Чаще всего на управление автомобилем влияют не только технические факторы или обстановка на дороге, но и состояние водителя. В особенности это касается женщин, потому что они более эмоциональны и менее выносливы за рулем. Далее попытаемся рассмотреть основные факторы состояния водителя, влияющие на управление автомобилем.
Эмоциональное состояние.
Сильные эмоциональные потрясения, как положительные, так и отрицательные, могут серьезные препятствия для водителя. Люди с более сильной нервной системой легче справляются со своими эмоциями, тогда как у людей со слабыми нервами эмоции могут захлестывать.
Рекомендация:
Если все-таки в таком состоянии вам необходимо сесть за руль, то попробуйте расслабиться. Если наши мышцы в расслабленном состоянии, чувствовать нервно-психическое возбуждение мы просто не можем.
- Стрессовое состояние.
- Исследователи определили, что в стрессовом состоянии водители в 5 раз чаще создают аварийные ситуации, попадая тем самым в ДТП.
- Рекомендация:
При таком психологическом состоянии не рекомендуется злоупотреблять синтетическими успокоительными препаратами. Такие лекарства и управление автомобилем не совместимы.
Вам поможет в этом только здоровый образ жизни, систематические занятия физической культурой и спортом.
Временный отказ от управления и смена деятельности будут способствовать более быстрой реабилитации водителя от психической неуравновешенности.
Кстати, даже заядлым автомобилистам с нормальным психическим состоянием специалисты рекомендуют расстаться с машиной хотя бы на короткое время, отдохнуть от вождения.
Усталость.
По мнению специалистов, люди, которые устают от умственного труда умеренно, могут управлять автомобилем с удовольствием в течение часа. Но при более сильном утомлении садиться за руль не рекомендуется.
Рекомендация:
Если вы устали и чувствуете, что засыпаете во время движения, не надейтесь, что сможете расслабиться в машине. В этом случае вам необходим свежий воздух и небольшая зарядка.
Спешка.
В большом городе спешка неизбежна. Но ни в коем случае нельзя поддаваться спешке за рулем. Это может вызвать опасность не только на улицах города, но и на междугородных автотрассах.
Рекомендация:
Находясь за рулем, никогда не торопитесь, помните народную мудрость: “Тише едешь – дальше будешь!”.
Монотонность.
Первое, что подстерегает нас на автомагистрали – это монотонность. Она возникает от того, что организму надоедает выполнение однообразной работы – управление автомобилем по прямой, ровной дороге. Для монотонии характерны такие состояния, как апатия, сонливость, возникновение иллюзий или галлюцинаций.
Рекомендация:
Спастись от монотонии можно, если на время переменить деятельность. Необходимо выйти из машины, выполнить пару-другую физических упражнений или выпить чашечку кофе в каком-нибудь кафе.
Дорожный гипноз.
Следующая опасность – это своеобразный “дорожный гипноз”, являющийся причиной многочисленных аварий на дорогах. “Дорожный гипноз” бывает различной степени – от частичной заторможенности нервной деятельности до полного отключения. Фактически сон за рулем машины при открытых глазах.
Усталость, прием пищи в большом количестве, большая температура в салоне автомашины – вот основные факторы, способствующие возникновению данного состояния. Стоит отметить, что отправляться в дорогу на пустой желудок тоже не рекомендуется, потому что связанное с этим снижение сахара в крови может привести к ошибкам при управлении автомобилем.
Рекомендация:
Всегда возите в автомобиле конфеты или плитку шоколада. При “дорожном гипнозе” хорошо помогает разговор со спутником. Если же рядом нет никого, включите музыку, только громко и быструю.
Источник: https://avtoyu.ru/faktoryi-vliyayushhie-na-upravlenie-avtomobilem/
Понятие надежности водителя
- медицинская — отсутствие заболеваний, симптомы (проявления) которых могут привести к потере контроля над автомобилем в процессе движения;
- психофизиологическая — комплекс личностных качеств водите/уя (свойства нервной системы, память, время реакции, качества внимания и т. п.), недостатки которых могут вызвать потерю времени в условиях его дефицита, например в опасной ситуации, или привести к ошибкам в принятии решений либо к их исполнению;
- профессиональная — наличие опыта, совокупность навыков управления автомобилем, позволяющих реализовать наиболее рациональные приемы обеспечения безопасности в любых условиях движения, в том числе опасные и критические ситуации;
- социально-психологическая — совокупность личностных качеств человека (уровень общей культуры, чувство ответственности, дисциплинированность и т. п.), определяющих характер поведения на дороге, представляющей собой своеобразную социальную среду.
Причины, влияющие на снижение надежности водителей, так или иначе связаны с ее составляющими. Например, неумение водителя безопасно управлять автомобилем чаще всего обусловливается его низки ми психофизиологическими качествами, болезнью, чрезмерным утомлением, стрессовым состоянием и т. п. Причинами нежелания водителя безопасно управлять автомобилем являются низкий уровень культуры и правосознания, агрессивность, безответственность, склонность к употреблению алкоголя и пр.
Незнание водителем правил безопасного управления автомобилем, связано, скорее всего, с тем, что у него имеются пробелы в знаниях Правил дорожного движения, устройства автомобиля, основ безопасности движения.
Наконец, причиной неумения безопасно управлять автомобилем является недостаточное профессиональное мастерство водителя, в частности неправильно сформированные навыки или потеря таковых.
Водитель должен постоянно контролировать себя» Если он замечает, что регулярно становится виновником опасных ситуаций, ему следует либо пересмотреть свое поведение на дороге, либо отказаться от управления транспортным средством.
Склонность к риску как один из показателей социально-психологической устойчивости в сочетании с мотива ми деятельности оказывает решающее влияние на степень риска, принимаемую водителем.
Часто бывает, что «приемлемый» для водителя уровень риска в дорожном движении может оказаться неадекватным его техническому мастерству и дорожно-транспортной ситуации.
Как определить, насколько опасна ситуация, возникшая на дороге из- за рискованного поведения водителя? Это можно сделать по своим субъективным ощущениям. Водителям известно «чувство пережитой опасности», связанное с резким повышением количества адреналина в крови.
При этом возникают учащенное сердцебиение, прилив крови к конечностям, ощущение жара, а нередко и сложный спектр эмоций.
При нормальной реакции организма на стресс это состояние через короткое время сменяется мобилизацией всех возможностей человека для безопасного управления автомобилем.
Однако встречаются водители, которых пережитая ими на дороге опасная ситуация приводит в состояние дистресса — чрезмерного волнения, неспособности к выполнению даже простых действий.
Эти виды реакций на риск (нормальная и дистресс) характерны для водителей, в целом не склонных к риску. Для водителей, склонных к риску, типично стремление сознательно идти на обострение во взаимодействии с другими участниками движения. Такой водитель постепенно повышает уровень риска.
Со временем он начинает воспринимать опасность как нечто обычное и даже должное.
Исследования неоднократно показывали, что рискованный стиль вождения закономерно ведет к ДТП, возникающим чаще всего в условиях взаимодействия участников движения: при обгона, объездах, маневрировании, на перекрестках и др.
Недооценка опасности наряду со склонностью к риску является одной из устойчивых поведенческих характеристик водителя, приводящих к ДТП.
Оценивая дорожную обстановку, водитель в силу накопленного опыта и имеющихся знаний прогнозирует развитие ДТС, Каждой типичной ДТС соответствует некоторый объективный уровень опасности, измеряемый частотой перерастания ДТС в ДТП.
Рассогласование объективной опасности и ее субъективной оценки водителем приводит его к неадекватным действиям.
Водитель, недооценивший опасность, всегда неосознанно (в отличие от водителя, склонного к риску) совершает рискованные маневры либо не предпринимает необходимых предупредительных действий в условиях высокой вероятности опасного развития ДТС. Чересчур осторожный водитель делает много лишних торможений, «шарахается от каждого столба», что также создает рискованные ситуации на дороге.
Неустойчивость к монотонии.
Монотонней называют состояние водителя, возникающее при езде по относительно свободной ровной дороге или на привычном, хорошо известном маршруте, где в течение продолжительного времени водителю приходится выполнять однообразные, многократно повторяющиеся действия. Монотония вызывает сонливость, замедление реакции, снижение остроты восприятия дорожной обстановки: возникает так называемый «дорожный гипноз».
Водитель должен знать и уметь пользоваться приемами, помогающими бороться с монотонней. К таким приемам относятся дыхательные и мимические упражнения. При появлении усталости от моното водитель должен дать себе «встряску», повысив самоконтроль.
Психологи рекомендуют водителям при проявлении описываемого состояния думать о чем-либо постороннем, приятном (намеренно обращать внимание на окружающие раздражители, отвлекающие от однообразной картины местности).
Хорошие результаты дают «самозадания», например вести автомобиль в экономичном или предельно плавном режиме.
- Ссылка на эту страницу: http://vseprosto.com/nadezhnost-voditelya/
- Ссылка на эту страницу для форумов: [URL=”http://vseprosto.com/nadezhnost-voditelya/”]Понятие надежности водителя[/URL]
- Ссылка на эту страницу в формате HTML: Понятие надежности водителя
Источник: https://vseprosto.com/nadezhnost-voditelya/
Надежность автомобиля и ее основные характеристики
- Надежность автомобиля — это свойство автомобиля выполнять заданные функции, сохраняя значения установленных эксплуатационных показателей в пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования.
- Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения автомобиля и условий его эксплуатации может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость в отдельности или определенное сочетание этих свойств как для автомобиля, так и для его агрегатов (систем, узлов и деталей), направленным на выполнение автомобилем рабочих функций с установленными показателями в течение ресурса до капитального ремонта.
Надежность автомобиля не остается постоянной в течение всего срока его службы. По мере изнашивания деталей, механизмов и агрегатов надежность уменьшается, так как вероятность выхода из строя деталей увеличивается. Новые автомобили всегда более надежны по сравнению с автомобилями, имеющими большой пробег или прошедшими капитальный ремонт. Следовательно, заданная степень надежности автомобиля рассматривается в связи с определенным пробегом. Надежность зависит также и от того, в каких условиях работает автомобиль.
При работе, например, на дорогах с твердым усовершенствованным покрытием надежность автомобиля больше, чем при работе по бездорожью. Надежность летом всегда выше, чем зимой, при прочих равных условиях.
Поэтому, понятие «надежность автомобиля» тесно увязывается с условиями его эксплуатации. Надежность агрегатов и узлов определяется главным образом долговечностью деталей.
Поэтому прежде всего необходимо широкое экспериментальное исследование, выявляющее детали, критические по надежности.
Современная наука и техника в области автомобилестроения позволяют обеспечивать ресурс основных агрегатов, в том числе двигателя до капитального ремонта и более, намного увеличивать наработку на отказ других агрегатов и механизмов.
Повышение надежности автомобилей, обеспечение удобного доступа к обслуживаемым агрегатам и узлам, их совершенствование для облегчения обслуживания и ремонта, уменьшение количества точек смазки, увеличение периодичности технического обслуживания позволяют сократить простои автомобилей в техническом обслуживании и ремонте и тем самым повысить их производительность.
Автомобиль, как правило, рассчитывается на длительную работу. Разностойкость сопряжений агрегатов автомобиля требует периодических остановок для его обслуживания и замены наименее стойких деталей.
Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы эти остановки были реже и требовали минимальных трудовых и материальных затрат.
Следовательно, надежность должна содержать не только вероятность безотказной работы в течение заданного времени, но и показатели, характеризующие выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту в кратчайшие сроки с минимальными трудовыми и материальными затратами.
Уменьшить объем работ по техническому обслуживанию и ремонту и их трудоемкость можно либо за счет увеличения долговечности деталей, либо за счет приспособления конструкции автомобиля и его агрегатов к быстрой замене износившихся сопряжений и узлов, т. е. за счет улучшения ремонтопригодности, либо за счет одновременного улучшения показателей долговечности и ремонтопригодности.
Долговечность деталей, узлов и агрегатов и ремонтопригодность конструкции автомобиля — это два мощных рычага, с помощью которых можно повысить его надежность на стадии проектирования и в процессе модернизации.
Проблема надежности обеспечивается на четырех основных этапах:
- определение исходных требований к качеству новой модели с учетом уровня современной техники, имеющихся аналогов, конъюнктуры рынка и интересов потребителей
- проектирование, т. е. разработка конструкторской документации, выполнение комплексных стендовых и дорожных испытаний
- производство
- работа с потребителями (сбор информации о всех отказах и неисправностях, возникающих в процессе эксплуатации, упрощение и снижение трудоемкости технического обслуживания и ремонтных работ, обеспечение запасными частями)
При конструировании автомобилей должно соблюдаться правило, чем меньше ожидаемая долговечность той или иной детали сопряжения, тем большей ремонтопригодностью должна обладать конструкция автомобиля. Поэтому надежность автомобиля — категория не только техническая, но и экономическая.
Она должна отражать затраты общественно необходимого труда на создание автомобиля и поддержание его в работоспособном состоянии в процессе эксплуатации.
Надежность зависит прежде всего от уровня технического оснащения завода-изготовителя, заводов — пocпоставщиков сырья, качества материалов, полуфабрикатов и готовых деталей.
Решение сложных проблем надежности современных автомобилей невозможно без глубокого теоретического изучения физико-химических процессов, вызывающих износ и поломку деталей, и разработки на этой базе соответствующих практических рекомендации по конструированию, производству и эксплуатации автомобилей.
Принятые на серийное производство автомобили в течение всего времени нахождения их на производстве подвергаются заводами-изготовителями конструктивному улучшению с целью повышения качества и эксплуатационных показателей.
Качество изготовления автомобиля определяется техническим и технологическим уровнями производства, квалификацией персонала, применяемыми материалами и уровнем организационно-управленческого регулирования производства.
В условиях серийного и массового производства изготовить бездефектные автомобили практически невозможно, потому что всегда имеются случайные факторы, которые являются причиной появления дефектов.
Такими факторами могут быть погрешности технологического оборудования, инструмента, приспособлений, режимов обработки, материалов (например, неоднородность структуры), настройки измерительных средств. Таким образом, дефекты и неисправности новых автомобилей — объективная закономерность их производства.
Проведение же сплошного контроля качества автомобилей, сходящих с конвейера заводов, практически невозможно и экономически нецелесообразно. Поэтому для определения показателей надежности необходимо осуществлять систематическое наблюдение за работой автомобилей в различных условиях эксплуатации в течение всего гарантийного и межремонтного пробегов. В этих целях, а также для отработки обоснованных нормативов по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, наиболее полноотвечающих условиям эксплуатации в различных географических и климатических зонах страны, организуется опытная эксплуатация автомобилей.
Термины надежности
Для того чтобы дать оценку надежности автомобиля, необходимо правильно классифицировать термины надежности.
Исправность — это состояние автомобиля, при котором он соответствует всем техническим требованиям, установленным нормативно-технической документацией как в отношении основных параметров, характеризующих нормальное выполнение заданных функций, так ив отношении второстепенных параметров, характеризующих внешний вид, удобство эксплуатации и т. д.
Неисправность — это состояние автомобиля, при котором он в данный момент времени не удовлетворяет хотя бы одному из требований, установленных нормативно-технической документацией.
Работоспособность — это состояние автомобиля, при котором он способен выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией.
Значит, между работоспособностью и исправностью существует очень важное различие: исправность предполагает, что выполняются все требования, относящиеся как к основным, так и к второстепенным параметрам, установленным нормативно-технической документацией.
Работоспособность характеризует только требования, относящиеся к основным параметрам. Требования, относящиеся к второстепенным параметрам, могут не выполняться.
Так, например, автомобиль остается работоспособным, когда у него повреждены лакокрасочные или антикоррозионные покрытия, сгорела лампочка освещения щитка приборов и т.д.
Отказ и его виды
- Остановка автомобиля из-за возникших технических неисправностей или работа с недопустимыми отклонениями от заданных рабочих характеристик называется отказом.
- Отказ автомобиля можно также определить как полную или частичную утрату им работоспособности.
- Полный отказ — это отказ, лишающий автомобиль подвижности.
- Частичный отказ — это снижение эксплуатационных качества автомобиля.
- Неисправности, устраняемые водителем в пути с помощью индивидуального комплекта ЗИП и за время проведения ежедневного технического обслуживания, и неисправности, не влияющие на работоспособность автомобиля, в отказы не включаются.
- В зависимости от причины появления отказы подразделяются на заводские и эксплуатационные.
Заводские отказы — это отказы, появившиеся по вине завода — изготовителя автомобиля. Они подразделяются на конструктивные и производственные.
Эксплуатационные отказы — это отказы, обусловленные нарушением правил эксплуатации и внешними воздействиями, не свойственными нормальной эксплуатации. Эксплуатационные отказы и неисправности при оценке надежности автомобиля не учитываются.
Отказы и неисправности, учитываемые при оценке надежности автомобиля, могут значительно отличаться по степени влияния на его работоспособность и сложности их устранения. Поэтому необходимо их классифицировать и по этим признакам.
По признаку «степень влияния на работоспособность» отказы и неисправности распределяются на три группы:
- лишающие автомобиль подвижности
- снижающие эксплуатационные качества
- не влияющие на работоспособность автомобиля
К группе лишающих автомобиль подвижности относятся отказы, без устранения которых дальнейшее его использование невозможно (отсутствие подачи топлива, поломка буксирного крюка тягача и др.) или недопустимо (отсутствие давления в системе смазки двигателя, отказ тормозов и т. п.).
Неисправности этой группы являются полными отказами автомобиля. Их появление вызывает необходимость восстанавливать автомобиль на месте выхода из строя или буксировать в автотранспортное предприятие.
К группе отказов, снижающих эксплуатационные качества, относятся отказы и неисправности, ухудшающие такие показатели, как время подготовки к движению, средняя скорость движения, грузоподъемность, проходимость, расход ГСМ и т. д., но допускающие использование автомобиля по назначению в течение некоторого времени.
К группе неисправностей, не влияющих на работоспособность, относятся неисправности, не ухудшающие основные характеристики автомобиля, не создающие неудобства при его эксплуатации и устранение которых может быть отложено до очередного номерного технического обслуживания (незначительные подтекания смазочного материала через уплотнения, трещины элементов облицовки, отслоение лакокрасочных покрытий и т. п.).
Отказы как случайные события могут быть независимыми и зависимыми. Независимый отказ — это отказ, который не приводит к отказу других элементов автомобиля.
Отказ, проявившийся в результате отказа других элементов, называется зависимым.
Отказ может быть внезапным, если повреждения агрегатов автомобиля наступают мгновенно, и постепенным, в результате длительного, постепенного изменения параметров элементов (усталость металла, изнашивание поверхности и пр.).
Характеристики надежности
- Чтобы оценить качество продукции, выпускаемой автомобильной промышленностью, применительно к конкретным условиям эксплуатации, необходимо изучать надежность автомобилей после их обкатки.
- Сравнение надежности новых и капитально отремонтированных автомобилей, работающих в одинаковых условиях, может дать объективную оценку качества ремонта.
- Количественные характеристики надежности одномарочных автомобилей, полученные различными автотранспортными предприятиями, но работающих в одинаковых условиях, являются достаточно точными характеристиками уровня технической эксплуатации автомобилей в конкретном автотранспортном предприятии.
Анализ характеристик надежности автомобилей позволяет выявить узкие места в организации и технологии технического обслуживания и ремонта. Эти данные могут быть использованы для обоснованных заявок на запасные части и материалы.
Для характеристики надежности автомобиля в зависимости от конструктивно-технологических и эксплуатационных факторов принимают систему критериев, позволяющих оценивать надежность всего автомобиля или отдельных его элементов в числовых показателях. Только в этом случае можно сравнивать надежность различных марок и моделей автомобилей и вести работу по повышению их надежности.
Для обеспечения надежности автомобилей необходимо, чтобы показатели надежности задавались в техническом задании на проектирование и контролировались при разработке конструкции, изготовлении и эксплуатации. Следовательно, для каждого типа автомобилей в зависимости от условий их эксплуатации должны устанавливаться некоторая совокупность показателей надежности, значения и методы их количественной оценки.
Надежность автомобиля характеризуется четырьмя свойствами:
- безотказностью
- ремонтопригодностью
- долговечностью
- сохраняемостью
- Безотказность — свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки.
- Количественно оно оценивается вероятностью безотказной работы, средней наработкой до отказа, интенсивностью отказов, средней наработкой на отказ и параметром потока отказов.
- Ремонтопригодность — свойство автомобиля, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
- Количественно оно оценивается средним временем восстановления, средней удельной трудоемкостью технического обслуживания и текущего ремонта, вероятностью восстановления работоспособности в заданное коэффициентом готовности, коэффициентом технического использования время и коэффициентом сложности отказов.
- При сравнительной оценке различных типов автомобилей необходимо иметь в виду, что время их простоя в связи с проведением технического обслуживания или ремонта зависит от уровня организации этих работ, их технического оснащения, квалификации персонала и ряда других факторов эксплуатационного характера.
- Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Безотказность и долговечность — свойства автомобиля сохранять работоспособное состояние. Но безотказность — свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособное состояние, а долговечность — свойство автомобиля длительно сохранять работоспособное состояние с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта.
Определение долговечности автомобилей, агрегатов, деталей должно осуществляться на стадии проектирования одновременно с определением эксплуатационных затрат на их техническое содержание.
Количественно долговечность оценивается средним ресурсом автомобиля до капитального ремонта, средней наработкой на отказ автомобиля за пробег до капитального ремонта, средней наработкой до капитального ремонта основного агрегата, гамма-процентным ресурсом.
Каждая новая модель автомобиля должна быть более совершенной по сравнению с предыдущей и соответствовать лучшим мировым образцам.
Совершенство в данном случае определяется снижением суммарных удельных затрат на изготовление и техническое содержание, а также структурой этих затрат, т. е. возможным снижением доли затрат в эксплуатации.
Одновременно определяются показатели долговечности, которые имеют, как правило, тенденцию к увеличению.
Долговечность автомобилей повышается в результате совершенствования их конструкции, технологии изготовления и улучшения организации технической эксплуатации.
Сохраняемость — свойство автомобиля сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и транспортирования.
Основным показателем сохраняемости автомобилей должна быть вероятность сохранения безотказности. Этот показатель характеризует готовность автомобилей к немедленному выполнению транспортной работы после определенного срока хранения.
Показателем сохраняемости является также средний срок сохраняемости автомобилей при длительном хранении.
Перечисленные свойства отражают потенциальные возможности конструкции автомобиля. Они формируются при проектировании и производстве, являются внутренними причинами, от которых зависит степень надежности автомобиля.
Источник: https://ustroistvo-avtomobilya.ru/bez-rubriki/nadezhnost-avtomobilya-i-ee-osnovny-e-harakteristiki/
Факторы, влияющие на деятельность водителя
Поиск Лекций
Работоспособность и надежность водителя
Надежность водителей в значительной степени зависит от их работоспособности. Высокая работоспособность обеспечивает выполнение работы с высокой производительностью и высокими качественными показателями.
При управлении автомобилем в состоянии сниженной работоспособности водители допускают ошибки, которые иногда приводят к ДТП.
Причинами снижения работоспособности чаще являются утомление, употребление алкоголя, болезненное состояние, прием некоторых лекарственных веществ и курение.
Работоспособность – потенциальная возможность выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
Работоспособность зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. По отношению к решаемой задаче различают максимальную, оптимальную и пониженную работоспособность.
Выделяют следующие стадии работоспособности в зависимости результативности деятельности от времени ее выполнения: врабатывание, оптимальная работоспособность, утомление, конечный порыв.
Необходимо некоторое время вхождения в работу, или врабатывание. Это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок – точность) показатели работы часто улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума. Подобные колебания – поиск организмом наиболее экономичного для работы уровня.
За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. Положительные изменения высшей нервной деятельности коррелируют с показателями, отражающими благоприятное функциональное состояние других физиологических систем.
После начинается развиваться утомление и проявляется третья фаза работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем в резком снижении работоспособности.
Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению.
Падение работоспособности на первом ее этапе выражается снова в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность – низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя.
На этапе резкого снижения работоспособности еще стремительнее ухудшается функциональное состояние центральной нервной системы: развивается охранительное торможение, которое внешне проявляется в вялости, сонливости, в потере интереса к работе и отказе ее продолжать, часто в неадекватном поведении.
Развивающееся утомление – естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима.
Надежность водителя – это его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным факторам, определяющим надежность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и высокая работоспособность.
- Профессиональная пригодность водителя определяется по состоянию здоровья, психологическим и личностным качествам.
- Подготовленность водителя определяется уровнем его профессиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности.
- Высокая работоспособность – это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определенного времени.
- Надежность водителя зависит и от состояния других звеньев системы: автомобиля, дороги и среды движения.
- Факторы, влияющие на деятельность водителя
- Водитель автомобиля большую часть информации (до 95%) получает от автомобиля, дороги, среды движения и лишь небольшую часть информации – от контрольно-измерительных приборов.
- Продуктивность деятельности водителя зависит от следующих факторов:
- – особенностей поступающей информации (скорости информационного потока, силы сигналов, их продолжительности, пространственного расположения источника информации, легкости его восприятия);
- – условий деятельности (равномерности поступления информации, информационных перегрузок или информационного голода, особенностей рабочего места);
- – индивидуальных особенностей водителя (психофизиологических и личностных качеств, устойчивости к воздействию отрицательных внешних факторов и помех, уровня профессиональной подготовки, опыта и возраста);
- – состояния водителя (утомления, заболевания, психического возбуждения или угнетения)
- Факторы, определяющие сложность труда водителя
- 1) Технические:
- – тип транспортного средства;
- – техническое состояние подвижного состава;
- – грузоподъемность транспортного средства;
- – полная масса автомобиля;
- – динамические качества автомобиля;
- – габариты транспортного средства;
- – наличие прицепа.
- 2) Технологические:
- – тип маршрута;
- – способ доставки груза;
- – наличие специального оборудования на автомобиле;
- – способ производства погрузо-разгрузочных работ;
- – класс груза;
- – габариты груза (для тяжеловесных крупногабаритных грузов).
- 3) Организационные:
- – стабильность маршрута;
- – интенсивность движения;
- – пассажиропоток;
- – протяженность маршрута;
- – частота остановочных пунктов;
- – контроль за регулярностью движения;
- – напряженность технико-эксплуатационных показателей;
- – график доставки груза;
- 4) Дорожно-климатические:
- – тип дорожного покрытия;
- – состояние покрытия;
- – природно-климатические;
- – работа в карьерах, в горных условиях.
- 5) Экономические:
- – формы и системы оплаты труда;
- – организация труда;
- – экономические результаты деятельности предприятий.
- 6) Социальные:
- – квалификация;
- – возраст водителя;
- – стаж работы;
- – режим труда;
- – продолжительность рабочего дня;
- – разрывной график работы;
- – уровень трудовой дисциплины;
- – совмещение обязанностей;
- 7) Эргономические:
- – удобство расположения рычагов управления;
- – наличие токсических веществ в кабине;
- – уровень шума и вибрации;
- – температура в кабине;
- – вентиляция в кабине;
- – запыленность;
- – коэффициент обзорности;
- – тепловая радиация;
- – освещенность приборов;
- – влажность воздуха;
- – освещенность в кабине;
- – размер кабины.
- 8) Организационно-технические:
- – интенсивность движения;
- – пропускная способность дороги;
- – частота перекрестков со светофорным регулированием;
- – разрешенная скорость на участках маршрута.
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s28341t8.html
Как стиль вождения автомобиля влияет на его состояние. Мнение автоэкпертов
Автомобиль по праву считается вторым, после приобретения недвижимости, самым важным финансовым вложением, которое требует особого подхода. И не важно, ездите ли вы на старенькой развалюхе или новейшей модели, только что пригнанной из салона, стремление как можно дольше пользоваться благами автомобиля есть у всех.
Однако, существует целый список дурных привычек, которыми постоянно грешат водители, тем самым наносят непоправимый ущерб своему авто.
Конечно, невозможно гарантировать полную работоспособность транспортного средства на все века, но все же о некоторых моментах следует помнить, чтобы не тратить время и деньги на диагностику и ремонт автомобиля.
Тормозные колодки
Иногда приходится прибегать к движению с частыми остановками и троганию с места. Это очень распространенное явление в плотном потоке, когда водители трогаются и тут же тормозят.
К сожалению, это приводит к преждевременному износу передних тормозных колодок. Для решения этой проблемы необходимо освоить более плавную технику торможения.
Это позволит сэкономить на частой замене расходников тормозной системы и дополнительном обслуживании автомобиля.
Если вам нужно часто тормозить, то, скорее всего, вы нажимаете на педаль газа больше, чем это необходимо. Если вы научитесь делать это правильно, сможете сократить еще и расход топлива. Кроме того, иногда лучше тормозить двигателем, а не частыми нажатиями педали тормоза, например во время гололеда.
Одновременное нажатие педали тормоза и газа (так называемая «езда на тормозах») — это самый простой способ «убить» тормозную систему. Так не только изнашиваются тормозные колодки, но и существенно увеличивается расход топлива.
Это обычно происходит, когда нервные водители пытаются регулировать скорость при движении вниз с горки. В данном случае, более надежным способом контролирования скорости является нажатие только педали тормоза.
При парковке лучше использовать стояночный тормоз, даже если ваш автомобиль стоит на ровной поверхности.
Привычка ставить автомобиль на стояночный тормоз должна дойти до автоматизма. Это поможет избежать ситуации, когда автомобиль стоял на горке и при этом только на передаче, потом пассажир нечаянно зацепил рычаг КПП и автомобиль покатился на проезжую часть. Также бывали случаи, когда рычаг КПП произвольно выключил передачу, и автомобиль начинал двигаться с места парковки. |
Рулевое управление и подвеска
Подвеска, как правило, предназначена для того, чтобы при необходимости транспортное средство могло справляться с чрезмерно большой нагрузкой и обеспечивать комфорт пассажиров. Однако, не стоит этим пренебрегать, и без надобности перегружать машину.
Может, сразу вы и не ощутите последствия излишней нагрузки, но в долгосрочной перспективе они могут быть весьма печальными. Рулевое управление очень чувствительно к торможению на дорожных ямах и выбоинах.
Если водитель прибегает к торможению во время движения автомобиля на скорости по крупным дорожным неровностям, система рулевого управления и подвески испытывает очень большие перегрузки. Как следствие таких перегрузок может возникнуть необходимость в диагностике ходовой части и ремонте.
Трансмиссия
Если вы хотите уменьшить износ вашего автомобиля, правильное использование коробки передач имеет первостепенное значение. При запуске автомобиля с АКПП, резкое переключение между первой и задней передачами без остановки может привести к повреждению коробки передач.
Если вы не пользуетесь рычагом переключения передач, уберите с него свою руку. Если вы используете механическую коробку передач, то без надобности не держите ногу на педали сцепления. Даже небольшое нажатие может негативно отразиться на состоянии диска сцепления.
Этот элемент очень чувствителен, не забывайте об этом при использовании сцепления.
Более того, избегайте неаккуратного вождения. Тогда машина скажет вам не только «спасибо», но еще долго будет служить верой и правдой.
Даже, когда за рулем Toyota Corolla хочется почувствовать себя, как на гонках Формулы-1, не поддавайтесь соблазну, система рулевого управления и тормоза этого автомобиля попросту не рассчитаны на слишком агрессивную езду.
Любая машина должна использоваться по назначению, и если ваше авто это недорогой седан, не стоит водить как в фильме “Такси”.
На дороге особого внимания заслуживают лежачие полицейские и рельсы. Если вы проедете по ним слишком быстро, есть вероятность серьезно повредить подвеску автомобиля. Поэтому следите за дорогой и при переезде через них сбавляйте скорость до 8-10 км/час.
Шины
Регулярно проверяйте шины своего автомобиля. Если постоянно накачивать шины и при необходимости проводить их замену, можно избежать многих неприятностей на дороге. Из-за спущенных шин расход топлива увеличивается на 15%. Отлично было бы выработать привычку примерно раз в месяц измерять давление в шинах.
Кроме того, необходимо удостовериться, что ваши шины подходят к типу местности, по которой вы ездите. Если вы живете в сельской местности, где дороги преимущественно покрыты гравием, износ городских покрышек будет выше, чем тех, которые подходят для этих условий.
Также следует учитывать и погодные условия, к примеру, снег.
Зимняя резина не предназначена для езды в теплое время года и буквально “сгорает на глазах” если не менять ее на летнюю. Правильный выбор покрышек является залогом вашей безопасности. Например лысая резина склонна к аквапланированию в условиях повышенной влажности, и как следствие, водитель может потерять контроль над автомобилем. |
Рама и кузов автомобиля
Если вмятина на вашем автомобиле начала ржаветь, устраните проблему как можно быстрее. Не стоит игнорировать эту проблему, иначе коррозия распространится по близлежащей поверхности кузова. Процесс можно значительно замедлить при помощи краски или герметика.
Конечно, можно и дома подкрашивать то тут, то там, временно устраняя проблему, но все же лучше обратиться в ремонтную мастерскую — обновить лакокрасочное покрытие местно. Срок службы автомобиля можно увеличить за счет его регулярной мойки.
К примеру, птичий помет — это не только некрасиво, но еще и опасно, так как кислота, которая в нем содержится, может разъесть краску вашего авто. Поэтому не стоит затягивать с его устранением, ремонт или полировка ЛКП обойдется дороже мойки в десятки раз.
Электроника
Если при выключенном двигателе оставлять электронику (стереосистему или фары) включенной, это может посадить аккумулятор. Тогда автомобиль придется реанимировать при помощи аккумулятора другой машины. Но, если вы жить без музыки не можете и вам постоянно хочется ее слушать, запускайте двигатель каждые 15 минут.
Если вы не планируете пользоваться вашим авто в течение длительного времени (например, зимой), не забывайте время от времени наведываться к нему и регулярно запускать двигатель, хотя бы пару раз в месяц. В таком случае аккумулятор будет постепенно подзаряжаться. Поскольку аккумуляторы — удовольствие совсем недешевое, глупо изнашивать его небрежным отношением.
При возникновении какой-либо проблемы следует обратить внимание на код неисправности бортовой диагностики, который высветился на приборной панели. Или произвести компьютерную диагностику авто чтобы узнать код неисправности. И это касается любого элемента транспортного средства, не только электроники.
Не только аккуратная езда, но и незамедлительное решение проблем помогут продлить срок службы вашего автомобиля и его деталей.
Разница между водителем и наездником
Водитель следит за своим транспортным средством, понимает, что прочность всех механизмов в автомобиле имеет свой предел и не испытывает запас прочности своего автомобиля без надобности. Также водитель проявляет уважение к остальным участникам движения, соблюдает ПДД и старается быть максимально предсказуемым на дороге. |
Наездник относится к транспортному средству, как к сменной паре носков для занятий спортом. Использует автомобиль без диагностики и обслуживания до тех пор, пока тот не станет на обочине. Постоянно использует все агрегаты автомобиля на максимум испытывая их на прочность, ведет себя агрессивно на дороге, не включает сигналы поворотов и не следит за зеркалами заднего вида. |
Именно для того, чтобы застраховать покупателей от автовладельцев-наездников, создан сервис Test Driver.
Автоэксперты ведут себя независимо во время осмотра автомобиля, и считают своей главной задачей обнаружить и зафиксировать фактическое состояние автомобиля в отчете Test Driver, на момент проведения осмотра.
Автомобили за которыми не ухаживают, обычно имеют ряд недостатков, которые фиксируются экспертами Test Driver во время фотоотчета. Фотоотчет состоит из 20-50 фотографий в зависимости от состояния автомобиля.
Ухаживайте за своим автомобилем, и сможете не только дольше ездить на нем без проблем, а и дороже и быстрее продать. Ни гвоздя, ни жезла на дороге!
Источник: https://testdriver.com.ua/blog/stil-vozhdeniya-avtomobilya/
3.2. Надежность водителя и её составляющие
Психологи под
надежностью водителя понимают его
способность безошибочно управлять
автомобилем в любых дорожных условиях
в течение всего рабочего времени. К
основным факторам, определяющим
надежность водителя, относятся его
профессиональная пригодность,
подготовленность и работоспособность.
Надежность
водителя –
это свойство сохранить параметры
функционировании в пределах, обеспечивающих
безопасность движения и соответствующих
режимам движения и условиям
использовании автомобиля. Надежность
водителя – это сложное свойство,
определяемое более простыми: безотказностью,
восстанавливаемостью, сохраняемостью,
долговечностью. Остановимся на них
более подробно.
Безотказность
водители
это свойство сохранять работоспособность
в пределах установленных норм рабочего
времени (рабочего дня) исчисляемою
к часах. Безотказность водителя
изменяется в течение рабочего дня
различным образом.
Например, водитель
1 (рис.3.1,а) имеет более высокую вероятность
рв безотказной
работы в начале рабочего дня, чем водитель
2.
Однако к концу рабочего дня (ко времени
t) эта вероятность становится меньше
допустимой рв,
так что надежность водителя 2 оказывается
более высокой.
Продолжительность
рабочего дня для водителя может быть
различной, но в качестве предельной
некоторые исследователи рекомендуют
продолжительность 11–12 часов.
По психофизиологической
оценке состояния водителей, первые
1,5 – 2,5 часа работы происходит
«врабатываемость» организма, после
которой наступает период наибольшей
работоспособности. В период
«врабатываемости» вероятность безотказной
работы водителя понижена.
Водители
могут неправильно оценивать уровень
своей работоспособности, совершать
рискованные маневры. Первые признаки
снижения работоспособности появляются
через 4–5 часов и, постепенно нарастая,
становятся значительными после 6–8
часов работы.
За счет компенсаторных
механизмов организма определенный
уровень работоспособности поддерживается
до 9 – 10 часов работы.
После этого
компенсаторные возможности организма
иссякают и происходит быстрое снижение
работоспособности до уровня, недопустимого
с точки зрения безопасности движения,
или появляется сонливость.
а) | б) |
в) | |
Рис. 3.1. Изменение вероятности безотказной работы водителя в течении: а – рабочего дня; б – недели; в – всего срока водительской деятельности. |
Эта общая схема
может изменяться в зависимости от ряда
причин: возраста и состояния здоровья
водителя, чередования работы и отдыха,
вида транспортного средства, фактического
времени пребывания за рулем автомобиля
(например, обследование показало, что
водитель грузового автомобиля, работающего
в городе, был занят вождением фактически
5,5 ч, а водитель такси –23% рабочего
времени провел в ожидании пассажиров
на стоянке).
При управлении
автомобилем в течении 7–12 часов водители
совершают ДТП (вследствие засыпания)
примерно в два раза чаще, чем при
длительности работы до 7 часов. При
пребывании за рулем свыше 12 часов
число ДТП по той же причине увеличивается
в 9 раз.
Восстанавливаемость
– это свойство водителя восстанавливать
свою работоспособность после установленных
перерывов в работе. Восстанавливаемость
имеет большое значение для обеспечения
надежности деятельности профессиональных
водителей.
Неполноценный
отдых сказывается на уровне безотказности
водителя в следующий рабочий день: почти
у половины отмечается появление
сонливости во время вождения; водители,
спящие перед сменой менее 6 часов,
отмечают снижение внимания к концу
смены в 2,5 раза чаще, чем при продолжительности
сна 8 часов.
Восстанавливаемость
работоспособности водителя, при
прочих равных условиях, в различные дни
недели неодинакова: при работе в одну
смену в первые дни недели она меньше
– происходит «врабатываемость»
организма, подобно тому, как это
наблюдается в течение рабочего дня.
Примерные кривые
изменения вероятности безотказной
работы водителя в течение недели при
ежедневной работе в одну смену и
недоиспользовании обеденного перерыва
приведены на (рис. 3.1,б).
Профессиональная
долговечность
– свойство водителя сохранять
работоспособность до наступления
предельного состояния (выход на
пенсию, переход на другую работу) с
необходимыми перерывами, обусловленными
режимом труда и отдыхи. Таким образом,
долговечность водителя относится к
времени функционирования t, исчисляемому
обычно в годах (рис.3.1,в).
Момент наступления
предельного состояния, т.е. величину
профессиональной долговечности,
устанавливает часто сам водитель. Если
он считает, что оно наступило, то
прекращает работать и меняет профессию,
иногда задолго до пенсионного возраста.
Сохраняемость
– свойство водителя сохранять параметры
функционирования после длительных
перерывов в трудовой деятельности.
После длительных
перерывов в вождении по тем или иным
причинам происходит незаметная для
водителя потеря профессиональных
навыков в управлении или их дестабилизация
точка F на (рис. 3.1, в).
Источник: https://StudFiles.net/preview/3864571/page:9/
Надёжность водителя и факторы, на неё влияющие
Надёжный водитель с точки зрения безопасности движения — это водитель, реально сопоставляющий свои возможности и возможности управляемого автомобиля во взаимосвязи со складывающейся ситуацией, обусловленной действиями других участников движения, дорожными и погодными условиями.
Надёжность водителя определяется его умением выбирать безопасные режимы движения, точно реализовывать выбранный план действий, а в случае возникновения нештатных дорожнотранспортных ситуаций выходить из них с максимально возможной надежностью. Эти навыки и умения водителя формируются в процессе обучения и в течение последующего периода приобретения опыта. Но они не являются постоянными на протяжении даже рабочих суток.
- Можно выделить четыре основные составляющие надёжности водителя [36]:
- ■ профессиональная — наличие опыта, совокупность навыков управления автомобилем, позволяющих реализовать наиболее рациональные приёмы обеспечения безопасности в любых условиях движения, в том числе опасные и критические ситуации;
- ■ медицинская — отсутствие заболеваний, симптомы (проявления) которых могут привести к потере контроля автомобиля в процессе движения,
■ психофизиологическая — комплекс личностных качеств водителя (свойства нервной системы, память, время реакции, качества внимания и т. п.), недостатки которых могут вызвать потерю времени в условиях его дефицита, например в опасной ситуации, или привести к ошибкам в принятии решений на основе свойства антиципации либо к их исполнению,
■ социально-психологическая — совокупность личностных качеств человека (уровень общей культуры, чувство ответственности, дисциплинированность и т. п.), определяющих характер поведения на дороге, представляющей собой своеобразную социальную среду.
- Отметим следующие факторы, отрицательно воздействующие на надёжность водителя [37]:
- • устойчиво повышающие подверженность опасности, несчастным случаям и травмам:
- — функциональные изменения в нервной системе или других органах,
- — различные изъяны органов чувств,
- — нарушение связи между сенсорными и двигательными центрами отделов нервной системы,
- — согласованность координации движения,
- — врожденные свойства нервной системы (слабость и инертность),
- — неудовлетворенность своей работой,
- — отсутствие интереса к работе;
- • временно повышающие подверженность опасности: недостаточная профессиональная подготовленность, отсутствие свойства антиципации, неосторожность, информационные помехи, функциональное состояние (физическое, психическое, эмоциональное).
Причины, влияющие на снижение надёжности водителей, так или иначе связаны с её составляющими. Например, неумение водителя безопасно управлять автомобилем чаще всего обусловливается его низкими психофизиологическими качествами, болезнью, чрезмерным утомлением, стрессовым состоянием и т. п.
Причинами нежелания водителя безопасно управлять автомобилем являются низкий уровень культуры и правосознания, агрессивность, безответственность, склонность к употреблению алкоголя, наркотиков и пр.
Незнание водителем правил безопасного управления автомобилем связано, скорее всего, с тем, что у него имеются пробелы в знаниях Правил дорожного движения, устройства автомобиля, основ безопасности движения.
Наконец, причиной неумения безопасно управлять автомобилем является недостаточное профессиональное мастерство водителя, в частности, неправильно сформированные навыки или потеря таковых [38].
Водитель должен постоянно контролировать себя. Если он замечает, что регулярно становится виновником опасных ситуаций, ему следует либо пересмотреть своё поведение на дороге, либо отказаться от управления транспортным средством.
Склонность к риску как один из показателей социальнопсихологической устойчивости в сочетании с мотивами деятельности оказывает решающее влияние на степень риска при принятии решений водителем. Часто бывает, что «приемлемый» для водителя уровень риска в дорожном движении может оказаться неадекватным его техническому мастерству и дорожно-транспортной ситуации.
Основными факторами, определяющими безопасность труда водителя, являются пригодность к управлению автомобилем, подготовленность, работоспособность.
Пригодность водителя устанавливается путём его медицинского освидетельствования. Однако при медосвидетельствовании нельзя получить точных данных, позволяющих судить о способностях будущего водителя.
К таким данным относятся особенности восприятия, способность человека к теневой и световой адаптации, качества внимания, психомоторной реакции и др.
Поэтому вопрос о профессиональной пригодности водителя должен решаться в процессе профессионального отбора.
Подготовленность водителя включает в себя не только понятие об уровне сформированных профессиональных навыков вождения автомобиля, но и понятие о психологической устойчивости, т. е.
о целенаправленном формировании у водителей профессиональных способностей, психических свойств, обеспечивающих успешность работы в любых условиях (эмоциональная устойчивость в критических ситуациях, развитие волевых качеств, организация внимания при выполнении маневров, оперативное мышление и память, готовность к предотвращению ДТП и др.) [40].
Подготовленность водителя проявляется в умении предвидеть будущее на основе свойства антиципации, не теряться, а решительнодействовать в аварийных ситуациях, исход которых зависит не только от опыта водителя и его стажа, но и от специальных навыков.
Такие навыки можно приобрести на автотренажёрах, на которых отрабатываются автоматические движения для самых разных ситуаций.
Также надо не забывать о свойстве человека — свойстве антиципации — представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действий.
В большей степени профессиональная надёжность водителя определяется работоспособностью, и именно этот фактор рассмотрим подробнее.
Источник: http://ooobskspetsavia.ru/2015/09/30/nadyozhnost-voditelya-i-faktory-na-neyo-vliyayushhie/