Что нужно иметь автомобилисту на случай зимних форс-мажоров?

Форс-мажором (франц. непреодолимая сила) именуют чрезвычайную ситуацию, не запланированную, не предусмотренную и находящуюся вне сферы человеческого влияния, сложившуюся в силу обстоятельств, попытка борьбы с которыми абсурдна, так как не способна изменить ход процесса.

Гражданское право не использует термин «форс мажорные обстоятельства», но упоминает «непреодолимую силу», формирующую ситуацию, в которой один из участников договора начинает непреднамеренно чинить убытки другой.

Участник договора, оказавшийся в тисках форс-мажора, на некоторое время освобождается от выполнения взятых на себя обязанностей и от ответственности за их невыполнение.

Форс мажорные обстоятельства описаны в следующих юридический документах: ГК РФ (Гражданский кодекс) стт.401 п.3, 202 п.1; НК ст.111 п.1 пп.1; Постановление Пленума ВС №7 2016/24/03 стт.8-10; ФКЗ №3 о чрезвычайном положении 2001/30/05 редакция 2016/03/07 ст.3.

Виды форс-мажорных обстоятельств

Рассмотрим, что относится к форс мажорным обстоятельствам. Характерными признаками форс-мажора принять считать:

  • непрогнозируемость;
  • внезапность;
  • неотвратимость;
  • объективная неустранимость в конкретном моменте.

В общем случае к чрезвычайным обстоятельствам относят:

  • природные катаклизмы;
  • техногенные и технические катастрофы;
  • экологические катастрофы;
  • вооружённые конфликты и попытку госпереворота;
  • правительственный мораторий;
  • банковский крах;
  • гибель или внезапное заболевание с угрозой жизни руководителя проекта;
  • другие.

Масштабные катастрофы технического характера и аварии не признаются форс-мажором в случае сознательного использования потенциально опасных (условно опасных) средств и методов вне зависимости от уровня НТП и длительности практического применения (Закон №2300-1 ЗПП 1992/07/02 редакция 2015/13/07 ст.14). То же относится и к коммерческим рискам.

По происхождению и характеру выделяют:

  • Юридический форс-мажор. Сюда относят государственные решения высшего уровня, социальные явления непреодолимой силы (ФЗ № 170 об атомной энергии 1995/21/11 редакция 2016/03/07 ст.54 абзац 2) и иные непредвиденные экстраординарные ситуации, оговоренные сторонами особым порядком и отражённые в тексте соглашения.
  • Объективный абсолютный форс-мажор. Обычно отличается крупномасштабностью и общеизвестностью.

Возникшая ситуация может рассматриваться как форс-мажорная, если она обладает, прежде всего, двумя определяющими признаками: чрезвычайностью по происхождению и непредотвратимостью по развитию и исходу.

С юридической точки зрения понятия «непредвиденность» и «непрогнозируемость» различны при оценке ситуации. Непредвиденность зачастую весьма спорна, так как означает отсутствие знаний в принципе о природе случившегося и объективной возможности возникновения подобной ситуации.

Непрогнозируемость неодолимой силы очевидна: конкретного знания о месте, времени и особенностях происшествия не существует. Именно поэтому оказывается невозможным принять меры для предотвращения события и его последствий.

Следует отметить, что форс-мажорной (непредотвратимой) обычно классифицируют не только саму ситуацию, вызванную воздействием непреодолимой силы, но и её последствия (неотсроченная цепная реакция).

Международная практика форс-мажора

Очевидно, к нерукотворным форс-мажорам относят природные катаклизмы и стихийные разрушительные явления.

Рукотворными форс-мажорами считают чрезвычайные обстоятельства, которые подразумевают прямое/косвенное участие в них людей (вооружённые катаклизмы, военные перевороты, террористические акции, техногенные и экологические коллапсы). В отличие от российской практики, во многих странах к форс-мажорам относят забастовки, мировые и финансово-экономические кризисы, нерегулярность поставки ресурсов (газ, электричество, вода).

Два основных параметра форс-мажора – непрогнозируемость и непредотвратимость – требуют доказательств. Только тогда катаклизм будет классифицирован как форс-мажор.

В противном случае виновная сторона принимает всю меру ответственности за неисполнение контрактных обязательств и обязана компенсировать убытки второй стороне.

Нерукотворные бедствия, признанные и принимаемые во внимание во всём мире, не нуждаются в доказательной (оправдательной) базе. Тем не менее регионы, время от времени оказывающиеся под влиянием особых природных явлений, составляют договор с учётом данного обстоятельства. Сезонность определённых природных катастроф говорит в пользу их относительной предсказуемости и прогнозируемости.

  • сезон смерчей и ураганов на юге американского континента;
  • сезон муссонов в Индии;
  • сезон наводнений и цунами в ЮВА;
  • аномальные морозы в Якутии.

Доказательство непредсказуемости всех рукотворных чрезвычайных ситуаций может показаться нелепым, но если второй участник соглашения сможет доказать, что, как минимум, один сотрудник компании предвидел ход событий, то оперировать форс-мажором не получится, так он окажется опровергнутым.

Непредотвратимость и неразрешимость ситуации тоже не рассматриваются как объективные. В обязанности виновной стороны вменяется детальное доказательство того, что ни единый сотрудник компании был не в состоянии оказать влияние на развитие событий, а попытки предотвратить последствия обернулись неудачей.

Определить в международных отношениях ситуацию как форс-мажорную уполномочена экспертная коллегия, которая оценивает образовавшуюся ситуацию со всех сторон и принимает во внимание аргументированные доказательства.

Форс мажорные обстоятельства в договоре

  • Вероятно, такая непредусмотрительность объясняется недостаточностью опыта и небрежностью.
  • В международных соглашениях этот пункт является обязательным в теле договора.
  • Статья партнёрской договорённости об исключительных обстоятельствах содержит следующую информацию:
  • какие обстоятельства признаются партнёрами форс-мажорными (по проявлениям и характеристикам);
  • подробный перечень форс-мажорных обстоятельств;
  • сроки взаимного уведомления о наступлении чрезвычайных событий, последствия игнорирования данного пункта (ЧС не признаётся форс-мажором);
  • допустимая продолжительность форс-мажора в днях (обычно от 15 до 90 дней, по международным договорам в среднем 50 суток), после чего допускается расторжение соглашения;
  • сколько дней форс-мажор будут считать временным, основание для признания его постоянным или условно-постоянным;
  • недопустимость востребования убытков по форс-мажору;
  • варианты доказательства форс-мажора;
  • права/обязанности участников договора при разворачивании ситуации;
  • действия после расторжения договора;
  • действия на случай неподтверждения факта форс мажорных обстоятельств.

Очень часто предприниматели и бизнесмены включают в форс-мажорный перечень строку об изменения национального законодательства.

«Форс-мажорный» параграф вводят в тело договора (обычно последний) или оформляют приложением. В последнем случае непременно указывают срок действия приложения.

Примерные формулировки пункта договора о форс-мажоре

Пример 1

9. ФОРС-МАЖОР

9.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего договора, если это вызвано обстоятельствами непреодолимой силы, находящимися за пределами влияния сторон.

А именно:

  • стихийные бедствия, эпидемии, пожары, аварии на транспорте и другие обстоятельства;
  • издание нормативных актов запретительного характера государственными органами или органами местного самоуправления.

9.2. Если обстоятельства, указанные в п. 9.1. настоящего договора будут продолжаться свыше 3 месяцев, то любая из сторон может расторгнуть настоящий договор без возмещения другой стороне возможных убытков.

Пример 2

ФОРС-МАЖОР

1. Ни одна из Сторон не будет нести ответственности за полное или частичное невыполнение любых своих обязательств, если невыполнение будет являться прямым следствием обстоятельств непреодолимого (форс-мажорного) характера, находящихся вне контроля Сторон, возникших после заключения Договора.

2. Форс-мажорными обстоятельствами по Договору являются: военные действия, забастовки, пожары, наводнения, землетрясения и иные стихийные бедствия.

3. При этом срок исполнения обязательств по Договору соразмерно отодвигается на время действия таких обстоятельств и их последствий.

Обратите внимание

Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему договору, о наступлении, предполагаемом сроке действия и прекращении вышеуказанных обстоятельств немедленно в письменной форме, известит другую Сторону.

Если невозможность полного или частичного исполнения обязательств будет существовать свыше 3 месяцев, Исполнитель вправе расторгнуть Договор полностью или частично без обязанности по возмещению возможных убытков (в том числе расходов) Заказчика.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46, Санкт-Петербург +7 (812) 309-71-92 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://lawyer-guide.ru/grazhdanskoe-pravo/fors-mazhornye-obstoyatelstva.html

Из чего состоит набор автомобилиста

О наборах автомобилиста многие водители, особенно не имеющие значительного опыта эксплуатации машины, зачастую вспоминают лишь накануне техосмотра или во время неприятных дискуссий с сотрудниками ГИБДД.

Важно, чтобы каждый водитель знал, что представляет собой типичный набор автомобилиста образца 2018 года и другие распространённые автомобильные наборы. Отдельное внимание нужно уделить аптечке, огнетушителю и вопросу о светоотражающих жилетах, имеющему неоднозначную трактовку.

Что должно быть обязательно в наличии

Ответ на этот злободневный вопрос известен практически каждому. Состав автомобильного набора должен обязательно включать три крайне необходимые в любой поездке вещи:

  1. аптечка, укомплектованная всем самым необходимым на случай оказания первой медицинской помощи самому водителю, его пассажирам или другим людям;
  2. огнетушитель на случай форс-мажорных обстоятельств, так как автомобиль всегда считался пожароопасным механизмом;
  3. стандартный знак аварийной остановки.

Такие три вещи, или, как их ещё называют, автомобильный аварийный набор, должны непременно быть у любого водителя, причём отсутствие такого набора или хотя бы одной из вещей считается нарушением официальных правил БДД со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Так, без них прохождение техосмотра окажется проблематичным и, скорее всего, должно завершиться неудачей, а один из вариантов наказания предусматривает штраф — 500 рублей.

Необходимо отметить, что инспекторы ГИБДД не имеют права специально проверять машину на предмет наличия огнетушителя или аптеки (основание – известный приказ № 185).

Новый состав автомобильных аптечек

Необходимость наличия аптечки понимает каждый водитель. Но как она должна быть укомплектована, нередко трактуют по-разному. Поэтому следует напомнить жёсткое требование того, что её обязательно следует укомплектовать теми медицинскими изделиями и препаратами, перечень которых определён в 2010 году.

Отсутствие одного или нескольких из них, или же наличие просроченных, негодных компонентов долгое время тоже считалось нарушением и наказывалось штрафом в размере 500 рублей. Однако требования к новому составу автоаптечек, узаконенные 8 лет назад, стали намного либеральнее.

Теперь водитель вовсе не обязан иметь, как это требовалось раньше, препараты обезболивающего или сердечного характера, а также дезинфицирующие и т. п., а также следить за тем, не истёк ли срок их годности.

Здесь есть своя неотразимая логика, ведь те водители или пассажиры, которые страдают, скажем, от сердечных болезней, и без того постоянно имеют при себе соответствующие медикаменты, поэтому нет нужды дублировать их ещё и в аптечке.

Аптечка нового типа главный упор делает на наличие кровоостанавливающих средств, что тоже вполне резонно, так как главной причиной смертности пострадавших в ДТП статистики называют сильную потерю крови до приезда врачей. Из-за этого от таких аптечек теперь требуется большой ассортимент средств для остановки кровотечений.

Вниманию автолюбителей! В состав аптечных автонаборов теперь должны входить:

  • один жгут для остановки крови;
  • стерильные и нестерильные бинты (шириной от 5 до 14 сантиметров) длиной по 5 метров каждый;
  • два марлевых бинта длиной 7 метров;
  • упаковка стерильных салфеток;
  • набор лейкопластырей;
  • комплекс «Рот-Устройство-Рот»;
  • ножницы;
  • медицинские перчатки и др.
Читайте также:  Устройство карбюратора бензинового триммера

Можно заметить, что по сравнению с предыдущими требованиями отпала необходимость наличия нашатырного спирта, таблеток и иных препаратов. Другие медикаменты могут входить по инициативе самого водителя.

Огнетушитель

Согласно правилам, в авто непременно должны иметься аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки, то есть наличие порошкового или углекислотного огнетушителя является обязательным.

Такое требование тоже вполне объяснимо, ведь нередко во время ДТП автомобиль загорается, но до приезда пожарной помощи не поддавшемуся панике водителю зачастую удаётся локализовать огонь собственными силами, если у него есть исправный огнетушитель.

Нормативы требуют от огнетушителя в легковом авто объём 2 литра, а для грузовых машин – 5 литров, они должны иметь маркировку и быть пригодными к применению. При техосмотре, кстати, не исключена их ревизия путём вскрытия и поверки фильтров.

Нужно ли всегда возить с собой в машине светоотражающие жилеты

В последнее время среди автомобилистов много разговоров о нововведении относительно светоотражающих жилетов. Пункт о них появился в новой редакции ПДД от 18 марта с. г. Ситуация приняла довольно интересный оборот.

С одной стороны, для водителя обязателен жилет, но лишь при определённых ситуациях, чтобы обеспечить свою видимость другим участникам дорожного движения.

Например, когда нужно выполнить остановку за пределами города или села, а вот в пределах населённых пунктов надевать жилет водителю нет нужды.

Важно

Коллизия в том, что сотрудники ГИБДД не вправе требовать и предъявлять жилет просто так, но они имеют право требовать его наличия в ряде специфических случаев.

На практике это означает, что постоянно возить с собой такой жилет нет надобности, тем более что и штраф за его отсутствие не предусмотрен и не грозит.

Однако недооценивать эту юридическую казуистику не стоит, ведь жилет и в самом деле является очень важной для безопасности движения, то есть для здоровья и жизни людей, вещью.

Что ещё можно

Предусмотрительный водитель, ясное дело, не будет настолько самонадеянным, чтобы сознательно игнорировать и нарушать требования закона о наличии набора автомобилиста. Он также постарается, чтобы этот набор был полноценным и эффективным. То есть включит в него, помимо обязательных вещей, ещё и дополнительные, которые могут пригодиться во время дороги.

Учитывая этот очевидный фактор, современная отечественная и зарубежная промышленность выпускает разные модификации наборов, имеющие немалую популярность. Например, дорожный набор автомобилиста из 9 предметов. В него входят сумка, порошковый огнетушитель, аптечка нового типа, знак аварийной остановки, буксировочный трос на вес 6 тонн с двумя крюками, автомобильный компрессор и т. д.

С этим действенным комплектом во многом схож высококачественный набор автомобилиста «Премиум». Он имеет в своём составе, помимо перечисленных выше основных вещей, ещё и светоотражающий жилет, перчатки.

Востребованным является также компактный набор автомобилиста — 6 предметов, среди которых те же обязательные аптечка, огнетушитель и аварийный знак, размещённые в практичной сумке.

Многих автомобилистов прельстил не менее практичный набор автомобилиста «Универсал», где тройку обязательных для машины предметов дополняют светоотражающий жилет, плащ-дождевик, буксировочный трос и перчатки.

Есть, разумеется, и другие подобные универсальные наборы вспомогательного характера. Однако независимо от того, какой именно из них приобретён и что в него входит, главное, чтобы с ним водитель чувствовал себя уверенно, зная, что тот поможет ему в трудную минуту.

Штраф за отсутствие набора

Подытоживая, нужно отметить, что отсутствие набора никакому штрафу не подлежит – он возможен лишь в случае отсутствия трёх ключевых «китов» – аптечки нового типа, огнетушителя и знака аварийной остановки, причём с разными нюансами.

Например, требовать предъявить ему огнетушитель сотрудник ГИБДД не вправе, разве что это делается с целью досмотра всей машины, когда имеется подозрение на наличие в ней предметов, с помощью которых совершено правонарушение.

Но если в отсутствии огнетушителя сознаётся сам водитель или же это установит досмотр, возможно наложение штрафа в размере 500 рублей. Вместо него, кстати, возможно предупреждение водителя, о чём, увы, знают далеко не все автомобилисты.

Источник: https://drivertip.ru/osnovy/chto-vhodit-v-nabor-avtomobilista.html

Тридцать три несчастья: обзор практики по форс-мажору от "Право.ru" – новости Право.ру

В хозяйственные договоры принято включать условие об освобождении сторон от ответственности в случае форс-мажора. Как правило, это шаблонное условие конкретизирует положения ст. 401 ГК РФ, которая закрепляет понятие непреодолимой силы.

Немногим юристам приходилось сталкиваться с применением этой нормы. Тем интереснее судебная практика, которая показывает, что к таким обычным рискам, как кражи, пожары, иные стихийные бедствия, недавно прибавились внешнеполитические риски в виде санкций или военных действий. “Право.

ru” проанализировало, как эти события оценивают суды на примере дел, собранных с помощью системы для юристов Caselook.

Отделить обычное от необычного

Один из ключевых судебных документов, посвященных форс-мажору, – постановление Президиума ВАС 3352/12 от 21 июня 2012 года по делу А40-25926/2011, в котором объясняется, каковы отличия форс-мажора от других, похожих происшествий.

Конфликт между сторонами дела начался после пожара на складе, где общество “Формула переезда” держало имущество банка “Кит-Финанс”, переданное на ответственное хранение. Банк через суд потребовал возместить стоимость всего, что сгорело, но три инстанции ему отказали.

Они прислушались к аргументам “Формулы переезда” о том, что пожару была присвоена четвертая степень сложности и его 13 часов тушили несколько спецотрядов и вертолеты.

Совет

Поэтому суды освободили хранителя от ответственности: они сочли, что невозможность прекратить распространение огня – это обстоятельство непреодолимой силы.

Оно характеризуется не только непредотвратимостью, но и чрезвычайностью, указал Президиум ВАС нижестоящим инстанциям.

Чрезвычайность означает “выход за пределы нормального, обыденного, то, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах”, – разъяснил Президиум.

Пожар на складе к таким событиям не относится, а значит, хранитель все-таки несет ответственность, заключили судьи. 

Формулировкой ВАС достаточно просто пользоваться, она помогает четко определить зону ответственности сторон, полагает Александр Базыкин, управляющий партнер Heads Consulting.

Пожар можно признать форс-мажором, если вызван природными явлениями, в отличие от случаев, когда возгорание случилось из-за технических причин, уточняет Евгений Корчаго, председатель КА “Старинский, Корчаго и партнеры”.

Пожары вследствие поджога суды не относят к обстоятельствам непреодолимой силы. Так же они оценивают хищение имущества. Но бывают ситуации, когда не все так однозначно.

Суд разрешил опоздать

В деле А04-732/2014 суд вступился за сельхозпроизводителя из Амурской области “Амурагрокомплекс”, который задолжал по договору лизинга прицепа. Компания потерпела убытки из-за аномальных ливней летом 2013 года, которые затопили поля и уничтожили посевы.

“Лизинговая компания “КАМАЗ” решила взыскать задолженность и пени через орган, указанный в договоре, – Третейский суд при Торгово-промышленной палате г. Набережные Челны и региона “Закамье”.

Должник ходатайствовал об отложении заседания, чтобы дождаться Амурскую ТПП, которая все никак не подтверждала факт наводнения, несмотря на неоднократные запросы. Однако третейский суд отклонил это ходатайство и 27 декабря 2013 года признал правоту “КАМАЗа”.

Коммерческий арбитраж повел себя недобросовестно, считает Дмитрий Волосов, управляющий партнер юркомпании “Ценные Бумаги Консалтинг“.

Обратите внимание

Лишь 30 декабря “Амурагрокомплекс” получил письмо-подтверждение от Амурской ТПП и решил погасить лишь основной долг, но не пени.

Не согласившись с этим, “КАМАЗ” попытался получить исполнительный лист в государственном арбитраже, но потерпел поражение. Суды двух инстанций процитировали п. 2 ч. 2 ст.

 239 АПК, который предписывает отказывать в выдаче третейского исполлиста, если сторона по уважительным причинам не смогла представить свои объяснения.

Когда засуха – не форс-мажор

Но, как показывает дело А40-151196/2010, в области сельского хозяйства не всегда работают ссылки на климатические аномалии.

В этом процессе “Агроснаб” пытался в судебном порядке расторгнуть договор поставки зерна для Министерства обороны. Как указывал истец, он не смог выполнить свои обязательства ввиду необычайной засухи летом 2010 года.

Ее наступление “Агроснаб” подтвердил указом президента, который вводил в ряде областей чрезвычайное положение.

Однако суды поставщику отказали. Они решили, что засуха – это не форс-мажор для истца, которое является лишь перекупщиком, а не производителем. Ничто не препятствует ему приобрести зерно в других регионах, не пострадавших от стихии, либо на ближнем или дальнем зарубежье, заключили суды.

О чем не нужно сообщать

Согласно п. 1 ст. 404 ГК, должник должен срочно уведомить кредитора о возникшем форс-мажоре. Но, как показывает судебная практика, из этого правила есть исключения.

В 2013 году “ТЭК Транслин” договорился с “Армавирским заводом тяжелого машиностроения”, что тот поставит ему 100 вагонов-цистерн, произведенных в Мариуполе или Полтаве. Тогда никто и подумать не мог, что на востоке Украины вскоре начнутся военные действия.

Через год, не дождавшись вагонов, покупатель направил требование вернуть аванс и уплатить штраф. Армавирский завод сослался на военные действия, а его контрагент обратился в суд (дело № А32-40475/2014).

Важно

Покупатель имеет право не только на возврат аванса, но и на штраф, решил Арбитражный суд Краснодарского края, поскольку продавец не уведомил о наступлении форс-мажора. Решение устояло в апелляции, но Арбитражный суд Северо-Кавказского округа направил вопрос о штрафе на новое рассмотрение.

Кассация обратила внимание на то, что о военных действиях в Донецкой области много говорили и СМИ, и российские государственные органы. А общеизвестные факты в доказывании не нуждаются (ч. 1 ст. 69 АПК).

Суд отошел от формализма и решил спор на основании общих принципов права, комментирует Иван Хорев из юрбюро “Байбуз и партнеры”: не нужно уведомлять о чрезвычайных обстоятельствах, если о них говорят все СМИ.

Если же груз захватили силовым путем в мирное время, когда предпосылок к тому не было, стоит изложить эти факты контрагенту и документально подтвердить их (например, заявлением в правоохранительные органы), говорит Хорев.

Как Дед Мороз вмешался в экономику

В деле А32-19414/2013 суды решали, являются ли форс-мажором настолько сильные морозы и ветер, что они случаются лишь раз в десять лет.

Именно так подрядчик “НоворосСтрой” объяснил, почему опоздал с постройкой мола в Ейском порту на Азовском море.

Читайте также:  Что делать, если фары плохо работают?

Он обратил внимание на то, что в течение шести месяцев (с января по апрель и с декабря по февраль) порт был закрыт для судоходства и производства работ. Заказчик “Росморпорт” решил, что это не оправдание, и заявил в суд иск о взыскании неустойки.

Все три инстанции признали правомерность этого требования. Они решили, что замерзание порта в Ейске – обычное явление, о чем свидетельствуют приказы его капитана.

“Понижение температур наружного воздуха в спорный период, скорость ветра и образование льда не относятся к природным явлениям стихийного характера, так как являются сезонными прогнозируемыми событиями”, – указала кассация.

Она также заметила, что “НоворосСтрой” не представил в дело документов о приостановлении работ в спорные периоды.

ДТП – форс-мажор или нет?

В деле А40-26581/2012 суды разбирались в том, можно ли признать форс-мажором ДТП, в котором перевозчик не был виноват и не мог его предотвратить.

В такую ситуацию попал “Грин Ингрейтед Лоджистикс Рус”, который вез из Вьетнама, Кореи и Китая мобильные телефоны “Самсунг” на грузовике с полуприцепом. Из-за столкновения с автомобилем, который выскочил на встречную полосу, грузовик сгорел вместе с товарами.

Страховщики оплатили ущерб в размере $775 тыс., а затем решили получить эти деньги с перевозчика в порядке суброгации.

Совет

По общему правилу перевозчик отвечает за сохранность груза независимо от вины, однако из него есть исключение, которое и обнаружил Арбитражный суд г. Москвы. Изучив массу доказательств, он решил, что перевозчик создал все условия для сохранности груза, а водитель “Грин Ингрейтед” не был виновен в аварии и не мог ее избежать.

“В международной практике это называют “события вне контроля стороны”, – пояснила судья Галина Ларина в своем решении об отказе в иске. Апелляция согласилась и уточнила, что утеря груза произошла в результате не столкновения, а пожара. Это не самое частое последствие ДТП, поэтому справедливо освободить ответчика от оплаты ущерба.

АС МО не смог согласиться с такими выводами и отменил оба акта. “Суды оценили лишь субъективные критерии, – следует из постановления окружного суда.

 – Но вина участников ДТП не может быть объективным обстоятельством, освобождающим перевозчика от ответственности”.

Авария – это обычный предпринимательский риск для перевозчика, иначе всю его деятельность можно назвать форс-мажорной, резюмировала кассация.

Санкции

Являются ли форс-мажором внешнеторговые санкции? Суды отвечали на этот вопрос в деле А27-819/2014.

В нем учреждение “Школьное питание” взыскивало неустойку с “Сибирского торгового дома ОПТ”, который отказался исполнять соглашение по поставке говядины.

В декабре 2014 года поставщик сообщил о том, что не может снабжать уже закупленным мясом по действующей договорной цене, ведь его стоимость выросла из-за роста курса доллара и санкций.

Несмотря на это объяснение, Арбитражный суд Кемеровской области встал на сторону учреждения. Он указал, что отсутствие на рынке нужных товаров и по нужной цене не освобождает должника от ответственности.

Кроме того, торговый дом мог приобрести товар у другого поставщика, ведь в договоре поставки в школы не было условия насчет определенного производителя, отметил судья Александр Нестеренко.

Он обратила внимание и на пояснение ответчика о том, что мясо тот уже купил, просто не хотел его реализовывать по старой цене. Таким образом, суд признал за учреждением право на неустойку.

Источник: https://pravo.ru/review/view/124504/

Спасатели советуют, что делать, если автомобиль застрял на зимней дороге / Общество / АМУРПРЕСС

Такая ситуация может приключиться с каждым автомобилистом. На улице морозная зима, возможно, снегопад, но ехать нужно.

Если собираетесь в путь, невзирая на погодные условия, предварительно подготовьтесь. 

Перед поездкой нужно обязательно проверить автомобиль и провести надлежащее техническое обслуживание, подготовив его к зимней эксплуатации. Вы, конечно, поменяли шины на зимние и они хорошо накачаны?

Обратите внимание

В багажнике имеется запасная канистра с топливом, масло, запасное колесо, антифриз?

Теперь подготовьте аварийный набор на случай зимнего форс-мажора. Возможен такой вариант развития событий, когда вы не сможете справиться с ситуацией самостоятельно и придется вызывать помощь. Учитывайте такую вероятность и соберите ряд предметов, которые помогут вам чувствовать себя в большей безопасности, ожидая прибытия помощи.

  • Аварийный комплект должен содержать:
  • – зарядное устройство к мобильному телефону и запасной аккумулятор; 
  • – теплую одежду и одеяла; 
  • – щетку для удаления снега и льда с лобового стекла; 
  • – очень хорошо иметь с собой примерно 10 кг песка или гравия (понадобятся для того, чтобы подсыпать под колеса, в том случае, когда автомобиль забуксовал на льду); 
  • – небольшую лопату, чтобы в случае необходимости освободить колеса от снега; 
  • – ручной фонарь и комплект батареек к нему; 
  • – аптечку; 
  • – еду и питье. 

И еще. Вы знакомы с той частью инструкции по эксплуатации к вашему автомобилю, где идет речь об обращении с автомобилем в таких ситуациях? Если пока не довелось – ознакомьтесь перед поездкой. Как правило, там содержатся четкие и конкретные указания, что делать в таких случаях.

Автомобиль застрял в снегу

Выберитесь из автомобиля и оцените обстановку, определив причину прекращения движения. Часто случается так, что автомобиль застрял в снегу.

В этом случае не пытайтесь выбраться с помощью пробуксовки колес, ваши попытки могут привести к тому, что ведущие колеса еще больше погрузятся в снег.

Лучшее, что можно сделать в этом случае – это попытаться откопать автомобиль, выбрасывая снег из-под кузова той самой лопатой, которая припасена у вас в аварийном наборе. Удалив снег из-под днища, таким же образом освободите задние и передние колеса.

Не забудьте про выхлопную трубу – ее тоже нужно очистить от снега, иначе выхлопные газы могут попасть в кузов и салон.

Теперь, когда колеса очищены от снега, подложите под них все, что найдется: автомобильные коврики, камни, доски. Это нужно для того, чтобы получить сцепление с дорогой. Теперь можно пытаться медленно двинуться назад, выравнивая передние колеса по ходу движения для того, чтобы они оказывали сопротивление движению.

Следующий шаг: слабо нажимайте педаль газа и совершайте малые обороты, плавно включая сцепление, придерживая в конце. Аккуратно раскачивая автомобиль взад-вперед, возможно вам удастся утрамбовать колею и выбраться из зимней западни самостоятельно. Если есть помощники, было бы неплохо подтолкнуть автомобиль сзади.

  1. Вы попали в сильную метель
  2. В этом случае следуйте следующему алгоритму действий:
  3. o не паникуйте и соберитесь;
  4. o вызовите спасательную службу (номер телефона занесите в справочник своего мобильного заранее);
  5. o двигатель нужно укрыть чем-нибудь из аварийного комплекта;
  6. o если автомобиль может двигаться, то расположите его двигателем в наветренную сторону;
  7. o чтобы автомобиль не «размораживался», периодически прогревайте его;
  8. o периодически очищайте выхлопную трубу, чтобы выхлопные газы не попали в салон и кузов;
  9. o помните, что ваш не занесенный снегом автомобиль является ориентиром для поисковой группы, и периодически очищайте его от снега.
  10. o даже если очень устали, до приезда поисковой группы постарайтесь не спать, чтобы держать ситуацию под контролем.
  11. Автомобиль заглох

Выберитесь из машины и оцените обстановку. Постарайтесь сориентироваться, где вы находитесь и как далеко от населенного пункта. Если вызываете поисковую группу, до ее приезда не ложитесь спать, даже если на дворе ночь. В том случае, если решите обратиться за помощью в недалеко расположенный населенный пункт, старайтесь в пути придерживаться трассы или дороги.

Если ситуация несёт угрозу вашей жизни или жизни окружающих необходимо звонить на единый номер телефона спасения: со стационарных телефонов – “01”, с мобильных телефонов – “101” или “112”., сообщает пресс-служба ГУ МЧС по Хабарвоскому краю.

Источник: http://amurpress.ru/society/10008/

Форс-мажор в договорах индивидуальных предпринимателей – Всё об индивидуальном предпринимательстве

В правильно составленном договоре обязательно присутствует пункт, в котором говорится о форс-мажорных обстоятельствах.

Определение этого понятия перекликается с формулировкой другого, оба они приобрели признаки тождественности и являются названиями одного и того же явления.

Итак, форс-мажор или обстоятельства непреодолимой силы — это чрезвычайные и не зависящие от действий и воли участников сделки обстоятельства, по причине которых стороны договора не могут выполнить полностью или частично свои обязательства по договору.

Важно

Форс-мажор — это возникновение пожаров, наводнений, землетрясений, и любых других стихийных бедствий. К обстоятельствам непреодолимой силы относятся социальные события, которые нарушают привычный спокойный ход жизни.

Форс-мажор в переводе с французского означает воздействие «непреодолимых сил». Они должны носит такой характер, когда их нельзя предусмотреть, устранить или предотвратить.

От этих событий полностью зависит выполнение работ, они нарушают ход жизни так, что никакая коммерческая работа не может быть осуществлена.

При наступлении таких обстоятельств договор между сторонами не только не может быть выполнен, но и исключается всяческая ответственность за нарушение его условий.

Оперируя понятием, надо знать что слово «форс-мажор» в российском законодательстве не присутствует. Грамотно говорить — обстоятельства непреодолимой силы. Это понятие для заключения договоров определяется в Гражданском Кодексе РФ в п.3 ст.

401. В статье говорится, что это обстоятельства, которые не могут и не могли быть предотвращены стороной, которая несла ответственность за исполнение того или иного пункта договора. И это влияние сделало невозможным выполнение условий договора.

Надо понимать, что при возникновении претензий по поводу неисполнения пунктов договора пострадавшей стороной инициируется разбирательство в одной из судебных инстанций.

И стороне, инициировавшей претензию, придется доказывать вину второй стороны, а той, в свою очередь — доказывать, что в сроки выполнения договора действовали обстоятельства непреодолимой силы.

Совет

И разногласий будет тем меньше, чем тщательнее будут прописаны условия форс-мажора.

Каждый предприниматель в своей работе испытывает различные неприятные влияния внешних факторов, он их отлично знает. Следовательно, если их изложить в договоре в пункте «Форс-мажорные обстоятельства», можно избежать негативных последствий финансового характера при их возникновении.

В каждом пункте форс-мажорного воздействия желательно прописать исход и последствия неприятностей внешнего характера, что надо будет сделать впоследствии и будут ли возникать меры финансовой ответственности, в каком процентном соотношении.

Читайте также:  Почему «закипают» тормоза?

Еще один важный момент в действии форс-мажорных обстоятельств. О них идет речь в подпункте 1 пункта 1 статьи 111 Налогового Кодекса РФ.

В статье говорится о том, что если вина нарушителя договора была исключена по причине воздействия обстоятельств непреодолимой силы, в результате чего произошло налоговое правонарушение, то нарушитель не признается виновным в неуплате или в несвоевременной уплате налогов.

Как уже было сказано, форс-мажор — это стихийные бедствия, военные конфликты и действия, забастовки, революции, перевороты государственного строя и пр.

Но надо понимать, что к таким фактором воздействия не являются обстоятельства коммерческого риска. Это изменение цен, стоимости валюты, скачки на финансовых рынках, фондах, биржах и пр.

Все обстоятельства непреодолимой силы юристами делятся на две группы.

Первая группа — природная и техногенная. Это уже перечисленные природные факторы — наводнения, смерчи, засухи, землетрясения, ураганы, непрекращающиеся ливни на протяжении длительного периода, заморозки, уничтожившие растительность и пр.

Обратите внимание

Техногенные катастрофы — это внезапные повреждения и поломки на предприятиях, на экономических объектах, которые произошли по причине внешних факторов, но не по причине неграмотности персонала, неквалифицированных действий сотрудников. Это очень сложно доказывать, поэтому все возможные нюансы надо прописывать в договоре.

А именно — признаки техногенной катастрофы и признаки неграмотных действий персонала.

Вторая группа — социальные причины наступления форс-мажорных обстоятельств. Они создаются и реализуются людьми, все события создают существенный беспорядок в государственном укладе, они делают невозможным выполнение договорных обязательств.

К таким обстоятельствам относят войны, путчи, производственные забастовки, различные общественные волнения, даже действия государственных органов власти, которые издают те или иные законы, противоречащие предыдущим принятым нормам.

В России уже многие годы инициативными народными группами используется такой метод достижения договоренностей с властями, как перекрытие значимых трасс, дорог с помощью собранной толпы. Из-за этого может существенно пострадать скоропортящийся груз, в этом случае обстоятельства могут признаваться форс-мажорными.

Каждый конкретный случай возникновения форс-мажора индивидуален и практически непредсказуем, поэтому требуется его подробное изучение экспертами, лучше всего независимыми, с составлением акта обследования.

И только после этого можно будет сказать, присутствовали в ситуации обстоятельства непреодолимой силы или нет.

Полного списка ситуаций, которые можно отнести к форс-мажору, именно поэтому не существует, при описании их в договоре лучше опираться на собственный опыт в определенной сфере деятельности.

Важно

В международной практике выделяют несколько элементов возникновения форс-мажорных обстоятельств.

Они признаются и принимаются во внимание, если произошедшее событие никак не зависит от воли сторон, ни один человек, представляющий стороны, не может контролировать наступление обстоятельств.

Если же стороны хоть в некоторой мере могли повлиять на ситуацию, и это является доказуемым, то ответственность за нарушение договорных обязательств все же наступает.

Форс-мажором является событие, которое невозможно было предсказать. Здесь опять действует тот же принцип — если пострадавшей стороне удастся доказать, что сторона-нарушитель могла хоть в малейшей степени предвидеть ситуацию и не предприняла никаких мер, то форс-мажор не подтверждается и несется полная ответственность.

Степень невозможности предвидеть событие определяется в договоре заблаговременно. Обязательно указываются все тонкости и подробности событий, приблизительное время (к примеру, учитывается сезонность) и место, где могут произойти неприятные внешние воздействия.

Следующее условие — невозможность противостоять событию, которое нарушило обычный ход жизни.

Каким бы не было обстоятельство, надо будет доказывать, что ни один человек компании никак не мог повлиять на ход событий и не мог предотвратить последствия полностью или частично.

Если же будет признано, что такая возможность существовала, то придется забыть о форс-мажоре и начать компенсировать пострадавшему убытки. Только экспертная комиссия может определить, что невозможность противостоять событиям была абсолютной и окончательной.

Совет

Международные правила признают форс-мажором натуральные катастрофы (природные), военные действия и акты терроризма, национализация экономических объектов, забастовки, перебои с электричеством.

За рубежом форс-мажором признаются даже экономические мировые кризисы и финансовые катаклизмы, чего не скажешь о России. Сколько бы бизнесменов можно было бы спасти от разорения, если бы существовала схема их поддержки в 2008 году.

И восстановление российской экономики шло бы гораздо быстрее.

Не относят к обстоятельствам непреодолимой силы такие обстоятельства, которые произошли по неосторожности сторон или в результате их неправомерных, халатных или даже преступных действий.

Пункт с описанием обстоятельств непреодолимой силы существует практически во всех шаблонах договоров, некоторые индивидуальные предприниматели его сознательно исключают, экономя бумагу.

В этом случае говорит привычная человеческая надежда на «авось» и понимание, что все это может произойти с кем угодно, только не со мной. Но вдруг наступает день, когда все-таки происходит событие непреодолимой силы и бизнесмен оказывается совершенно к этому не готовым.

В любом случае лучше застраховать себя от внешних факторов, тем более, что это совершенно не трудно — просто внести в договор соответствующий пункт.

Форс-мажор, как правило, является последним пунктом договора, также обстоятельства могут быть изложены в дополнительной части. Если же форс-мажор излагается в дополнительном соглашении, то обязательно указываются сроки, в течение которых будут действовать эти условия.

Если обстоятельства непреодолимой силы наступают, то стороны обязаны как можно более быстро известить о них друг друга. Причем все события должны быть документально зафиксированы, эти документы прилагаются к уведомлению о начале действия форс-мажора. Если такого уведомления не произошло, то считается, что форс-мажор не действовал и никаких компенсаций виновник нарушения договора не получит.

Последствия форс-мажора

Последствия, наступившие после возникновения форс-мажорных обстоятельств, могут быть различными, в зависимости от индивидуальных условий договора.

Это полное или частичное освобождение от ответственности, прекращение договорных отношений, назначение какого либо срока на исправление последствий, возврат потерянной прибыли, которая выражается как в деньгах, так и в иных измеряемых параметрах.

Форс-мажор в зависимости от характера может быть временным, это когда он наступил, с фиксированной датой, и когда он имеет четкий срок окончания. Второй вид форс-мажора — постоянный, когда обстоятельства непреодолимой силы действуют неограниченное время и невозможно предсказать, когда они закончатся. В этом случае договор считается расторгнутым, меры ответственности никакие не применяются.

Длительность форс-мажорных обстоятельств

Временный форс-мажор может длиться 10-15 дней и не более. Если же он действует более месяца, то его можно признать постоянным. На скоропортящиеся товары он устанавливается на 15-20 дней, на оборудование, промышленные товары — от 3 до 6 месяцев. В международной практике форс-мажор на продукты длится 50 дней, после этого срока договор расторгается.

Информация в пункте о форс-мажоре

В пункте о форс-мажоре должна быть указана следующая информация: определение характера обстоятельств, условия об освобождении сторон от обязательств без ответственности, перечень обстоятельств, которые стороны признают форс-мажорными. В договоре должна быть сделана оговорка, что обстоятельства должны быть чрезвычайными, непредвиденными, что они не зависят от воли сторон, и относятся к явлениям, не связанным с деятельностью сторон.

В пункте договора надо прописать, что стороны обязаны уведомлять друг друга о наступлении форс-мажора, о предполагаемой его длительности, хорошо бы приложить форму такого уведомления. Сторонами утверждается форма документа, который должен будет подтвердить наличие форс-мажора, его возникновение и действие во времени, а также название организации, которая должна будет выдать такой документ.

В пункте о форс-мажоре надо указать, что может быть, если уведомление отсутствовало или поступило несвоевременно. Обязательно продумываются сроки двух видов — при которых контракт приостанавливается и при которых аннулируется.

Обратите внимание

Права и обязанности сторон при возникновении форс-мажора, порядок расчета после прекращения договора, ответственность за убытки, если форс-мажор не будет подтвержден и любые иные условия также входят в последний пункт договора.

Примерные формулировки пункта договора о форс-мажоре

  1. В случае возникновения каких-либо обстоятельств, препятствующих полному или частичному выполнению любой из сторон ее обязательств по данному Контракту, а именно, пожара, стихийных бедствий, войны, военных действий любого характера, блокады, запретов на экспорт или импорт или других обстоятельств, находящихся вне контроля со стороны, время, оговоренное на выполнение обязательств, отодвигается на период времени, равный тому, в течение которого такие обстоятельства остаются в силе.Если указанные обстоятельства будут продолжаться более 6 месяцев, каждая из сторон имеет право расторгнуть дальнейшее выполнение Контракта, и в этом случае ни одна из сторон не имеет права требовать компенсации от другой стороны.
    Сторона, для которой становится невозможным выполнение обязательств по Контракту, должна немедленно сообщить другой стороне о наступлении этих обстоятельств. Подтверждение ТПП страны Продавца или Покупателя будут достаточным основанием наступления указанных обстоятельств и их длительности.
  2. 1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное невыполнение обязательств по настоящему Контракту, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: пожара, наводнения, землетрясения, войны, военных действий любого характера, блокады, эмбарго на экспорт или импорт, и если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение настоящего Контракта. При этом срок выполнения обязательств по Контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали такие обстоятельства и их последствия. 2. Сторона, для которой создалась невозможность выполнения обязательств по Контракту, обязана о наступлении и прекращении вышеуказанных обстоятельств немедленно известить другую сторону. Несвоевременное извещение об обстоятельствах непреодолимой силы лишает соответствующую сторону права ссылаться на них в будущем. Это сообщение должно быть подтверждено торговой палатой страны продавца. 3. Надлежащим доказательством наличия указанных выше обстоятельств и их продолжительности будут служить свидетельства соответствующих торговых палат.

    4. Если обстоятельства и их последствия будут длиться более 4 месяцев, то каждая из сторон будет вправе аннулировать Контракт полностью или частично, и в этом случае ни одна из сторон не будет иметь права потребовать от другой стороны возмещения возможных убытков.

Е.Щугорева

Источник: http://indivip.ru/obrazcy-dokumentov/fors-mazhor-v-dogovorax.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector