Одним из самых опасных дорожных условий в зимний период – гололед.
Появление тонкой ледяной корки на поверхности дороги даже получило среди автолюбителей свое название – «день жестянщика», ведь именно при гололеде возникает самое большое количество ДТП, в основном мелких – несильные столкновения с другими авто, отбойниками и иными препятствиями. И виной этому – незнание правил управления автомобилем в гололед.
Подготовка авто. Выбор шин
Приготовления автолюбителя к сложным зимним дорожным условиям следует начинать с подготовки самого авто. И основное условие здесь – установка на авто шин зимнего типа. Но нужно еще правильно выбрать резину.
Для движения по дороге, покрытой снегом лучшее сцепление с дорогой обеспечивают шины к крупным глубоким протектором. А вот для гололеда больше подходит резина, протектор которой имеет мелкосеченый рисунок протектора (так называемая «Паутина» или «Липучка»). Улучшить сцепление на гололеде помогают шипы.
Поэтому если в вашем регионе ледяная корка на дороге – явление частое, то предпочтение следует отдать именно «Липучке» с шипами.
В остальном подготовка авто к зиме не отличается от регламентных работ – проверки уровня и состояния технических жидкостей, регулировки углов установки колес, замене тормозных колодок, заливке в систему омывания лобового стекла «незамерзайки» и т. д.
Обязательно оснастите авто средствами для решения проблемных ситуаций – лопатой, буксировочным тросом, цепями или браслетами противоскольжения.
Второй этап подготовки выполняется непосредственно перед выездом. Перед отправлением в путь нужно хорошо погреть двигатель. И делать это нужно для того, чтобы система обогрева хорошо прогрела салон, и обеспечила оттаивание стекол.
Пока машина прогревается, следует тщательно очистить ее от снега и инея. Причем счищать их следует не только со стекол, а также капота и крыши. При торможении снег с крыши может съехать на лобовое стекло и сильно граничить обзор. То же происходит и со снежной шапкой на капоте, но она перекрывает обзорность при разгоне.
Очистить нужно также фары, ПТФ и заднюю световую сигнализацию. Благодаря хорошему освещению другие участники заблаговременно увидят ваш автомобиль и маневры, которые вы совершаете.
Основные правила движения
Основная проблема поездок в гололед – недостаточное сцепление колес с дорогой, из-за чего легко теряется управление автомобилем. Поэтому при таких дорожных условиях следует соблюдать ряд основных правил:
- Использовать только спокойный режим движения (без резких воздействий на педали газа и тормоза, исключить частые маневрирования и перестроения);
- Соблюдать скоростной режим (лучше ехать медленнее, но с полным контролем поведения авто);
- Придерживаться дистанции между автомобилями;
- Постоянно следить за дорожной ситуацией;
- Обеспечить хорошую заметность авто (включить фары, габаритные огни);
- Соблюдать ПДД;
Все эти правила позволят снизить вероятность потери управления авто и избежать ДТП.
Опасные действия водителя
Гололед опасен тем, что машина из-за недостаточно сцепления с дорогой очень легко уходит в занос, выйти из которого можно только выполняя определенные действия. Неправильное поведение водителя в такой ситуации усугубляет положение и приводит к полной потере контроля над машиной.
В целом, во время движения по гололеду не допускается:
- Агрессивные воздействия на рулевое управление;
- Резкие нажатия на педали газа и тормоза;
- Движение «накатом» (двигаться на «нейтрали»);
Во время движения по гололеду поворачивать рулевое колесо нужно плавно. Также следует учитывать, что из-за скользкой поверхности дороги авто реагирует на повороты колес с запозданием. Этот фактор зачастую и становиться причиной заносов.
Водитель пытаясь повернуть, вращает руль на предполагаемый угол, но авто продолжает прямолинейное движение. Естественная реакция автолюбителя – довернуть руль, а из-за избыточного угла поворота, задние колеса начинают терять сцепления и задок начинает уходить вбок.
Правильным же действием водителя является поворот колеса на нужный угол и выжидание времени, когда машина начнет входить в поворот.
Резкие нажатия на акселератор и тормоз всегда приводят к потере сцепления колес с дорогой. В случае с педалью газа из-за излишней тяги колеса начинают «шлифовать» поверхность, при торможении же из-за полной блокировки колес, шины начинают просто скользить по поверхности.
Отметим, что при движении по гололеду следует уменьшить воздействия на тормозную педаль насколько это возможно.
И если все же возникла потребность нажать на нее – делать это необходимо прерывисто (нажали-отпустили-нажали) и при этом плавно, чтобы исключить полную блокировку колес.
Если на авто есть АБС, то можно жать на тормоз просто плавно, а прерывистый режим торможения обеспечит сама система.
А вот что касается педали газа, то она является одним из основных инструментов сохранения управляемости автомобиля. Правильное управление тягой авто дает возможность выйти из заноса и контролировать поведение авто. Именно из этого условия выходит следующее – нельзя по гололеду двигаться «накатом», поскольку сохранение тяги на колесах позволяет сохранить управляемость.
В целом, все воздействия водителя на органы управления машины должны быть плавными и не чрезмерными.
Выход из заноса. Вхождение в поворот
Занос – одна из самых опасных дорожных ситуаций, поэтому каждый водитель должен хорошо усвоить действия, которые помогут выйти из него. Основное условие выхода из заноса – поворот управляемых колес в сторону этого заноса.
То есть, если зад автомобиля начал уходить вправо, то и руль следует поворачивать в эту же сторону. Но здесь важно не переусердствовать – управляемые колеса должны стать так, чтобы обеспечить прямолинейное движение.
А вот дальнейшие действия водителя зависят от типа привода машины.
Поскольку на переднеприводных моделях передняя ось является как управляемой, так и ведущей, то для выхода из заноса нужно добавить тяги на колесах (плавно нажать на педаль газа). За счет этого передок машины начнет «вытягивать» задок из заноса.
В заднеприводных же авто наоборот – необходимо сбросить газ. Из-за уменьшения тяги на ведущих колесах задок начнет притормаживать и довернет передок, выровняв автомобиль.
Часто причиной ухода в занос является неправильное вхождение в поворот. При повороте на машину воздействуют центробежные силы, которые при недостаточном сцеплении с дорогой приводят к сносу автомобиля.
Существуют определенные правила вхождения в повороты:
- Скорость движения необходимо снизить, причем сделать это следует до начала поворачивания руля (достаточно перед поворотом сбросить газ, из-за чего вес авто сместиться на передок, догрузив управляемые колеса и обеспечив им лучшее сцепление);
- Поворот руля должен осуществляться на небольшой угол (при этом следует дождаться, чтобы автомобиль начал входить в поворот);
- После того, как машина начала поворот, нужно немного добавить тяги на ведущие колеса (плавно нажав на педаль газа).
При соблюдении этих правил можно проехать поворот без проблем. В случае же заноса следует принимать меры в зависимости от типа привода автомобиля.
Торможение и начало движения
Тормозить на гололеде тоже необходимо правильно. Как уже отмечено, воздействия на тормозную педаль нужно уменьшить до минимума. Поэтому лучшим способом является торможение двигателем и трансмиссией (подходит только для авто с МКПП). Суть такого торможения сводится к постепенному снижению скорости путем перехода на низкие передачи.
Но этот метод торможения использовать нужно заблаговременно. Делается он так: водитель сбрасывает полностью газ, включает на КПП «нейтраль», перегазовывает (увеличивает обороты мотора) и включает пониженную передачу.
Такой алгоритм действий выполняется до перехода на 1-ю передачу, после чего можно использовать тормоз (прерывистыми нажатиями) для полной остановки авто.
Что касается моделей с АКПП, то водителям таких машин остается только сбросить газ и ждать, пока трансмиссия сама не перейдет на пониженные передачи при этом можно плавно подтормаживать.
Основное условие торможения на гололеде – во время нажатия на педаль тормоза нельзя пытаться менять направления движение рулем, иначе авто уйдет в занос.
Набор скорости на гололеде должен осуществляться максимально плавно. При начале движения важно подать на ведущие колеса столько тяги, чтобы не возникло пробуксовки.
Поэтому нажим на газ должен быть минимальным, при этом не стоит переживать, что двигатель заглохнет, поскольку из-за недостатка сцепления нагрузка при старте на мотор будет значительно ниже, чем при начале движения по сухой твердой поверхности.
После начала движения разгон также осуществляется плавно. Если на авто установлена МКПП, то разрывы потока мощности от мотора на трансмиссию должны быть максимально кратковременным.
Выезжаем из сугроба
Нередко зимой возникает проблема сильного засыпания авто снегом на стоянке. С сугроба тоже нужно уметь правильно выехать, ведь любые резкие действия часто приводят к сносу авто.
Чтобы выехать из сугроба нужно сначала прочистить колею для него (вот здесь и пригодиться лопата).
Чтобы снизить вероятность сноса авто, стартовать с места нужно с выровненными колесами. Сначала следует попытаться выехать из сугроба на малом газу, но если авто буксует на месте – тяги можно добавить.
Если «игры» газом не помогли и авто стоит на месте – можно попытаться выехать «в раскачку» (переменно включая заднюю и 1-ю передачи). За счет инерции и постепенно увеличивающегося пути прохождения колес, автомобиль выталкивает из сугроба.
Пытаясь выехать из сугроба на парковке, следует кого-то попросить контролировать движение авто и своевременно предупреждать о нештатных ситуациях (сносе авто, появления других участников на авто и т. д.).
Напоследок рекомендуем после выпадения первого снега или появления гололеда, отправиться на площадку, удаленную от дорожного движения, и потренироваться в управлении авто – проверить работоспособность систем безопасности (ABS, ESP и других) и оценить поведение авто с ними, потренироваться в преодолении заносов, входах в повороты, старте движения и торможения.
Видео — вождение авто в гололед
Источник: https://remont-avtovaz.ru/upravlenie-avto-v-gololed/
Езда в гололед
Зима для автомобилистов – это не только проблема с пуском двигателя в морозы, но и другая – гораздо более потенциально опасная вещь – езда в гололед.
Благодаря телевидению, а многие, бывавшие за рубежом соотечественники и лично подтвердят, что это правда, мы знаем, что творится на дорогах Европы во время снегопада и гололеда.
Ну нет у наших европейских коллег твердых навыков езды в гололед, поскольку такие погодные условия там бывают относительно редко.
Для нас же уметь водить машину по снегу, в условиях гололеда – вопрос жизненно важный. Умение управлять машиной в гололед – один из навыков экстремального вождения.
Вот какие советы дают специалисты – сотрудники тульской автошколы «Автоэксперт» о том, как ездить в гололед.
12 советов как ездить в гололед
Совет первый. Зимняя езда требует повышенной внимательности и аккуратности. Садясь зимой за руль, а сейчас это делают практически все автомобилисты, надо включить в сознании желтый мигающий сигнал: «Внимание»!
Совет второй. В любой ситуации на дороге колеса у автомобиля должны вращаться. То есть необходимо исключить полную блокировку колес, при которой автомобиль становится неуправляемым, поскольку застывшие в неподвижности колеса имеют минимальное соприкосновение с дорогой, а значит, сила трения резко падает и автомобиль «срывается» в неуправляемое скольжение.
Совет третий. При необходимости повернуть, руль надо поворачивать плавно. Если автомобиль продолжает ехать по прямой, не реагируя на движение руля, необходимо вновь выровнять руль и повторить движение снова, а не пытаться поворачивать руль еще круче, что приведет к тому, что колеса еще сильнее заскользят по дороге с дальнейшими неприятными последствиями.
Совет четвертый. Зимой надо забыть тот скоростной режим езды, который был обычным для вас в летнее время. Пословица: «Тише едешь – дальше будешь», – для зимы особенно актуальна.
Совет пятый. Осторожно пользоваться тормозами при езде, особенно при поворотах. Перед поворотами притормаживать нужно комбинированно, используя и торможение двигателем, и ножной тормоз.
Совет шестой. Даже если у вас отличная зимняя резина с шипами и хорошие навыки торможения, не теряйте осторожность.
Ведь у тех, кто едет за вами, могут оказаться шины без шипов и водительские навыки хуже, поэтому «профессионально» затормозив, вы можете подставить заднюю часть своей машины под удар.
Поэтому преимущества шин с шипами желательно использовать только для того, чтобы удержать автомобиль на полосе, а не для экстренного торможения. Такого торможения необходимо избегать, а для этого следует помнить о следующем совете.
Совет седьмой. Держать дистанцию не менее двойной скорости движения. То есть при скорости 40 км/час дистанция должна составлять около 80 метров.
Совет восьмой. Собственно торможение необходимо осуществлять, применяя торможение двигателем или импульсное торможение, или комбинируя оба метода. Существуют два метода импульсного торможения: прерывистое и ступенчатое. В случае прерывистого торможения нужно очень коротко, резко и многократно нажимать на педаль тормоза.
Конечно, нужна определенная тренировка, чтобы научиться чувствовать момент, когда колеса могут сорваться в скольжение. Ступенчатое торможение нужно осваивать после освоения прерывистого торможения.
Этот метод отличается от прерывистого только тем, что при растормаживании педаль отпускается не полностью, а частично, затем вновь следует быстрое нажатие на педаль тормоза с постоянно возрастающим с каждым нажатием усилием. Это самый эффективный, но и самый сложный в освоении метод торможения.
Без специальных тренировок на безопасной площадке здесь не обойтись. Владеющие этим методом автомобилисты могут уверенно тормозить на самой скользкой дороге, а тормозной путь автомобиля при таком методе будет в несколько раз меньше, чем при однократном «блокировочном» торможении и на одну треть меньше, чем при прерывистом торможении.
Но еще раз следует вспомнить шестой совет – не подставьте под удар заднюю часть вашей машины. Перед началом торможения в условиях скользкой дороги и гололеда убедитесь, что у вас никто не «висит на хвосте».
Совет девятый. В Туле предостаточно подъемов и спусков, которые в зимних условиях иногда превращаются в настоящие ледяные горки. Ездить по ним сложно и небезопасно.
Наверное, нет у автомобилиста худшего ощущения чем то, которое возникает, когда вместо того, чтобы ехать вперед, автомобиль начинает сползать назад, все увеличивая и увеличивая скорость сползания.
Поэтому подъемы и спуски надо преодолевать на пониженных передачах и без их переключения, с постоянной скоростью. Включать надо такую передачу, чтобы не было чрезмерного тягового усилия на колесах, чтобы они не начали проскальзывать.
Совет десятый.
Если на подъеме колеса начали все-таки буксовать и машина начала скользить назад, необходимо быстрыми поворотами руля вправо поставить автомобиль под косым углом к дороге, стараясь, чтобы заднее колесо уперлось в бордюр или какой-то бугорок. Иногда дорожная ситуация (и дорога) позволяет безопасно съехать задом на менее скользкую обочину, где автомобиль уже можно остановить.
Совет одиннадцатый. На перекрестках нужно опасаться столкновения с машинами, едущими в поперечном направлении на случай, если кто-то из водителей не учел опасность гололеда. В конце концов, правило «трех Д»: «Дай дураку дорогу», – еще никто не отменял. Если летом есть «перегретые на солнце», то зимой хватает «отмороженных».
Совет двенадцатый. Движение накатом на нейтральной передаче или с выключенным сцеплением на скользкой дороге совершенно недопустимо так как делает невозможным торможение двигателем, требует дополнительного времени, чтобы привести автомобиль в полностью управляемое состояние, а этого времени может просто не быть…
Полезно пройти обучение в автошколе зимой
Конечно, перечисленные советы не являются исчерпывающими на тему езды по скользкой зимней дороге. Большая тема, например, – это вывод автомобиля из состояния заноса. Конкретные действия водителя будут отличаться в зависимости от того, каким автомобилем он управляет – заднеприводным, переднеприводным или полноприводным.
Но и этих советов достаточно, чтобы понять, что зимняя езда требует особых водительских навыков. И, кстати, одним из эффективных способов научиться ездить в зимних условиях – для тех, разумеется, кто только мечтает сесть за руль – это пройти обучение навыкам вождения именно в зимний период.
Поэтому приглашаем всех желающих научиться водить автомобиль, записаться в автошколу «Автоэксперт» зимой, не дожидаясь теплых дней. У вас будет возможность под руководством опытных инструкторов научиться езде в зимних условиях. А это значит, что вам придется меньше учиться потом, чтобы стать настоящим водителем-асом.
Роман Яковлев, специально для сайта автошколы “Автоэксперт”
Источник: http://Auto-Expert71.ru/ezda-v-gololed.html
Как ездить в гололед или правильный стиль вождения
С наступлением морозных холодов, на всех дорогах резко увеличивается количество ДТП. Многие люди винят в этом не очень хорошие условия, а сами совершенно не задумываются, что именно они в первую очередь несут ответственность за происходящим на дороге. Вождение должно быть полностью контролируемым.
Подготовка автомобиля к зиме
Первым делом необходимо начать с авто, а именно с перехода на зимнюю резину. Покрышки стоит выбирать в зависимости от того, по каким путям и местам Вы обычно ездите.
Существует два основных вида резины, которые применяются в разных случаях.
Для заснеженной местности, где всегда много снега, рекомендуется обувать автомобиль в резину с крупным протектором, это обеспечит надежное сцепление езды по снегу и сугробам.
Резина с крупным протектором предназначена только для снега, езда по льду с такой резиной — запрещена!
Резина с крупными шипами
Для езды по заледенелой дороге, используется резина с мелкими шипами, протектор, как правило, на таких резинах небольшого размера, все это важно для обеспечения сцепления с трассой.
Привод
Владельцам переднеприводных автомобилей повезло намного больше, чем владельцам заднеприводных. Управлять авто с передними ведущими колесами намного проще, если начинает заносить, то благодаря специальной техники экстремального вождения легко можно восстановить направление движения машины.
Для переднеприводных автомобилях во избежание заноса, необходимо и важно сбавлять скорость задолго перед поворотом. Данную ошибку, в основном допускают новички.
Вывод автомобиля из заноса
Запомните одну главную вещь при вождении в гололед — важно не делать резких движений рулем – это способствует вхождению автомобиля в занос, особенно при переключении передач, торможения, обгона, маневра, нажатой педали сцепления. При езде даже на небольшой скорости, любое неосторожное движение рулем может привести к заносу. Автомобиль становится практически неуправляемым, может кружиться в различном направлении.
Вывод автомобиля из заноса
При заносе не стоит блокировать все колеса, необходимо снять ногу с педали тормоза и начать торможение двигателем. Руль выворачивать нужно в ту сторону, куда Вы планируете движение. Машина не поддается управлению при блокировке колес.
Будьте осторожны при езде на переднеприводных автомобилях на дорожных разметках, так как в зимнее время года, тем более при гололеде, белые полосы становятся очень скользкими!
Как правильно тормозить зимой
Гололедица – именно она вызывает массовые аварии на дорогах, так как не все умеют правильно тормозить. Водитель обязан чувствовать свой автомобиль при нажатии педали тормоза, именно в таком случае торможение происходит без непредвиденных ситуаций.
В зимний период тормозить рекомендуется двигателем с применением дополнительной техники импульсного торможения.
Все очень просто, вместо сильного нажатия педали до упора и ожидания полной остановки, следует нажимать на педаль резкими, кратковременными нажатиями по 2 раза, можно и увеличить до трех, всё зависит от человека и так до полной остановки.
Советы и рекомендации:
- Как правило, гололед бывает на мостах и общественных остановках;
- При торможении следует выбирать более безопасные участки дороги, если таковых не имеется, можно плавно свернуть на обочину, которая покрыта землей или гравием;
- В случае необходимости резкой остановки, рекомендуется применять методику «пружина» — нажимаем педаль до упора, отпускаем, нажимаем, отпускаем, при этом не следует полностью отпускать педаль. Данный метод подходит не для всех, так как автомобиль может занести. Торможение необходимо контролировать рулем. Стоит с осторожностью применять данный метод.
Маневры
Рулевое управление – самый важный фактор при езде по льду. Никогда нельзя тормозить с повернутым рулем, особенно в гололедицу это обязательно приведет к неизбежному заносу. Соблюдение дистанции поможет избежать непредвиденной ситуации и вовремя затормозить, при этом управление должно быть плавным.
Если Вам надо развернуться или повернуть, не стоит дожидаться пиковой точки и давить на тормоз, всегда отмораживаетесь заранее. Пробуксовка в зимнее время – это обычное дело, лишь профессионалы знают, что трогаться стоит с более высокой передачи: вторая-третья.
Езда на высоких оборотах может спровоцировать занос.
При сильном морозе, льда может и не быть, но не стоит расслабляться, ведь слякоть в сочетании c холодом образует невидимый снежный слой.
Зима — самый опасный период в году для водителей. Тысячи автомобилей попадают в аварии каждый день из-за несоблюдения простых правил управления авто. Как показывает практика, большинство людей под чувством страха теряют контроль, и машина свободно продолжает движение без управления человеком. Никогда не поддавайтесь страху, делайте все возможное, чтобы избежать происшествия.
Источник: http://rus35.ru/kak-ezdit-v-gololed-ili-pravilnyj-stil-vozhdeniya/
5 правил езды в гололед — DRIVE2
Зима каждый год устраивает для водителей экстремальное испытание — несколько недель гололеда, метелей и непролазной снежной каши. Для того чтобы благополучно добираться из дома на работу и обратно в таких условиях, мало “переобуть” машину в зимнюю резину. Гололед крайне осложняет торможение, заставляет машину постоянно терять “прямую линию”, выбрасывает ее на обочину на поворотах и бросает навстречу чужим бамперам, пишет газета “Владивосток”.
1) Держи дистанцию
То, что на обледенелой дороге тормозной путь автомобиля увеличивается, — прописная истина, которую, казалось бы, все знают. Однако только те, кому не хватило нескольких сантиметров этого пути, знают, насколько глупо чувствуешь себя, когда тратишь полдня на то, чтобы оформить по закону чужой помятый бампер.
Когда выезжаешь на дорогу в гололед, держи дистанцию до впереди едущего автомобиля ровно в 2 раза больше, чем летом.
Следи на несколько сотен метров вперед за тем, не перебегает ли кто-нибудь дорогу. Автору статьи не раз приходилось экстренно выруливать на соседнюю полосу, чтобы не оставить автограф на багажнике вежливого коллеги по проезжей части, резко решившего пропустить пешехода.
2) Тормози импульсно
Что для водителя может быть хуже, чем гололед? Правильно — гололед, покрытый снежной кашей после обильного снегопада. Зимние шины приспособлены цепляться за ледяную корку при помощи шипов или пятна контакта (“липучки”). Но когда лед присыпан укатанным снегом, эффективность таких шин сильно снижается.
Шипы, как и хитрый протектор “липучек”, попросту проскальзывают вместе со снегом, не достигая плотного контакта с твердой поверхностью.
В такой ситуации тормозить надо импульсно, 4-5 короткими нажатиями на педаль. По словам специалиста, это не даст сработать системе ABS, которая увеличивает тормозной путь на льду почти в 2 раза. Самая распространенная ошибка в такой ситуации — резко давить на тормоз. Колеса перестают вращаться и машина катится по льду дальше, как на лыжах.
3) Лихачам здесь не место
Делать финты по льду может себе позволить только опытный спортсмен. Если ты не участник профессиональных ралли, не стоит лихо разворачиваться по гололеду через трамвайные пути, пытаться проскочить перекресток под “желтый” цвет светофора и т.д. На таких трюках машину может сильно занести или вообще начать крутить во все стороны.
Хорошая привычка при езде по гололеду на машине с АКПП — держать ногу над тормозом, а не над газом, как летом.
Нередко так бывает, что в первые секунды потери контроля над ситуацией нога сама начинает инстинктивно давить в пол.
4) Колея? Расслабься!
Большая проблема даже для опытного водителя — колея. Когда ты едешь по “протоптанной дорожке”, машину может начать вести в сторону даже на небольшой скорости. При езде по зимней колее ни в коем случае не следует не держать руки в напряжении:
Залог успеха на колее — так называемое “уступающее руление”. Нужно позволять машине немного “болтаться” вправо и влево, но при этом продолжать контролировать руль.
Если на переднеприводном автомобиле в колее стало заносить заднюю часть, ни в коем случае нельзя тормозить — лучше немного прибавить газу. Если то же самое происходит на машине с задним приводом, необходимо наоборот, слегка снизить скорость.
5) Не верь инстинктам
Самое сложное — справиться с машиной, которую уже начало заносить и крутить. Такие “танцы на льду” нередко заканчиваются страшными ДТП. Советуем делать вещи, на первый взгляд, противоестественные — держать руль прямо либо поворачивать его в сторону заноса. Если машину крутит, то прямо выставленные колеса быстро затормозят вращение кузова.
Если ваш автомобиль начало сносить право, крутите руль не влево, как сильно хочется, а наоборот — вправо.
Занос — это когда задняя часть автомобиля “пытается обогнать” переднюю. Вышеописанный прием создает противовес этому явлению.
Когда вы разворачиваете машину на скользкой дороге, ее естественным образом ведет прямо. Слегкаповерните руль в ту сторону, куда вас несет, и едва заметно нажмите на тормоз. При легком торможении вес автомобиля сместится на переднюю ось и сцепление с поверхностью улучшится.
И последнее — тренируйтесь управлять своим автомобилем на специальной площадке заранее.
Источник: https://www.drive2.com/b/2688019/
Секреты безопасного вождения автомобиля в гололед – МК Владивосток
15.11.2017 в 07:33, просмотров: 1947
В Приморье приближается наступление зимы. В крае уже выпал снег, заморозки привели к гололеду. В результате произошло несколько автомобильных аварий.
Чаще все в такие ДТП попадают водители, которые не успели «переобуть» свои машины в зимние шины. Но даже многие из тех, кто успел это сделать, попадая на лед, не умеют справляться с экстремальными ситуациями за рулем, совершают, казалось бы, нелепые ДТП, собирая километровые пробки.
Журналисты «МК» решили разузнать секреты «ледового» вождения у преподавателя высшего водительского мастерства Александра Борисюка.
Как рассказал специалист, на дорогах Владивостока больше всего машин с передним и полным приводом. И если такой автомобиль «потащит» по льду, то важно понимать, какие колеса скользят.
Если передние, то это снос (потеря управляемости), если задние – занос (потеря устойчивости автомобиля). Если все четыре колеса – это боковое скольжение или вращение. И нет одного решения.
Из каждой ситуации придется выходить по-разному.
– Самое главное – не уйти в занос, не потерять сцепление передних колес с дорогой. Занос возможен, только когда передние колеса хорошо держат дорогу, то есть это скольжение задней оси автомобиля, – говорит Александр.
При заносе вы не теряете управляемости, так как передние колеса имеют сцепление с дорогой, и они на любом приводе могут вытащить вас из трудной ситуации. Гораздо страшнее, если вы потеряли сцепление передних колес, то есть управляемость. Как это происходит?
Причиной может быть сильное торможение, то есть нажатие на педаль тормоза с избыточным усилием. Именно это приводит к блокировке передних колес. Это все равно что разогнаться, встать ногами на лед и сколь-
зить по инерции. Да, нас будет крутить, разворачивать куда угодно, но ехать-то мы будем туда, куда разогнались.
То же самое происходит с автомобилем: если передняя ось автомобиля потеряла сцепление с дорогой, начала скользить, у нас неуправляемая машина. А кто сделал машину неуправляемой? Водитель, который с испугу, скажем, двумя ногами нажал на педаль тормоза и теперь молится, куда же нелегкая принесет.
Это первая причина возникновения сноса.
Еще одной причиной может быть превышение скорости на повороте. Все водители знают: чем круче поворот, тем на меньшей скорости надо в него входить. А если водитель понимает, что он зашел в поворот, а скорость завышена, то тормозить нельзя.
Конечно, есть приемы торможения на дуге, но это приемы высшего водительского мастерства. Но, даже понимая, что тормозить нельзя, неопытные водители от страха жмут на педаль, неуправляемый автомобиль несет не встречную полосу или в кювете.
Как считает специалист, зимой не стоит лихачить. На скользкой дороге не надо ездить быстро и плавно, чтобы не «поскользнуться» передними колесами. Также без рывков нужно нажимать на педали газа и тормоза, чтобы не спровоцировать блокировку или пробуксовку колес. Для некоторых водителей, особенно холериков, это сложно, особенно холериков по темпераменту. Но учиться этому необходимо.
Но даже если машина ушла в занос, то вый-
ти из него можно. Если автомобиль потерял управляемость из-за резкого поворота руля, значит, нужно уменьшить угол поворота передних колес. Если произошел занос на переднеприводном автомобиле, надо повернуть руль в сторону заноса.
– Это известно всем, но никого не спасало. Ведь никто не говорит, когда именно поворачивать руль, с какой скоростью и на какой угол. Я вот как скажу: на переднем приводе надо повернуть руль в сторону заноса и нажать на педаль газа.
Как бы страшно ни было, но газ спасает передний привод. Причем пробуксовка передних колес приводит к разрушению любого заноса. Да, может немного потянуть в сторону, но из заноса машина выйдет.
Конечно, страшно нажать на газ, когда машина и так потеряла управляемость, именно поэтому нужны тренировки. Но не на дорогах общего пользования, а там, где нет ни людей, ни машин.
Необходимо специально бросать машину в занос, чтобы почувствовать и понять, что педаль газа – ваше спасение. Только такие тренировки надо делать под присмотром опытного водителя, – делится Александр.
При полном приводе надо действовать очень быстро. Справляться с заносом на переднем приводе надо по-своему, не меняя управления, и ждать, когда машина справится с поставленными перед ней ей задачами. Тут тоже все в общих чертах.
Каждый автомобиль нужно исследовать и проверять где-то на полигоне. Только так можно узнать, на что способно именно ваше транспортное средство. А вот во время заноса на заднем приводе надо вывернуть руль в сторону заноса, уменьшить газ.
Многим трудно даже понять целесообразность подобных действий.
Действительно, люди не понимают, почему руль нужно вращать в сторону заноса. Но если этого не сделать, то вокруг вертикальной оси начнет «поскальзываться» переднее колесо.
Но только так можно сохранить управляемость автомобиля.
Если занос быстрый, тогда корректировки рулем должны быть быстрыми, если занос происходит плавно, корректировки тоже должны быть плавными, а дальше в зависимости от типа привода надо добавить газа либо убавить.
Если произошел снос, то есть вы поворачиваете руль, а машина не поворачивает, откажитесь от тормоза! Надо вернуть колеса обратно и постараться более медленно, более плавно «вкатываться» в поворот. Бывает такой гололед на дороге, что даже на ногах не устоишь.
Но у автомобиля четыре резиновых колеса, и если не мешать ему тормозом, то он не потеряет управляемость. Остановиться он, конечно, не сможет, но маневрировать, объехать какое-то препятствие, затор машин получится. Не важно, сколько колес у вас снесло, передние или же все четыре, тут важно не совмещать руление с торможением.
На скользкой дороге, особенно на скользких спусках, эти вещи несовместимы. При полном приводе надо действовать очень быстро.
Источник: https://vlad.mk.ru/articles/2017/11/15/sekrety-bezopasnogo-vozhdeniya-avtomobilya-v-gololed.html
Правила вождения в гололед
Зима считается самым сложным временем для вождения автомобиля. Об этом можно судить по многочисленным авариям, которые происходят в зимний период.
В первую очередь это связано с тем, что из-за гололеда и снега опасность потерять управление возрастает в разы. Автоинструкторы учат будущих водителей, как ездить в гололед.
Но, как известно, в теории все это легко, а на практике получается совсем по-другому…
Готовимся к гололеду
Зима не приходит неожиданно. Поэтому можно заранее подготовить автомобиль к зиме. Первое, что нужно сделать — это поменять летнюю резину на зимнюю, проверить общее состояние машины, фары, стеклоочистители.
Проходя обучение вождению летом, новоиспеченные автомобилисты часто не задумываются о том, что к зиме нужно действительно готовиться, ведь езда в зимний и летний сезоны сильно разнится.
Чтобы подготовиться к зимнему гололеду, летом необходимо изучить соответствующие материалы, приобрести хорошую зимнюю резину, проверить авто на тех
Основные правила гололеда на дороге — низкая скорость, дистанция и внимание.
Будьте особо осторожны на тех местах, где скапливается вода при оттепели: мосты, тоннели, низины и широкие обочины. Именно здесь чаще всего бывают лужи, которые впоследствии замерзают и превращаются в каток.
Дороги перед светофором, перекрестком, пешеходным переходом, а также у остановок общественного транспорта почти всегда скользкие из-за того, что там постоянно тормозят машины, ходят люди. Поэтому, подъезжая к этим участкам, сбрасывайте скорость заблаговременно.
Заносы и торможения
Чтобы справиться с заносом, необходимо осуществить прерывистое торможение, причем нажимать на педаль следует быстро и сильно несколько раз подряд.
Нельзя долго держать педаль тормоза нажатой, иначе произойдет блокировка колес, если, конечно, у вас не стоит АБС.
Если вам при заносе приходится еще и уворачиваться от столкновения, то делать это нужно тогда, когда колеса автомобиля вращаются.
Есть еще один вариант торможения при заносе — ступенчатый. Он отличается от первого способа следующим: тормоз не отпускается, однако нажатие делается дозировано.
Чтобы сохранить траекторию, давление на педаль усиливается, а при заносе, наоборот, уменьшается.
Для экстренной остановки в гололед многие водители интуитивно давят на тормоз, что в корне не верно. Более того, опасность только возрастает, ведь машина становится неуправляемой из-за блокировки колес. Чтобы правильно и безопасно затормозить на скользкой дороге, нужно применять один из двух вышеописанных способов торможения.
Советы водителям при вождении в гололед
- Не выезжайте в снег или гололед, если вы не поменяли резину.
- Не забывайте, что скорость — это главный враг водителя на льду. Чем меньше скорость автомобиля, тем больше он будет вам подчиняться.
- Дистанция! Расстояние между двумя автомобилями на дороге следует высчитывать по следующей формуле: скорость машины умножается на два и получается правильная дистанция в метрах, то есть для 100 км/ч хорошая дистанция это 200 метров.
- В гололед не делайте никаких резких движений педалями или рулем, быстрых торможений и ускорений.
Любой маневр может привести к заносу.
- Если вы ездите на «механике», то тормозить нужно двигателем. Для чего давление на педаль тормоза снижаем, но сцепление при этом не выключается. Затем выжимаем сцепление, переключаемся на пониженную передачу и опять включаем сцепление.
- Постоянно следите за ситуацией и обстановкой на дороге.
Не торопитесь, уступайте дорогу, будьте предельно аккуратны и внимательны!
Не забывайте про «Правило дурака», то есть уступайте тем водителям, кто игнорирует правила дорожного движения.
Поверьте, это защитит вас от многих неприятных ситуаций, в частности с пешеходами. Ведь пешеходы часто не понимают, что их плохо видно в темноте, в дождь или снег, что водителю порой сложно быстро затормозить, тем более на льду. В снегопад ситуация осложняется тем, что ослепление фарами встречных авто сильнее. Самым уязвимым считается пешеход, находящийся чуть левее машины. Именно этот сектор является «мертвой зоной» из-за передней стойки крыши и поверхности, недоступной для левого стеклоочистителя
- Если у вашей машины ведущие колеса задние, то авто «несет» при любой возможности. Владельцам переднеприводных машин тоже не повезло: при нажатии на тормоз, авто становится просто неуправляемым. Так что перед поворотом всегда сбавляйте скорость заранее, а не тормозите непосредственно в повороте. Согласитесь, безопасность на дороге — ваша прерогатива.
- При выполнении маневра руль нужно поворачивать не сильно, то есть на малый угол. Делается это без резких движений, как можно плавнее. В противном случае вы можете потерять контроль над машиной, причем не меняя направления движения.
Шины для гололеда
В сильный мороз, как известно, сцепление шин с дорожным полотном отнюдь не идеальное, но оно все же куда лучше, чем, например, при верхнем слое льда, который немного подтаял. Именно эта тоненькая водяная пленка делает лед очень скользким. Многие автомобилисты ошибочно полагают, что зимняя резина, имеющая крупный рисунок протектора, держит машину на льду лучше всего.
Для скользкого покрытия специалисты советуют выбирать шины с мелким рисунком. Самый оптимальный вариант — резина радиального типа.
Однако даже в случае с радиальным вариантом коэффициент сцепления шины с ледяным покрытием дороги не дает полную безопасность авто.
Когда обычная езда превращается в скольжение по ледяной дороге, то коэффициент сцепления в этом случае снижается в полтора раза.
Если при торможении колеса заблокировались, автомобиль не будет реагировать на вращение руля, и неважно, какие стоят шины: с мелким или глубоким рисунком протектора.
Отсюда можно сделать следующий вывод: противоскользящие характеристики протектора можно дополнительно повысить при помощи шипов. Так что именно шипованная резина — это то, без чего в гололед просто не обойтись.
Видеоматериал о том, как правильно ездить в гололед:
Легкой дороги и счастливого пути!
В статье использовано изображение с сайта www.autonahodka.ru
Источник: http://spokoino.ru/articles/kontravariinoe_vogdenie/pravila_vozhdeniya_v_gololed/
Как правильно управлять автомобилем в гололед, что бы избежать аварий
Каждый год зима преподносит свои сюрпризы. Поэтому в зимнюю пору всегда следует ездить аккуратно и не устраивать различного рода “шоу” на дорогах. Ниже приведены основные правила, которые должен усвоить каждый владелец, имеющий транспортное средство.
1. “Держи” дистанцию и будь внимателен.
Каждому водителю известно, что при обледенении дороги тормозной путь увеличивается, поэтому следует держать дистанцию до впереди едущего автомобиля в 2 раза больше.
Не менее важно просматривать дорогу с нерегулируемыми пешеходными перходами за несколько сотен метров. А приближаясь к ним рекомендуется и вовсе “сбросить газ”.
Запомните! Резкое торможение на обледеневшей дороге может привести к неприятным ситуациям.
2. Плавное торможение.
Не менее опасным для водителя может оказаться и “снежная каша”, покрывшая гололед. Ведь езда на зимней резине – это еще не значит, что Вы обезопасили свое передвижение на автотранспорте. Зимняя резина цепляется за ледяную корку при помощи шипов или же “липучек”, а при заснеженном гололеде эффективность колес уменьшается, так как нет полного контакта с твердой поверхностью.
Запомните! Торможение в такую погоду должно быть плавным и в несколько подходов. Распространенная ошибка – резкое нажатие на педаль тормоза. В этом случае колеса перестают вращаться и машина продолжает ехать дальше.
3. Лихачество неуместно.
Выполнять трюки на льду может позволить себе опытный спортсмен на специальной площадке, предусмотренной для этого. Если Вы им не являетесь, то не стоит выполнять разнообразные трюки на льду или же пытаться проскочить перекресток на желтый мигающий цвет. Ведь машину может занести или начать крутить во все стороны.
Запомните! При езде на машине в гололед не стоит демонстрировать свое “мастерство” и при этом подвергать опасности свою и окружающих Вас жизнь.
4. Колея не помеха.
Не менее важной проблемой для любого водителя становится образовавшаяся на дороге колея. Ехать по “протоптанной дорожке” сложно, так как машину ведет в сторону даже при невысокой скорости. При езде в зимнее время, по колее, не стоит “цепляться” за руль и вести машину в напряжении. Дайте возможность машинке немного “пошататься”, но при этом не забывайте кто сидит за рулем.
Запомните! Если машина переднеприводная и на колее у нее начинает заносить заднюю часть, то в этом случае необходимо прибавить немножко газу. И наоборот, если машина заднеприводная, то нужно сбросить скорость.
5. Если все-таки занос.
Занос – это когда задняя часть автомобиля пытается “обогнать” переднюю. При такой ситуации очень сложно совладать с машиной.
Несмотря на это следует выполнять простые действия, которые на первый взгляд кажутся противоестественными. Необходимо держать руль прямо или же поворачивать его в сторону заноса.
При вращении машины, прямо выставленные колеса помогут быстрее совладеть с крутящимся кузовом.
Запомните! Прежде чем развернуть машину на скользкой дороге необходимо повернуть руль именно в ту сторону, куда заносит автомобиль. После этого слегка нажмите на педаль тормоза. Ведь именно при слабом торможении вес автомобиля переместится на переднюю ось и сцепление с повверхностью дороги улучшится.
Не забывайте об элементарных правилах вождения в зимнее время. Удачи на дорогах!
- Видео “Гололед и Чудаки на летней резине”
- Возможно Вас также заинтересуют следующие статьи:
- С уважением, Администратор сайта bibimobil.ru
Источник: https://bibimobil.ru/avtosovety/4-pyat-vazhnykh-pravil-pri-ezde-v-gololed.html
Как ездить на машине в гололед легко и безопасно
На улице самый разгар зимы, а вам срочно требуется отправиться в путь на своем «железном коне»? В этом случае не лишними станут полезные советы, благодаря которым гололед не будет так страшен для вас, и на любимом авто вы сможете ездить в полной безопасности.
Немного о шинах
Одно из самых распространенных заблуждений автолюбителя — это то, что на льду хороша шина, имеющая крупный «внедорожный» рисунок. Но на самом-то деле для скользкого покрытия более хороши шины с насыщенным мелкорасчлененным протекторным рисунком.
Отлично подойдут и эластичные шины радиального типа, но они имеют коэффициент сцепления со льдом не более 0,15–0,2. А при разгоне с пробуксовкой и, вообще скольжении, эта величина может уменьшиться еще в 1,5 раза.
Максимального значения сцепление шины с покрытием достигает, когда происходит переход от качения к проскальзыванию. Если же вы будете грубыми рывками нажимать на тормоз, остановочный путь лишь увеличится. А в некоторые моменты торможения не будет и вообще.
Но если вы нажмете на тормоз до упора, станет лишь хуже. Это приведет к тому, что заблокируются колеса и станут потом неуправляемыми. Поэтому, как уже было сказано, намного эффективнее прерывистое торможение.
Тормозим правильно
Многие иномарки имеют специальную антиблокировочную систему тормозов (АСТ). АСТ призвана помогать водителю сохранять при одновременном торможении контроль над машиной. Но не следует слепо доверять технике, а лучше всего положиться на свой опыт.
Тормозить можно и двигателем, при этом не выключая передачи и зажигание. Это делается в следующей последовательности: нужно сбросить подачу топлива, при этом не выключая сцепление. Сцепление выжать, включить низшую передачу и включить сцепление вновь.
Автомобиль, увеличив обороты, начнет постепенно сбавлять скорость. Ускорить торможение можно плавным подтормаживанием рабочей тормозной системы. К тому же, замедление, которое вызывается обоими способами, будет одинаковым на полноприводном авто.
И все-таки лучше используйте на льду торможение двигателем, ведь блокированное колесо просто неуправляемо. А если оно еще катится, то сохраняется хотя бы минимум управляемости.
Маневрирование
Как вы считаете, может ли маневр быть эффективным на льду, если сила сцепления колес 100% израсходована на него? Попробуем провести опыт: сохраняя одну скорость (приблизительно 20 км/ч), поворачивайте руль на определенный угол различными темпами. При медленных поворотах автомобиль слушается управления. При быстром повороте руля движение авто продолжится в прежнем направлении, так как скольжение шин будет нарушено при контакте с дорогой.
Рекомендации для владельцев переднеприводных и заднеприводных автомобилей. Если ваше авто с задним приводом, а на дороге стоит сплошная слякоть из грязи и снега, не стоит использовать низкопрофильные и широкие радиальные шины, пускай и с хорошим протектором. Как правило, их пятно контакта зачастую не обеспечивает сцепление и не продавливает снег. В результате авто становится неуправляемым.
Если автомобиль переднеприводной, не нужно сбрасывать газ на скользком повороте. Искушение ехать быстро на таком автомобиле велико.
Он, в отличие от заднеприводного, который начинает «плавать» даже на небольших скоростях, управляется легко.
Но когда переднеприводной автомобиль тормозит, это может перерасти в самые непредвиденные последствия, что не свойственно классической схеме. Так что помните об этом, дабы быть максимально осторожными.
Источник: https://avtovody.ru/advices/28-kak-ezdit-na-mashine-v-gololed-legko-i-bezopasno.html
❶ Как водить в гололед
Инструкция
Подготовьте автомобиль к путешествию по гололеду. Проверьте, чтобы машина была в исправном состоянии. Установите на колеса подходящую резину, чтобы не скользить на дорогах, покрытых льдом.
Соблюдайте скоростной режим. Не торопитесь скорее добраться до места назначения, не обгоняйте другие машины и снижайте скорость на поворотах. На опасных дорогах меньше страдают те водители, которые придерживаются рекомендуемой скорости. Медленно двигаясь по скользкой дороге, вы сможете вовремя затормозить и избежать опасной для жизни аварии.
Соблюдайте дистанцию. Дистанция между машинами в гололед должна равняться удвоенной скорости движения. К примеру, если ваша скорость 20 км/ч, расстояние до впереди идущего автомобиля равняется 40 м.
Научитесь чувствовать свой автомобиль. Оцените, как быстро машина тормозит, как сильно ее разворачивает, как она реагирует на ваши действия.
Научитесь правильно тормозить при гололеде. Некоторые люди, попадая в аварийную ситуацию, рефлекторно нажимают педаль тормоза до упора. Но это приводит к тому, что машину начинает заносить и она теряет управление.
На гололеде нужно не вдавливать педаль тормоза в пол, а кратковременно нажимать на нее несколько раз, пока втомобиль не остановится полностью. Надавливайте не сильно и не слишком долго.
Либо плавно уберите ногу с педали газа и переключитесь на более низкую передачу, тогда автомобиль начнет тормозить.
Поворачивайте плавно, не делая резких движений. Предварительно оцените крутизну поворота и наличие скользких мест. Двигайтесь медленно, понемногу наращивая скорость.
Постарайтесь получить избыток тяги, но не упустите момент, когда колеса ведущей оси начнут «плыть» наружу поворота. Тогда откатите скоростной режим немного назад и запомните эту скорость – она будет безопасной для поворотов.
При этом очень важно выбрать подходящую траекторию – двигайтесь от внешнего края ряда в начале к внутреннему в конце.
Развивайте внимательность и научитесь вовремя реагировать на аварийные ситуации. В эти моменты важна каждая секунда, поэтому принимайте решение быстро и четко. Не отвлекайтесь на посторонние занятия, пока что находитесь за рулем.
Видео по теме
Источники:
- Как передвигаться и водить автомобиль в гололед
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-122840-kak-vodit-v-gololed