в нее и затем врезался в отбойник.
Некоторым водителям удалось удержать контроль над авто, но многие машины перевернулись. А в авто прибывшей на место полиции врезались грузовик с дровами и фура.
К счастью, никто не погиб, но разбитые автомобили пришлось эвакуировать.
Такие ситуации не редкость, несмотря на то, что на ремонт дорог в 2018 году выделили 11 миллиардов гривен. В большинстве случаев украинцы не догадываются, что за повреждение авто из-за ям на дорогах можно взыскать компенсацию с дорожных служб. Но при этом стоит придерживаться нескольких правил. Каких именно – мы узнали у юристов.
Что делать, если ваше авто пострадало
Предположим, машина попала колесом в яму, и ее выбросило на обочину прямиком в отбойник. Это вина дорожных служб, которые обязаны следить за состоянием проезжей части и вовремя убирать ямы. А постановление Кабинета Министров предусматривает, что “Укравтодор” и коммунальные предприятия должны компенсировать убытки, которые могут возникнуть после использования дорог.
Прежде всего, нужно запомнить: пускай транспорт пострадал не от столкновения с другим авто, это все равно считается дорожно-транспортным происшествием. Поэтому действовать вы должны, как и в случае любой другой аварии: согласно требованиям пункта 2.10 Правил дорожного движения.
- Сразу же остановите движение. Если есть пострадавшие, окажите им первую медицинскую помощь, а затем вызовите “скорую”.
- Включите “аварийку” и осмотрите машину. При наличии повреждений, установите знак аварийной остановки и вызовите полицию. Знак перемещать нельзя, как и другие предметы, имеющие отношение к ДТП.
- Соберите как можно больше доказательств о качестве дорожного покрытия и об условиях, при которых случилась авария. Лучше всего сделать фото и видео дефектного участка дороги и повреждений автомобиля. Очень хорошо, если в машине установлен видеорегистратор: запись будет надежным доказательством. Важна также общая картина места происшествия. Фото стоит делать с привязкой к ориентирам. Например, это может быть заправка, угол здания, остановка, опоры электропередач. Храните эти доказательства: они могут понадобиться в суде.
- Желательно найти свидетелей происшествия, записать их имена и координаты. В суде это лишним тоже не будет.
- Когда полиция приедет, правильно обрисуйте обстоятельства, при которых произошла данная ситуация. Очень важно обратить внимание правоохранителей на то, что ДТП случилось именно из-за ненадлежащего состояния проезжей части.
- Укажите на “выбоину” и настаивайте на составлении админпротокола. Это предусмотрено ч. 4 ст. 140 Кодекса Украины об административных правонарушениях. В графе “причина ДТП” должно быть указано “состояние дорожного покрытия”.
- Проконтролируйте, чтобы в протоколе значилось: вы не могли избежать ДТП по объективным причинам. Например, рядом двигался попутный транспорт, или ям было много, и объехать их было невозможно. Вас будут тщательно расспрашивать, учитывали ли вы интенсивность движения, состояние своего автомобиля, погоду, видимость. Также вопросы могут возникнуть, если вы жалуетесь на яму, которая меньше 15 сантиметров в длину, 60 – в ширину и 5 – в глубину. Если в протоколе напишут, что вы превысили скорость или не соблюдали дистанцию, компенсации вам не видать.
- Если правоохранители вынесут постановление, что виновником ДТП является дорожная организация, то появляются большие шансы возместить убытки. Вам выдадут справку о повреждениях авто в ДТП. Но если фиксировать проблемы отказываются и пытаются списать вину на вас, сдаваться не стоит. Самостоятельно от руки внесите эту информацию к замечаниям к схеме и протоколу.
- Протокол о том, что вы якобы нарушили правила дорожного движения, что и привело к повреждениям авто, нужно будет обжаловать в суде. Тут вам и понадобятся собранные ранее фото и видео. Производство должны будут закрыть.
- Если же протокол составили верно, лучше всего настоять на вызове на место ответственных за содержание участка дороги. Они составят акт обследования этого участка, в котором опишут дефекты дороги и их размеры. Проследите, чтобы в схеме, которую составят дорожники, яма была указана с ориентирами, о которых мы говорили ранее. Важно, чтобы было указано расстояние до края дороги или разделительной полосы. Будет неплохо, если вы составите такую схему места аварии еще до приезда полиции, хоть это и не обязательно. Такой чуткий контроль не будет лишним, ведь есть вероятность, что вы уедете с места ДТП, а яму тем временем быстро залатают. Без схемы доказать ничего не получится
- Через десять дней после ДТП получите копию схемы происшествия.
- Если же дорожники на место не приехали, вооружитесь протоколом от полиции и направляйтесь к ответственным. Возможно, вам удастся договориться с ними. Но если нет, не бойтесь обращаться в суд.
Автоюрист Владимир Караваев в разговоре с NEWSONE советует пострадавшим обращаться к экспертам.
“Когда происходит ДТП, очень важна оценка, мог ли человек его избежать. Полицейский, в силу отсутствия необходимой подготовки, да и даже судья, не могут дать подобную оценку. Это может сделать только эксперт. Важно, чтобы на месте фиксировались все обстоятельства, потому что эксперт не может выехать на данный участок. Полицейский также не всегда может отразить все, что нужно. А экспертная оценка дает существенное продвижение дела”, – рассказал он.
Как выиграть суд
- В суде очень многое зависит от профессионализма юриста. Наймите подкованного специалиста, который будет представлять ваши интересы. Самостоятельно выиграть суд будет трудно.
- Подайте иск в районный суд по месту нахождения ответчика о возмещении ущерба.
Платить за ремонт будет та сторона, на балансе которой находится данный участок дороги. Если проблема случилась в пределах населенного пункта, нужно подавать в суд на органы местного самоуправления, а если на дороге общего пользования, отвечать придется облавтодорам.
В случае с описанной проблемой на Одесской трассе пострадавшие могут требовать компенсацию у Службы автомобильных дорог в Одесской области.
- Оцените расходы на ремонт автомобиля в СТО или у независимого оценщика. Эти расходы и должны будут вам возместить. Оценку можно произвести и до суда, но выгоднее – после подачи иска.
Все потому, что расходы на экспертизу в рамках судебного производства могут возместить.
- В суде придется доказывать, что вы заслуживаете компенсацию в размере нанесенного автомобилю ущерба, поэтому очень важны собранные доказательства. Юристы рассказали NEWSONE, что, в вышеописанном случае коллективный иск вряд ли ускорит развитие ситуации.
Предоставьте суду справку о полученных повреждениях автомобиля, копию схемы ДТП и протокол происшествия, фотографии и видео, заключение экспертов о сумме ущерба, счета с СТО, копии жалоб дорожникам.
- Наберитесь терпения, ведь судебный процесс может затянуться до нескольких лет.
Дорожные службы часто затягивают суды, чтобы избежать ответственности.
Сколько можно отсудить и насколько это реально
В судебной практике были случаи положительных решений по этому вопросу. Доходило даже до полной компенсации стоимости транспортного средства.
Ровно год назад Апелляционный суд Закарпатской области оставил в силе решение о взыскании за подобное повреждение автомобиля. Василию Танчинцу выплатили 11 341 гривну. На тяжбы ушел почти год.
А еще несколько водителей ранее отсуживали у “Киеватодора” суммы от 27 до 37 тысяч гривен, но на это уходило еще больше времени.
Юрист Евгений Грушевец рассказал NEWSONE, что прочувствовал на себе подобную ситуацию.
“Год назад, 2 января 2018, я въехал в яму на центральной улице в Боярке и повредил два колеса. Я вызвал полицию, и она оказалась не на моей стороне. У меня забрали водительское удостоверение. С этим я не соглашался и подал жалобу в суд. Суд признал, что я невиновен, и что права у меня забрали незаконно. Полиция составила админпротокол на ответственного за тот участок дороги. Коммунальное предприятие суд привлек к ответственности за ненадлежащее выполнение. Но суд первой инстанции мне отказал в компенсации.
Я подал апелляцию на это решение, но пока компенсации еще не было. В целом есть практика удовлетворять такие иски. Если вы попали в беду, советую отстаивать правду”, – рассказывает он.
Адвокат Ольга Додух уже уточняла, что получить решение суда в таких делах часто недостаточно, и на практике даже после него компенсация ущерба не гарантируется. А ее коллеги настроены более позитивно.
Они говорят, что чаще всего компенсации удается добиться, если автомобиль вообще не подлежит восстановлению. Если же просто пробито колесо, юристы не видят смысла в тяжбах.
Ведь, если проиграть в суде, придется оплачивать судебные издержки, а это намного дороже простой замены колеса. Кроме того, велика вероятность, что водителя сделают виноватым.
NEWSONE поинтересовался у экспертов, смогут ли пострадавшие из-за инцидента на Одесской трассе получить компенсацию.
“Те, кто первые въехали в яму, скорее всего, получат компенсацию, ведь они не ожидали этого. А все остальные, скорее всего, небезопасно ехали: превышали скорость, не делали скидку на погодные условия. Так что будут проводить экспертизы. А поскольку открыто уголовное производство – и следственные эксперименты. Установят, как именно люди ехали, когда притормаживали. Все факты будут учитывать”, – высказал свое мнение Грушевец. “В описанной ситуации для каждого из пострадавших все индивидуально. Кто-то мог увидеть толкучку, а кто-то действительно не мог избежать столкновения. Решение о лишении прав или о компенсации принимается в зависимости от конкретного случая”, – говорит Караваев.
Что с ремонтом дорог
В селе Прилукское асфальт клали на снег, а в селе Поромов сыпали непосредственно в болото. Нет, это не безалаберность дорожников, как может показаться на первый взгляд. Это испытания специальной новой смеси, которую добавляют в старый асфальт, срезанный с дороги.
Но не все используют инновационную смесь. Дорога “Малая Александровка – Чубинское” после зимнего ремонта всего за пару месяцев пошла выбоинами. На других отремонтированных дорогах асфальт местами выступает над землей, местами не полностью заполняет ямы.
Подобная ситуация сложилась несмотря на то, что каждому из областных бюджетов направили от 300 до 600 миллионов гривен на ремонт дорог. Осуществлять дорожные работы нужно до наступления холодов, но еще в конце сентября из этих денег использовали меньше половины. А до осени не успели даже решить, какие именно дороги будут ремонтировать.
Зато после того, как произошло ДТП на Одесской трассе, дыры залатали быстро. На участке выставили дополнительные наряды полиции, которые контролировали вождение украинцев и могли в случае чего оказать помощь. Произошедшее объяснили частыми перепадами температуры и отсутствием капитального ремонта с момента строительства. Теперь же анонсируют и масштабный ремонт дороги на трассе Киев-Одесса.
Андрей Новак рассказывал: в момент его назначения на должность руководителя “Укравтодора” 95% дорог находились в плохом состоянии. И уже сейчас якобы 67% украинцев ощущают позитивные изменения. С этой оценкой согласны далеко не все водители.
Отремонтированные дороги проверяют дважды в год. Следующая инспекция – в марте-апреле. Можно догадаться, что результаты будут не самые позитивные.
Ну а пока жесткого контроля за осваиванием средств нет, украинцам приходится отвоевывать компенсацию за испорченные транспортные средства самостоятельно.
Если вы пострадали от непрофессионализма дорожников, попробуйте добиться справедливости. Закон на вашей стороне.
Анна Пешкова
Источник: https://newsone.ua/articles/auto/kak-poluchit-kompensatsiju-za-razbitoe-iz-za-plokhoj-dorohi-avto-instruktsija.html
Возмещение ущерба при ДТП через суд
С каждым днем количество аварий на дороге становится все больше. Вполне естественно, что в ДТП страдает множество автомобилей, а их владельцы получают серьезный материальный ущерб. В соответствии с законом, весь ущерб возмещается за счет виновника аварии, то есть того автолюбителя, чьи действия или бездействие привело к возникновению опасности на дороге. О том, как происходит возмещение ущерба при ДТП через суд, рассказывается в этой статье.
На сегодняшний день каждый автовладелец имеет полис страхования ОСАГО, согласно которому пострадавший имеет право получить страховое возмещение от страховой компании. Но в некоторых случаях обязанность по выплате компенсации возлагается непосредственно на виновника ДТП. Как показывает практика, взыскать ущерб с виновника аварии несложно, если имеют место следующие обстоятельства:
- у виновника аварийной ситуации отсутствует действующий полис страхования, или же его срок действия на момент аварии исчерпан. В такой ситуации суд признает право пострадавшего требовать материальную компенсацию непосредственно с виновника ДТП;
- если общая сумма ущерба превышает установленные законом максимальные пределы. Если в процессе судебного заседания будет выявлено, что сумма причиненного ущерба превышает лимит страхового возмещения по закону, то разница будет возложена на виновника аварии;
- если автомобиль получил повреждения, не находясь в движении. Например, если машина стояла на стоянке, и в нее въехал другой автомобиль, то на его владельца будет возложена ответственность за компенсацию материального ущерба, поскольку в такой ситуации страховая компания платить откажется из-за того, что данный случай не попадает в категорию страхового;
- если количество пострадавших превышает три и более человека. В такой ситуации лимит страховой выплаты увеличивается, однако, как показывает практика, даже этой суммы не хватает на выплату полноценной компенсации пострадавшим. В таком случае вся материальная ответственность будет переложена на виновника аварийной ситуации, который будет обязан возместить все расходы пострадавших в полном объеме за свой счет;
- если в результате ДТП у пострадавшего были диагностированы проблемы со здоровьем, и затраты на лечение превышают страховой лимит.
Важно! Страховой полис ОСАГО не предусматривает возмещения морального вреда. Поэтому, если вы хотите получить подобный механизм взыскания, необходимо будет обратиться в суд с соответствующим иском. Как показывает практика, зачастую суд встает на сторону пострадавшего, если он сможет доказать, что его требования целесообразны и соответствуют критериям разумности.
Окончательная сумма денежного возмещения будет зависеть также т того, насколько изношен автомобиль. Таким образом, прежде чем рассчитать справедливую стоимость материального ущерба, оценивается состояние машины.
Это помогает определить реальную стоимость ремонта, и не дает возможность пострадавшему улучшить свое авто по максимуму.
Единственное, на что он может рассчитывать — это на возмещение того вреда, который был причинен машине в результате конкретного ДТП.
Исходя из действующей судебной практики, сумма окончательной компенсации, возложенной на виновника ДТП, будет состоять из следующих компонентов:
- затраты на услуги фирм и организаций, которые оказывают пострадавшим помощь в юридическом сопровождении процесса взыскания и оценочных работ;
- траты на транспортировку автомобиля с места происшествия и его хранение;
- расходы на лечение пострадавшего водителя, в частности восстановление физического и морального здоровья;
- денежные расходы на выполнение комплексного ремонта автомобиля с учетом его износа;
- компенсации затрат на вспомогательные услуги, например, на почтовые пересылки документации;
- денежные траты на реабилитацию и лечение пострадавшего водителя, а также оплату санаторного лечения и сопровождающего в случае необходимости.
Помимо этого, суд также может постановить дополнительно взыскать с виновника ДТП утрату товарной стоимости. Но это происходит лишь в определенных случаях, если в результате дорожного происшествия повреждения были нанесены автомобилю, чей возраст не превышает 2 года (для отечественных моделей) и 5 лет для иномарок.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что законодательство предусматривает компенсацию расходов как материального, так и морального характера. При этом, сумма взыскания должна быть подтверждена документально.
Если по каким-то причинам не предоставить в суд часть документации, сумма ущерба может быть уменьшена.
Что касается морального вреда, то в соответствии с судебной практикой, на получение этого взыскания имеют право люди, которые в результате аварии получили физические травмы, или же психологические повреждения при наличии соответствующих подтверждающих документов от медицинских работников.
Решение о выплате компенсации может быть принято, как добровольно, так и принудительно. Если виновник ДТП признает свою вину, то он должен подписать соглашение, в соответствии с которым принимает на себя обязанность по возмещению всего ущерба пострадавшего. Если же он не согласен, то в таком случае против него может быть начато судебное делопроизводство.
Потерпевший готовит иск к причинителю вреда, в котором указывает все мотивы, побудившие его обратиться в суд, а также перечисляет все претензии, которые он предъявляет в адрес ответчика.
При этом, в иске он должен ссылаться на текущие законодательные нормативы, которые подтверждают его право на компенсацию.
Кроме иска, заявитель обязан подать в суд определенную документацию, которая подтвердит факт дорожной аварии и разъяснит все моменты, касающиеся суммы причиненного ущерба.
Если общая цена иска составляет до 50 тыс. рублей, то подавать его необходимо в мировой суд. Если же стоимость иска превышает эту отметку, то в таком случае заявление должно быть подано в районный суд.
При подаче заявления истец будет обязан заплатить пошлину, которую в процессе судебного рассмотрения можно будет переложить на виновника ДТП.
Кроме того, в окончательную цену иска также включается компенсация за моральный ущерб, а также расходов на судебное производство, которые несет заявитель, и его траты на проведение необходимых мероприятий в соответствии с делом, например, проведение независимой экспертизы и составление калькуляции ремонта.
Если же виновник аварийного происшествия согласен с претензиями со стороны пострадавшего, то между сторонами конфликта может быть заключен мирный договор о выполнении обязательств по возмещению расходов. Стоит отметить, что если подобное соглашение невозможно заключить из-за несогласия виновной стороны, то компенсация ущерба при ДТП через суд — это единственный способ разрешить конфликт.
Стоит отметить, что при установлении обстоятельств, в соответствии с которыми между сторонами процесса может быть заключено мирное соглашение, необходимо действовать в полном соответствии со следующим планом:
- все документы, касающиеся произошедшего столкновения, должны быть оформлены в ГИБДД;
- в установленные сроки была проведена независимая экспертиза, которая определила характер повреждений и стоимость ремонта автомобиля;
- страховая компания выдает отказ в осуществлении материальной компенсации, объясняя свое решение в соответствии с требованиями закона.
Лишь после всего этого, стороны конфликт на дороге получают право подписать между собой мирное соглашение, на основании которого и будут происходить все дальнейшие расчетные операции.
Кроме того, на всякий случай эксперты рекомендуют составлять досудебную претензию о взыскании материального и морального вреда с причинителя ущерба. В данном документе должны содержаться сведения следующего характера:
- информация о виновнике происшествия с указанием его контактных данных;
- данные о самом ДТП, причинах его возникновения и последствиях аварийного столкновения;
- информация об общей сумме ущерба и сроках выплаты компенсации.
Кроме того, претензия также должна быть составлена в том случае, если часть материального ущерба была выплачена страховой компанией, а остаток возложен на виновника аварии, однако он не спешит выполнять свои обязательства. В подобной ситуации в претензии также должна быть указана информация относительно точной суммы компенсации, полученной от страховщиков и сравнение ее с реальной суммой ущерба.
Возмещение ущерба при ДТП через суд со страховой
Возмещение ущерба при ДТП через суд при ОСАГО проводится в том случае, если не удается достигнуть консенсуса между сторонами дорожного конфликта. После обращения в суд, со страховой компании можно получить следующие виды денежной компенсации:
- неустойка в размере 1% за каждый день просроченного страхового возмещения;
- возмещение фактического вреда, причиненного автомобилю в результате ДТП;
- моральная компенсация;
- штрафные санкции в виде 0,05% за каждый день просрочки;
- взыскание всех расходов, понесенных заявителем в результате инициации судебного рассмотрения.
Стоит отметить, что страховые споры рассматриваются судами в соответствии с положениями Закона «О защите прав потребителей». Это помогло предоставить заявителям некоторые привилегии, среди которых:
- отсутствие пошлины при открытии судебного производства;
- возможность обращения в суд по месту жительства;
- получение морального ущерба за некачественные услуги страховой компании;
- взыскание дополнительных штрафных санкций.
Стоит заметить, что при подаче иска, необходимо тщательно описать все повреждения, которые были получены автомобилем в результате дорожного столкновения.
Если вы не знаете, как это сделать максимально правильно, то следует воспользоваться квалифицированной помощью автоюриста, который окажет серьезную помощь при составлении документации и подаче искового заявления.
По закону, подавать иск необходимо основываясь на его итоговой стоимости.
Если она не превышает отметку в 50 тыс. рублей, то иск направляется в мировой суд, если же итоговая цена выше — то заявление стоит отнести в районный суд.
Страховые споры относят к делам повышенной сложности. И потому, если вы хотите, как можно быстрее разобраться с проблемой, то необходимо привлечь на свою сторону грамотного правоведа, который максимально защити ваши права и интересы.
Как показывает статистика, на наших дорогах количество аварийных ситуаций с каждым годом становится все больше. Причин для этого масса. Это и игнорирование действующих ПДД, нахождение за рулем в нетрезвом виде, плохое качество дорожного покрытия и т.д.
Судебная практика в разрешении данных конфликтов весьма многообразна. И исходя из нее, можно сделать несколько определяющих выводов. В большей части случае, касающихся страховых споров, суд встает на сторону пострадавшего, если он докажет факт ущерба, который был ему причинен.
Что касается дел, разбирающих материальную ответственность виновника аварийной ситуации и его страховой компании, то практически все они завершаются в пользу пострадавшего. Однако и тут есть некоторые нюансы.
В частности, сумма ущерба должна быть подтверждена документально, и при отсутствии сопровождающих документов, подтверждающих стоимость нанесенного вреда, суд имеет право, как уменьшить компенсацию, так и отказать в удовлетворении претензий заявителя.
А вот что касается морального вреда, то тут все куда сложнее.
До сих пор не появилась тарифная сетка, которая отвечает за начисление компенсации, и потому суды вынуждены при рассмотрении дел подобного характера пользоваться региональными законами и постановлениями, и руководствоваться аналогичными решениями других судей.
Кроме того, здесь особенное значение придается разумности и целесообразности выплат. Тем не менее, если пострадавший докажет, что из-за произошедшей аварии он испытывает значительные нервные потрясения, то суд встанет на его сторону, и удовлетворит его претензии, если будет доказана их целесообразность.
Источник: http://1avtourist.ru/vozmeshhenie-ushherba-ot-dtp/vozmeshhenie-udtp-cherez-sud.html
Из ямы в суд. Как получить компенсацию от дорожников за повреждения автомобиля? — DRIVE2
В авариях виноваты не только дураки, но и дороги. Что делать, если ваш автомобиль получил повреждения из-за глубоких ям?
В России ужасных дорог больше, чем нормальных. Это не просто жизненные наблюдения, а статистика. По свежим данным Росавтодора, 57,5% трасс в нашей стране не отвечают требованиям. Поэтому не стоит удивляться, что каждый месяц около трети всех аварий происходят из-за плохого дорожного покрытия. Но даже когда в ДТП нет второго участника, можно получить компенсацию за разбитую машину.
В первую очередь ни в коем случае нельзя забывать, что любое повреждение автомобиля во время движения – это ДТП.
И неважно, въехал в вашу машину трактор в поле или вы не заметили столб на улице, сам факт причинения вреда говорит об аварии. Поэтому действовать надо одинаково.
Попали в яму, спустило колесо и потрескался диск? Вы вправе рассчитывать на возмещение ущерба. Главное – вызвать гаишников.
Если вы хотите получить с дорожников компенсацию, этот шаг пропускать ни в коем случае нельзя. Иначе потом попробуй докажи, что машину вы повредили именно на этом участке. В протоколе сотрудники ГИБДД обязаны указать, что именно привело к ДТП.
Зачастую инспекторы стараются установить вину самого водителя – не справился с управлением или не оценил дорожную обстановку. Но надо настаивать на должном оформлении.
Закон “Об автомобильных дорогах” ясно такие случаи описывает: “Пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог, вследствие нарушений технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог”.Сотрудники ГИБДД не просто указывают причину, но и проводят необходимую техническую работу: фото- и видеосъемку места ДТП, а также измерения. Это тоже важный момент, потому что состояние дорожного покрытия четко регламентировано российскими законами. Есть у нас специальный ГОСТ “Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения”. В частности, в нем описаны допустимые размеры ям. Их глубина не может превышать 5 см, ширина – 60 см, длина – 15 см. Все прочие неровности, ограждения, знаки, разметка и вообще все, что связано с состоянием дорог, также прописано в регламенте. Поэтому несоответствие с ним дает хорошие шансы на получение компенсации с дорожников. Но с кого конкретно?
Получить справку о ДТП, конечно, мало, хотя это и полдела. Следом пора составить обращение в компанию, которая отвечает за конкретный участок дороги.
Копаться в интернете или обзванивать чиновников не надо – сами гаишники, оформляющие ДТП, подскажут ответственную организацию.
Вы формулируете требование выплатить компенсацию и прикладываете к нему документы от ГИБДД и результаты независимой экспертизы повреждений. Дело сделано!
Дальше существует два варианта. Компания либо соглашается с претензией и выплачивает согласно экспертизе компенсацию, либо идет до конца и не признает вину. Во втором случае автовладельцу не остается ничего иного, как идти с иском в суд и требовать возмещения вреда уже там.
Алексей Дмитриев
Источник: https://www.drive2.com/b/458255281931969207/
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 мая 2014 г. N 41-КГ14-6 Суд направил дело о взыскании компенсации морального вреда, причинённого в результате дорожно-транспортного происшествия, на новое рассмотрение, поскольку при рассмотрении дела судом было установлено, кто являлся владельцем источника повышенной опасности, а также в чьих интересах и на каких правовых основаниях осуществлялись эксплуатация и техническое обслуживание автомобиля
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Горохова Б.А., судей Корчашкиной Т.Е., Гуляевой Г.А.
рассмотрела в судебном заседании 30 мая 2014 г. по кассационной жалобе Толстова A.В. на решение Неклиновского районного суда Ростовской области от 27 мая 2013 г.
и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 23 сентября 2013 г. дело по иску Вайкока А.Ш. к обществу с ограниченной ответственностью «Дизельмаш-Строй», Бигари А.А., Толстову А.В.
о взыскании компенсации морального вреда, причинённого в результате дорожно-транспортного происшествия.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что кассационная жалоба Толстова А.В. подлежит удовлетворению, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Вайкок А.Ш. обратился в суд с иском к ООО «Дизельмаш-Строй», Бигари А.А., Толстову А.В. о взыскании компенсации морального вреда, причинённого в результате дорожно-транспортного происшествия.
В обоснование своих требований истец указал на то, что в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего по вине водителя автомобиля … Толстова А.В., его отцу Вайкоку Ш.М. были причинены телесные повреждения, от которых последний погиб на месте дорожно-транспортного происшествия. Автомобиль «…
», которым управлял Толстов А.В. по доверенности, выданной Бигари А.А., принадлежит на праве собственности последнему. В результате гибели отца истец и его семья пережили нравственные страдания в связи с потерей близкого человека. Вайкок А.Ш. просил взыскать солидарно с ответчиков руб.
в счёт компенсации морального вреда.
Ответчики иск не признали.
Решением Неклиновского районного суда Ростовской области от 27 мая 2013 г. исковые требования Вайкока А.Ш. удовлетворены частично. С Бигари А.А. в пользу Вайкока А.Ш. взыскана компенсация морального вреда в размере … руб. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 23 сентября 2013 г. решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым с Толстова А.В. в пользу Вайкока А.Ш. взыскана компенсация морального вреда в размере … руб. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Толстов А.В. ставит вопрос о её передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, отмене решения Неклиновского районного суда Ростовской области от 27 мая 2013 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 23 сентября 2013 г.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2014 г.
дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в кассационном порядке и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2014 г.
кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
- Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
- Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
- Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
- В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
- При рассмотрении настоящего дела судами были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
Как следует из материалов дела, 1 октября 2010 г. примерно около 16 часов 30 минут, на грунтовой дороге, на 4-й алее садоводческого товарищества «Черешенка», расположенном в хуторе Лотошники Неклиновского района Ростовской области, Толстов А.В., управляя технически неисправным автомобилем «…
» (превышение допустимого суммарного люфта рулевого управления на рулевом колесе), принадлежащем на праве собственности Бигари А.А., выполняя маневр – движение задним ходом, не убедился в безопасности своего маневра и допустил наезд на пешехода Вайкока Ш.М., который находился позади вышеуказанного автомобиля на проезжей части. В результате чего пешеходу Вайкоку Ш.М.
были причинены телесные повреждения, от которых он скончался на месте дорожно-транспортного происшествия.
Приговором Неклиновского районного суда Ростовской области от 24 августа 2012 г. Толстов А.В.
признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшие по неосторожности смерть человека) по факту указанного дорожно-транспортного происшествия.
Согласно пункту 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.
п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причинённый источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда с собственника автомобиля …» – Бигари А.А., как с владельца источника повышенной опасности.
Отменяя судебное решение, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводом суда первой инстанции о необходимости компенсации морального вреда Вайкоку А.Ш.
, ссылаясь на нормы статей 1079, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что вред истцу причинён в результате виновных действий водителя автомобиля …» Толстова А.В.
, управлявшего транспортным средством на законном основании – доверенности, выданной собственником.
Судебная коллегия находит приведённые выводы судебных инстанций ошибочными, основанными на неправильном толковании положений действующего законодательства по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причинённый его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
При этом работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г.
№ 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни, здоровью гражданина», ответственность юридического лица или гражданина, предусмотренная пунктом 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступает за вред, причинённый его работником при исполнении им своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании заключенного трудового договора (служебного контракта). На юридическое лицо или гражданина может быть возложена обязанность по возмещению вреда, причинённого лицами, выполнявшими работу на основании гражданско-правового договора, при условии, что эти лица действовали или должны были действовать по заданию данного юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ (пункт 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 20 этого же Постановления по смыслу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, в отношении которого оформлена доверенность на управление транспортным средством, признаётся его законным владельцем, если транспортное средство передано ему во временное пользование и он пользуется им по своему усмотрению. Если в обязанности лица, в отношении которого оформлена доверенность на право управления, входят лишь обязанности по управлению транспортным средством по заданию и в интересах другого лица, за выполнение которых он получает вознаграждение (водительские услуги), такая доверенность может являться одним из доказательств по делу, подтверждающим наличие трудовых или гражданско-правовых отношений. Указанное лицо может считаться законным участником дорожного движения (пункт 2.1.1 Правил дорожного движения), но не владельцем источника повышенной опасности.
Таким образом, не признаётся владельцем и не несёт ответственности за вред перед потерпевшим лицо, управляющее источником повышенной опасности в силу трудовых отношений с владельцем этого источника (водитель, машинист, оператор и другие).
Учитывая изложенное, Толстова А.В. можно было бы признать владельцем источника повышенной опасности только при условии, что транспортное средство было передано ему для использования по своему усмотрению.
При рассмотрении дела с достоверностью установлено, что большегрузный автомобиль «…» использовался 1 октября 2010 г. не по усмотрению Толстова А.В. и не для его личных целей, а по поручению ООО «Дизельмаш-Строй» для доставки в садоводческое товарищество «Черешенка» шлака для отсыпки дорожного полотна.
Из объяснений Толстова А.В. и показаний свидетелей Рымаря А.Ф., Петрова А.А., Шевченко Н.Н., Бородина С.Н., содержащихся в протоколе судебного заседания по уголовному делу в отношении Толстова А.В. следует, что Толстов А.В.
перевозку груза в адрес садоводческого товарищества «Черешенка», где произошло дорожно-транспортное происшествие, осуществлял по указанию должностных лиц ООО «Дизельмаш-Строй», с которым находился в фактических трудовых отношениях без оформления трудового договора.
В ООО «Дизельмаш-Строй» он получал заработную плату, выпуск на линию автотранспорта осуществлялся механиком ООО «Дизельмаш-Строй», который ежедневно осуществлял осмотр транспортных средств.
Таким образом, по мнению истца Вайкока А.Ш. и по утверждению ответчика Толстова А.В., он использовал автомобиль не по своему усмотрению, а по заданию должностных лиц ООО «Дизельмаш-Строй», которого является супруга собственника автомобиля Бигари А.А. – Бигари Э.Г.
Между тем ни суд первой инстанции, ни суд апелляционной инстанции не установили фактически имевшие место правоотношения между ООО «Дизельмаш-Строй» и Толстовым А.В., между собственником автомобиля Бигари А.А. и Толстовым А.В.
В рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель ООО «Дизельмаш-Строй» и Бигари А.А. не участвовали, хотя о рассмотрении дела были извещены.
В суд апелляционной инстанции представитель ООО «Дизельмаш-Строй» также не явился, хотя суд предпринял меры по извещению данного ответчика по всем известным адресам. Ни Бигари А.А.
, являющийся одним из двоих учредителей ООО «Дизельмаш-Строй», ни его жена Бигари Э.Г, являющаяся ООО «Дизельмаш-Строй», также в суд не явились.
При таких обстоятельствах дела отсутствуют основания для вывода о том, что при рассмотрении настоящего дела судом были выяснены все существенные для дела обстоятельства, а именно, кто на самом деле являлся владельцем источником повышенной опасности, в результате использования которого 1 октября 2010 г.
наступила смерть Вайкока Ш.М.; в чьих интересах и на каких правовых основаниях осуществлялась эксплуатация и техническое обслуживание автомобиля …
»; на каких правовых основаниях водители большегрузных автомобилей по указанию руководства ООО «Дизельмаш-Строй» осуществляли работы по отсыпке дороги в садоводческом товариществе «Черешенка».
Установление данных правоотношений между указанными лицами имеет существенное значение для дела, так как от них зависит установление лица, на которое может быть возложена обязанность по возмещению вреда, причинённого в результате дорожно-транспортного происшествия.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда с собственника автомобиля и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда о взыскании компенсации морального вреда с водителя автомобиля нельзя признать законными.
В целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции в применении и толковании норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признаёт апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 23 сентября 2013 г. в части вынесения нового решения о взыскании компенсации морального вреда в сумме … с Толстова А.В. в пользу Вайкока А.Ш. и в части отказа в удовлетворения иска в остальной части подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, с учётом всех установленных по настоящему делу обстоятельств и с соблюдением требований материального и процессуального закона разрешить возникший спор.
Руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 23 сентября 2013 г. в части вынесения нового решения о взыскании компенсации морального вреда в сумме … руб. с Толстова A.В. в пользу Вайкока А.Ш. и в части отказа в удовлетворении остальной части иска отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий: | Горохов Б.А. |
Истец просил взыскать компенсацию морального вреда в связи со смертью близкого родственника в результате ДТП, произошедшего по вине водителя автомобиля.
https://www.youtube.com/watch?v=Up2zfPYeba8
Районный суд взыскал компенсацию с собственника автомобиля как с владельца источника повышенной опасности. Апелляционная инстанция сочла, что компенсацию должен выплатить водитель, виновный в ДТП. Он управлял автомобилем по доверенности, выданной собственником.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ направила дело на новое рассмотрение. Причина – не выяснены все существенные обстоятельства. При этом она обратила внимание на следующее.
Тот, кому оформлена доверенность на управление транспортным средством, признается его законным владельцем, если транспортное средство передано ему во временное пользование и он пользуется им по своему усмотрению.
Другое дело, когда он управляет транспортным средством по заданию и в интересах другого лица, за что получает вознаграждение (водительские услуги).
В этом случае указанное лицо может считаться законным участником дорожного движения, но не владельцем источника повышенной опасности.
Таким образом, не признается владельцем и не отвечает за вред перед потерпевшим лицо, управляющее источником повышенной опасности в силу трудовых отношений с владельцем (водитель, машинист, оператор и др.).
Водителя можно было бы признать владельцем источника повышенной опасности только при условии, что транспорт передан ему для использования по своему усмотрению. Между тем автомобиль использовался не по усмотрению водителя и не в его личных целях, а по указанию должностных лиц организации, с которой он находился в фактических трудовых отношениях без оформления трудового договора.
Однако суды не установили фактически имевшие место правоотношения между этой организацией и водителем, между ним и собственником автомобиля.
Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70591406/
Плохая дорога: можно ли получить компенсацию за столкновение с ямой – новости Право.ру
Елена Зайцева застраховала свой Hyundai в ООО «Зетта Страхование». Однако после произошедшего ДТП ей не выплатили страховку, сославшись на то, что водитель автомобиля нарушил ПДД. За страховым возмещением она отправилась в суд, где также попросила взыскать с компании компенсацию морального вреда и штраф.
Суды частично удовлетворили ее требования. Однако в ВС спор разрешили в пользу фирмы (дело № 41-КГ18-6). ВС согласился, что случай не является страховым, поскольку, как указано в договоре между сторонами, в ситуации, при которой ДТП произошло из-за нарушения ПДД, выплата не положена.
Такое условие согласуется с принципом свободы договора, с положениями документа, согласились обе подписавшие его стороны, отметили в ВС. Суду следовало оценить ДТП с учетом условий договора страхования, указали судьи. А ст.
963 ГК («Последствия наступления страхового случая»), на которую сослались нижестоящие инстанции, применима лишь к ситуациям, когда страховой случай уже наступил.
Состояние дороги – дело администрации
Илья Моренов подал в суд на ООО «Магистраль», на главное управление автомобильных дорог Нижнего Новгорода, пытаясь компенсировать ущерб от ДТП.
Автомобиль Моренова наехал на выбоину и опрокинулся в кювет, ремонт обошелся более чем в 180 000 руб.
Водитель заключил, что авария произошла из-за плохой дороги, и попытался взыскать компенсацию с ответственных за ее содержание. Но суды ему отказали.
Согласно справке о ДТП, авария действительно произошла из-за наезда на выбоину. Однако возник спор относительно вины сторон в ДТП. Согласно заключению экспертизы, невозможно установить, мог ли водитель обнаружить опасность вовремя. Но суд заключил, что причиной ДТП стали действия водителя.
Наличие на дороге выбоины не говорит о том, что поломки автомобиля связаны с ДТП, и не свидетельствует о нарушении ответчиками обязательств по содержанию дороги, решили суды.
В ВС не согласились с таким подходом, указав нижестоящим коллегам на обязанность ответственных лиц содержать дороги в надлежащем состоянии.
«Установлены предельные размеры отдельных просадок, выбоин, которые не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см», – напомнили в ВС.
И обратили внимание, что в споре факт недостатков дороги был подтвержден. Аналогичные решения принимались и в других судах.
Так, апелляционным определением Сургутского городского суда от 13 марта 2018 года (дело № 11-38/2018) было оставлено в силе решение мирового судьи о взыскании с городской администрации ущерба по ДТП, в которое истец попал из-за плохой дороги, приводит пример Надежда Попова, юрист «Павлова и партнеры».
Суды обеих инстанций справедливо определи, что в границах города содержать дороги в надлежащем состоянии – обязанность администрации. Однако Верховный суд отправил дело на новое рассмотрение в апелляцию.
Источник: https://pravo.ru/story/203356/
Как взыскать деньги за разбитую подвеску с дорожников?
Я вообще люблю судиться — хлебом не корми, дай права покачать. По распредвалу бракованному судился, с водителями много-много раз, по запчастям на машины. В общем, опыт весьма богатый.
И тут (на волне общения с организаторами митинга «За нормальные дороги!») узнал, что можно взыскать деньги за пробитые колеса и разбитую подвеску с дорожных служб. Ниже привожу небольшую статью на эту тему (автор — Волкова Любовь, журналист) и документы из суда — решение суда по данному вопросу.
Что хочу сказать? РАБОТАЕТ! Уважаемые хозяева автомобилей, судитесь по поломкам машин — пусть это займет у вас 4 часа на оформление ДТП и два визита в суд. Зато, во-первых, возмещение ущеба и судебных расходов — это делается через оценочную компанию. Во-вторых, наказать наших горе-дорожников за их горе-дороги, на которых мы гробим НАШИ автомобили!
«Как известно, в нашей стране существует 2 проблемы: дураки и дороги.
Не секрет, что весной вместе со снегом «тает» и асфальт на дорогах, образуя всевозможные ямы и выбоины, которые трудно заметить под водой. Это часто становится причиной ДТП. Как следствие, пробитые колеса, побитые авто и т.д.
Как попасть в дорожную проблему и не стать одураченным? Если Вы стали жертвой дорожной ямы и пробили колесо Вашего авто, то не нужно пускать это дело на самотек. Необходимо добиваться возмещения ущерба! Для этого, во-первых, включаем аварийную сигнализацию и выставляем знак аварийной остановки сразу после ДТП.
Вызываем ГИБДД. Во-вторых, не забудьте записать имена, фамилии, телефоны и адреса свидетелей, которые смогут подтвердить наличие мы и отсутствие предупреждающих знаков и заграждений, если таковых не имеется. В-третьих, необходимо сообщить о случившемся в ГИБДД.
ГАИ обязано оформить ДТП, потому что (по факту) наезд на яму и поломка — это и есть дорожно-транспортное поисшествие. Дальше нужно сфотографировать дорожное покрытие, где расположена яма. После того, как прибудут инспекторы ГАИ, они измерят яму, составят акт о ДТП и т.д.
Не удивляйтесь, если Вас обвинят в превышении скорости. Это часто случается. Вам придется доказывать, что Вы соблюдали ПДД, но яма оказалась неожиданностью, поэтому избежать ДТП не удалось.
Следующий шаг — нужно выяснить, какая дорожная служба несет ответственность за данный участок дороги (делаем запрос в Администрацию района, где у вас случилась беда).
Сообщив об ответственности ответчиков, Вы можете обратиться в оценочную компанию за оценкой нанесенного ущерба — тут нужно быть аккуратным, желательно сразу при ДТП позвонить в оценочные фимы и уточнить: нужно ли им фиксировать поломки непосредственно на месте и каким образом доставить к ним автомобиль на экспетизу. Это, конечно, расходы — но через суд их можно возместить.
Когда расчет восстановительной стоимости будет готов, можно попытаться договориться с дорожниками о возмещении ущерба в досудебном порядке. Если Вам будет отказано, тогда смело обращайтесь в суд. Помните, что в этом случае Вам необходимо доказать: 1.
Несоответствие дорожного покрытия требованиям ГОСТ ( длина выбоины — 15см., ширина- 60см. и глубина — 5 см.) 2.
Соблюдение Вами скоростного режима и то, что Вы предприняли меры для снижения скорости вплоть до остановки транспортного средства, когда обнаружили опасность.
Думаю, если каждый водитель станет требовать деньги за пробитое колесо, то дорожники поймут, что гораздо дешевле содержать дороги в надлежащем состоянии. Возможно, тогда у нас исчезнут те 2 проблемы, о которых говорилось в начале.»
Решения суда по ДТП из-за ямы (г.Тольятти, взято отсюда: ssokkill.livejournal.com/58958.html):
Как взыскать деньги за разбитую подвеску с дорожников?Как взыскать деньги за разбитую подвеску с дорожников?Как взыскать деньги за разбитую подвеску с дорожников?
теги: жалоба на плохие дороги, плохие дороги, плохое состояние дорог, куда жаловаться на плохие дороги, пожаловаться на плохие дороги, куда пожаловаться на плохие дороги
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернета! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете получать все новые статьи. Пройдите по ссылке, пожалуйста.
Все мы знаем, что время это деньги, поэтому если нужна выжимка полезной информации по теме, а читать весь сайт некогда рекомендую приобрести книгу «Такси как бизнес 3: Как заработать в такси». В книге собрана и систематизирована вся информация по тому, как заработать сдавая машину в аренду под такси, таксуя самому или создавая диспетчерскую. Только опыт и практика, никакой воды.
Источник: https://www.taxi-vopros.ru/kak-vzyskat-dengi-za-razbituyu-podvesku-s-dorozhnikov