Фото: Униан
Цена автогаза на большинстве АЗС в Украине скакнула более чем на 2 гривны и активно продолжает расти. Топливные трейдеры в один голос твердят, что объективных причин для этого нет, и цена в ближайшее время откатится к прежнему уровню. Так ли это на самом деле – разбиралась редакция NEWSONE.
Новости о росте цен не могли оставить равнодушными украинских водителей, ведь по состоянию на 31 октября максимальная стоимость автогаза на некоторых украинских заправках достигла отметки 17,09 грн/л.
В то же время, стоимость газа на АЗС столицы и области составила от 15,38 до 16,99 грн/л. А средняя цена на данное время достигла 16,18 грн.
При этом на небольших заправках этот вид горючего предлагают по 15,25 – 16,70 грн.
Мы пообщались с экспертами и выяснили, чего ждать от украинскиого рынка топлива, а также, что будет с ценой на автогаз до конца 2019 года.
Косянчук Леонид,
эксперт топливного рынка
– Есть несколько причин, почему розничные цены на автогаз выросли. Первая причина — это сокращение импортных поставок. Россия объявила, что они заканчивают процедуру реэкспорта через Беларусь, поэтому последняя начала тормозить поставки сжиженного газа в Украину.
Вторая — это проблемы нашей “Укрзализныци”. Порядка больше 300 цистерн со сжиженным газом уже скопилось на перегонных станциях, и ждут пока появятся тепловозы и дизель для них.
Тем временем, спекулянты на внешних рынках, в рамках биржи, пользуются любыми моментами, чтобы как-то сыграть на ценовых качелях.
Если говорить в среднем по Украине, то цена на газ варьируется от 17 грн до 16,05 грн. Стоит понимать, что особой трагедии в этом нет, потому что 16,38 грн/л — это приблизительно чуть меньше 50% от стоимости бензина.
Это говорит о том, что газ еще востребованный и экономически интересен, как альтернативное топливо.
Спрос на него держится, хотя операторы рынка сегодня, в связи с такими высокими ценами на оптовом сегменте, получают минимальный доход от продажи этого топлива.
Читайте также – Как правильно действовать, если вы стали участником ДТП: советы юристов
К хорошим новостям можно отнести то, что в случае с газом у нас есть естественный регулятор, то есть, если газ стоит больше 50-55% от 95-го бензина, то он перестает быть вообще привлекательным и приводит к падению спроса. Всегда есть альтернатива и можно перейти временно на бензин, если цены не устраивают. А по сокращению потребления и цены просядут.
Что касается бензина, то пошла тенденция на снижение цены – за месяц она упала с 757 долларов/тонну до 668. Именно поэтому многие сети на 50 копеек понизили цену на бензин.
Но до конца года осталось два месяца и большую часть времени у нас был недостаточный маржинальный доход.
Поэтому многие операторы рынка пытаются перекрыть эту недостачу по дизельному топливу, в том числе, удержанием цены на бензин, но это не будет длиться долго.
Не стоит забывать о том, что Беларусь сейчас немного притупила поставки по дизельному топливу в ожидании заключения термов на следующий год.
И хотя Лукашенко заявил, что он не будет снижать объемы поставок в Украину в следующем году, но до его начала еще два месяца. Поэтому возник ситуативный дефицит дизельного топлива и его действительно сегодня не хватает.
Поэтому цена в оптовом сегменте достаточно высокая. Но я думаю, что это временное явление.
Прогноз
– Сегодня наступает ноябрь и рынок ждет, что просядут цены внешнего рынка, сократится потребление автогаза и цены все равно выровняются. А поставки, которые сегодня не доходят с Беларуси, в ближайшем будущем будут замещены прямыми поставками из России.
И все потому, что “Лукойл”, “Газпромнефть” и другие ведущие компании уже получили разрешение от ФСТЭК (прим.ред. – Федеральная служба по таможенному и экспортному контролю) на прямые поставки сжиженного газа в Украину.
Плюс, по нашим сведениям, там уже стоит очередь на получение этих разрешений. То есть, они ушли от реэкспорта через Беларусь и хотят напрямую поставлять в Украину. Рынок достаточно емкий, востребованный и конкурентоспособный.
Мы ожидаем, что ноябрь выровняет цены на все виды топлива, в том числе стоимость газа опустится до 45% от цены 95-го бензина.
Читайте также – Эксперт назвал причины повышения цены на автогаз и уточнил, стоит ли ждать снижения стоимости
Стоимость на дизель также выровняется уже в следующем месяце, ведь полевые работы закончатся, и он будет менее востребован.
Тем более, мы не должны забывать, что еще месяц, и мы входим в “мертвый сезон потребления”. Практически до конца февраля происходит спад потребления.
В общем, невзирая даже на то, что декабрьские фьючерсы были достаточно низкие на нефть, резкого повышения цен не будет, а понижения – так тем более.
Артем Куюн,
заместитель директора ООО “Консалтинговая группа А-95”, эксперт рынка сжиженного газа
– Критичных скачков стоимости сжиженного газа нет. Есть только поползновение по цене, вызванное объективными факторами. Например, рекордные цены на газ в Европе, которые сейчас уже опускаются вниз.
В течение десяти дней, мы ощутим эти подорожания на себе. При этом, есть факторы дороговизны рынка в Европе, откуда мы импортируем 75 % автогаза и привязаны к некоторым котировкам. Также, “Укрзализныця” задерживает вагоны с газом, что создает небольшой дефицит на рынке.
Но я уверен, что это не имеет никаких определяющих значений.
Прогноз
– В течение двух недель нам придется ощутить высокие цены на автогаз. А вот после, начинается “мертвый сезон потребления” и цена будет снижаться достаточно ощутимо.
Цена на газ больше не будет значительно расти, сегодня она находиться на пиковых значениях. И хотя еще остались некоторые основания для ее роста, но падающий спрос на фоне снижения температуры является сдерживающим фактором.
Поэтому, по моим прогнозам, цена на автогаз больше расти не должна.
Дмитрий Марунич,
эксперт по энергетическим вопросам
– Бензин дорожает вслед за ростом стоимости нефти. Недавно уже был скачок цен на него, но вскоре они немного снизились, поэтому ситуация даже в некоторой степени оптимистичная.
По крайней мере, курс гривны не валится высокими темпами. А цены на нефть тоже немного просели и ничего удивительного не происходит.
Мы наблюдаем, как топливо отражает объективные процессы на мировом рынке нефти и текущую ситуация с курсом национальной валюты.
Читайте также – Бензиновый бунт: почему в Украине резко подскочили цены на топливо и когда ждать снижения
Если говорить об автогазе, то его цена растет вслед за стоимостью на бензин. На данный момент форс-мажоров или дефицита на рынке автогаза нет.
Импорт осуществляется стабильно, поэтому он отыгрывает рост цен на бензин.
При этом автогаз все также остается альтернативным видом топлива для бензина, и трейдеры пытаются подтянуть его стоимость, чтобы цена не превышала 55-60% от стоимости бензина в розничной торговле.
Прогноз
– К сожалению, цены точно не будут существенно падать, а на бензин и автогаз – так точно. Если цены на нефть дальше будут расти или девальвирует гривна, то это станет новой предпосылкой для роста цены на топливо.
До конца текущего года топливо, в том числе бензин, газ и ДТ, может подорожать на 5-7%. Санкции против Ирана, которые уже частично ввели представители власти США и обещают еще, могут спровоцировать дальнейший рост цен на нефть.
Тогда на наших заправках появятся совсем другие цены.
Сергей Куюн,
директор консалтинговой группы “А-95”
– Сейчас происходит период стабилизации рынка топлива. Мы видим, что после роста цен в начале октября цены стабилизировались, но, опять-таки, ситуация очень разная. Например, если цены на бензин немного упали, то на дизельное топливо выросли.
Почему так? На рынке ресурсный недостаток, то есть, поставки не такие, как были нужны. Это связано с тем, что октябрь был теплым, и получился сезон активного потребления. А рынок, в свою очередь, не рассчитывал на это, и поэтому возник небольшой разрыв по поставкам. Поэтому цены на дизельное топливо, в частности, подскочили.
Например, на некоторых колонках сейчас дизель стоит дороже, чем бензин. Это нечастое явление.
Прогноз
– В октябре цены на газ росли из-за того, что на мировых рынках произошел подъем стоимости, а также была небольшая нехватка в поставках. Сейчас ситуация уже выравнивается.
И в ноябре ожидается насыщение рынка топливом, поскольку все-таки сезон отступает и потребление будет снижаться.
Я думаю, что уже вскоре мы увидим снижение цены на все виды нефтепродукта.
Анастасия Пасичная
Источник: https://www.newsone.ua/articles/auto/bez-paniki-pochemu-stoimost-avtohaz-vzletela-i-chto-budet-s-tsenami-k-nachalu-2019-hoda.html
Почему дорожают бензин и автогаз
Цены топлива на АЗС растут вторую неделю подряд.В Украине дорожают бензин, дизельное топливо и автогаз. Это вызвано как объективными причинами, так и факторами более субъективного характера. “Апостроф” разбирался в причинах и выяснял, что будет с ценами дальше.
В Украине дорожают бензин и дизельное топливо (ДТ). По данным консалтинговой компании UPECO, в конце прошлой недели на автозаправочных станциях (АЗС), контролируемых группой компаний “Приват”, цены повысились на 50 коп./л. С начала текущей недели топливо продолжает дорожать. 10-11 апреля на украинских АЗС бензины и ДТ выросли в цене на 0,1-1 грн/л. В частности, “Приват” снова повысил цены на 50 коп./л.
Как сообщили OilNews в “Консалтинговой группе А-95”, на АЗС группы “Приват” цены на бензин А-95 выросли до 24 грн/л, на дизтопливо – до 22 грн/л.
Топливо у других операторов также дорожает, в частности, у SUN OIL, KLO, “БРСМ-Нафта”, “Укргаздобыча”. Здесь средние розничные цены увеличились на 19-23 коп./л. Розничные цены на топливо в Украине растут вслед за оптовыми, которые увеличиваются вторую неделю подряд.
Они же, в свою очередь, следуют за общеевропейским трендом. Тенденция подорожания топлива сохраняется 12 апреля. Рост цен операторов в этот день составил 0,3-2,15 грн/л.Данные консалтинговой компании UPECO
В последние дни в Украине также подорожал и автогаз. Цены на этот вид топлива выросли во многих крупных сетях, в частности, в AMIC, Shell, “БРСМ-Нафта”, “Автотранс”, “Маркет”. По данным “Консалтинговой группы А-95”, “Приват” торгует сжиженным углеводородным газом (СУГ) в диапазоне 10,8-12,1 грн/л, у других операторов цены СУГ составляют 11,15-11,45 грн/л.
Почему растут цены
По поводу причин подорожания нефтепродуктов на украинских АЗС эксперты единодушны. “Повышение цен на топливо является следствием роста котировок на мировом рынке нефти и нефтепродуктов. За последний месяц нефть подорожала на 10%, до $55 за баррель и выше.
Поскольку мы импортируем 80% нефтепродуктов, такие изменения не могут пройти бесследно”, – сказал в комментарии “Апострофу” директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн.В том же ключе комментирует сложившую ситуацию директор спецпроектов научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев.
“Розничные цены на украинских АЗС определяются двумя основными факторами – стоимостью топлива на границе и курсом гривны (весь импорт закупается за доллары или евро, плюс акциз платится в евро). Если до конца марта на рынке существовал потенциал для снижения цен на 2-3%, то в апреле ситуация изменилась.
Всего за неделю цистерновые партии топлива подорожали на 4-6% в зависимости от марки. Причина – спекулятивный рост нефтяных котировок. Как следствие – на рынке начал формироваться восходящий тренд”, – сказал он “Апострофу”.
При этом Рябцев считает, что возникший потенциал для роста цен мог быть и не реализован, так как трейдеры понимают, что стоимость топлива для большинства потребителей и так критическая, “если бы не “Приват”, ставший “застрельщиком” подорожания”.
“За заправками группы потянулись их непосредственные конкуренты-импортеры, а затем – все операторы нижнего ценового диапазона. В итоге имеем плюс 2% роста по бензину и дизелю всего за два-три дня”, – отметил эксперт.
По его словам, на розничном рынке нефтепродуктов “в ближайшее время будет идти коррекция цен – компании будут восстанавливать “традиционный” разрыв с “Приватом”. Сергей Куюн, в свою очередь, считает, что в перспективе “есть потенциал для дальнейшего повышения (цен) еще на 50 коп./л”.Что касается автогаза, то причины роста цен здесь несколько иные.
“На ситуацию со сжиженным газом повлияла остановка экспорта российского газа – цены в опте взлетели на 20%”, – отметил Куюн.Геннадий Рябцев напоминает, что три четверти автогаза в Украину ввозятся, при этом три четверти импорта – это поставки из РФ. “В начале апреля оформление российского пропан-бутана было приостановлено. Официальная причина – нормативные изменения на российской таможне. Возник ситуативный дефицит ресурса. Результат – подорожание сжиженного газа в рознице на 5% за семь дней”, – сказал он.
Несмотря на возобновление поставок из РФ, стремительный рост оптовых цен в ближайшее время отразится на рознице. Впрочем, Куюн не прогнозирует дальнейшего подорожания автогаза.
Виктор Авдеенко
Источник: https://nk.org.ua/ekonomika/pochemu-dorojayut-benzin-i-avtogaz-96588
Почему растут цены на автогаз, и когда это закончится
В Украине стремительно дорожает автогаз. Рост цен не выгоден ни автомобилистам, ни собственникам заправок, которые теряют объемы продаж. Забеба попыталась разобраться, что же происходит с рынком сжиженного газа в Украине.
Что происходит?
За последний месяц на украинских заправках средние цены на автогаз взлетели примерно на 40% и продолжают расти. Самый заметный скачок произошел после 19 августа, когда буквально за один день цена топлива возросла на 1 — 1,5 гривны.
Розничная цена на газ бьет все рекорды. Предыдущий пик — 13,2 грн — был зафиксирован в сентябре прошлого года. По состоянию на 27 августа минимальная цена на сжиженный газ составляет 14,75 гривен, а максимальная уже перевалила за отметку в 16 гривен.
Почему растет цена?
Повышение стоимости газа стало предметом различных спекуляций и домыслов. Какие только причины и теории не выдвигают «эксперты» – вплоть до всемирного заговора.
В Министерстве экономического развития и торговли Украины объясняют — украинские производители сжиженного газа покрывают не более 20% рынка. Остальное Украина импортирует из России, Беларуси, Казахстана и других стран. Ограничения со стороны РФ привело к уменьшению импорта газа и, как следствие, к его дефициту. Это и повлияло на цену.
При этом, в Министерстве пообещали разобраться, что же произошло на рынке газа. Соответствующее поручение дали Минэнергоугля, Государственной регуляторной службе, Антимонопольному комитету, ГФС и Госстату.
Однако, разобравшись в ситуации, специалисты выделили и другие причины сложившейся ситуации.
- Неупорядоченность рынка. Неуклонное падение цен и наплыв нелегалов привели к тому, что ресурсная дыра становилась все больше и больше.
- Ремонты. В начале лета запасы топлива стали постепенно подходить к концу, поэтому все «ломанулись» за газом в Россию и Беларусь. Но там, как выяснилось, как раз в это время сразу несколько крупных производств стали на плановые ремонты.
- Железнодорожные перевозки. Тот газ, который все же удалось купить, не всегда достигал места назначения. Виной тому стали заминки «Укрзалізниці». По мнению аналитиков, вагоны не успевают сортироваться и отправляться, поэтому время доставки топлива увеличилось в разы.
- Отсутствие альтернативы. Ситуацию мог бы исправить импорт газа из других стран – Польши, Венгрии, Словакии. Но заранее этот вариант никто не проработал, а на то, чтобы наладить импорт, потребуется некоторое время.
Что будет дальше?
В консалтинговой группе А-95 утверждают — розничные цены на сжиженный газ будут расти и дальше.
Аналитики прогнозируют, что дефицит газа продлится до середины сентября. Это будет стимулировать высокие цены в опте, а, следовательно, и в рознице. Исходя из уровня оптовой цены 24 000 грн за тонну, розничные цены на автогаз достигнут диапазона 14,5-14,7 грн/л.
- По мнению специалистов, это приведет к снижению потребления автогаза.
- После сентября, считает аналитик консалтинговой группы А-95 Артем Куюн , стоимость газа будет постепенно снижаться и, вероятно,остановиться на отметке 11-12 гривен.
- А это в свою очередь повлечет за собой наполнение рынка.
Кризис, который происходит на рынке сжиженного газа, является показательным. Вполне возможно, что он простимулирует трейдеров лучше подготовиться к поиску альтернативных путей снабжения в будущем.
Кристина Лях
Верховная Рада, Кабинет Министров
Источник: https://dengi.informator.ua/2017/08/28/pochemu-rastut-tseny-na-avtogaz-i-kogda-e-to-zakonchitsya/
Почему в Караганде подорожал автогаз? – Газета «Новый Вестник»
В Караганде на заправках подорожал автогаз. В марте его продавали по 50 тенге за литр, а с апреля автомобили заправляют уже по 60 тенге. В связи с этим «Новый Вестник» попытался выяснить, почему произошел рост цены сразу на 20 процентов и как может повлиять на ситуацию антимонопольное ведомство.
Карагандинец Вадим Барташевич уже десять лет ездит на автомобилях, которые переоборудованы на газ. В 2005 году он устроился на работу в компанию, где ему в пользование дали машину на газу.
Вадим оценил эффективность этого вида топлива. Его расход был такой же, как и бензина, а стоимость на 30 процентов ниже.
После этого автовладелец решил установить газовое оборудование на свою «Тойоту» с трехлитровым двигателем.
— Преимущество газового топлива заключается в том, что, во-первых, у него выше октановое число, — объясняет причины своего выбора Вадим Барташевич. — У газа октановое число выше 100. Такого бензина в Казахстане просто нет.
Во-вторых, образуется меньше нагара, потому что подается уже газовая смесь, а не жидкая фракция. В-третьих, в газе отсутствуют разные вредные примеси, которые есть в бензине и негативно отражаются на работе двигателя. Еще один плюс в том, что не требуется частая замена масла.
Оно остается чистым и не смывается со стенок цилиндров. Соответственно, ресурс двигателя гораздо больше.
Кроме того, Вадим стал тратить меньше денег на топливо. Ведь газ в два раза дешевле бензина. А еще автовладелец заметил, что после перевода машины на газ, у нее снизился расход горючего.
— В городе моя «Тойота Сурф» потребляла 22 литра бензина на 100 километров, а расход газа — 20 литров на такое же расстояние, — рассказывает автовладелец.
— За счет экономии на топливе газовое оборудование окупилось довольно быстро. Еще мне нравилось, что у моего автомобиля чистый двигатель и выхлопы практически не имеют запаха.
Газ бережет элементы выхлопной системы: кислородные датчики и катализаторы, которые стоят больших денег.
Вадим Барташевич
С 1 апреля ездить на газу стало не так выгодно, как раньше. Это топливо подорожало на всех заправках Караганды одновременно. Вадим Барташевич считает, что продавцы безосновательно сменили ценники. Во-первых, потому что в других городах Казахстана, например, в Астане, цены остались на прежнем уровне. А во-вторых, потому что заводы-производители не объявляли о повышении расценок.
Чтобы выяснить причину роста цены, корреспондент «НВ» обратился в одну из компаний, которая торгует автогазом через АЗС. Там нам сообщили, что «голубое» топливо подорожало из-за увеличившихся расходов на его транспортировку.
— Сжиженный нефтяной газ мы получаем из Павлодара, Актюбинска и Атырауской области у компании «Тенгизшевройл», — объясняет директор компании «Gazoil» Елнар Нургалиев. — Расходы увеличились в связи с девальвацией тенге. Кроме того, сами понимаете, надо повышать людям зарплату, платить налоги. Все это влияет на конечную цену.
— Подорожали тарифы на услуги железной дороги?
— Да, газ из других областей мы получаем по железной дороге, а внутри области доставляем своим автотранспортом. Понимаете, газовозы у нас из Европы. Запасные части на них в связи с изменением курса доллара в разы увеличились в цене.
— А себестоимость газа?
— Себестоимость газа не менялась. Выросли наши сопутствующие расходы. Комплектующие, затраты на ремонт, приобретение и установку оборудования — все это подорожало в связи с изменением курса доллара.
— Какова себестоимость газа?
— Не могу сказать. Это коммерческая тайна.
— Почему в разных городах Казахстана ваш автогаз продается по различным ценам?
— Все зависит от транспортных расходов. Они ложатся на конечную цену. Если в Караганде у нас одна цена, то в Балхаше, Каркаралинске, то есть крайних точках области, будет другая — выше.
А в Астане автогаз дешевле, потому что оттуда ближе до завода-поставщика. К тому же на рынке столицы большая конкуренция.
В Астане больше обороты и больше автомобилей, которые ездят на автогазе, чем в Караганде.
При таком раскладе, конечно, основания для повышения цены есть. Смущает только одно — автогаз в апреле подорожал до одного и того же уровня — до 60 тенге за литр, у всех продавцов разом. А их в Караганде три — это компании «Gazoil», «Gas Energy» и «Gaz Time». Антимонопольное ведомство вполне может усмотреть в этом факте нарушение законодательства.
— К нам обращаются жители Караганды с жалобами на то, что автогаз подорожал, — говорит руководитель отдела расследований департамента по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Дана Альмагамбетова. — Было одно письменное заявление и одно устное. Оба — на компанию «Gazoil». Тому, кто оставлял устные жалобы, я советую обратиться к нам письменно.
Для чего это нужно? Чтобы у нас были основания проверить субъектов рынка автогаза на предмет антиконкурентных согласованных действий. По моим данным, оптовая цена на газ не повышалась, но я слышу, что дорожает автогаз. Хотя все субъекты рынка закупают товар в одном месте. Судя по устным жалобам потребителей, признаки нарушения есть.
Но голословно мы этого заявлять не можем.
По словам Даны Нуртаевны, необходимо, чтобы в распоряжении антимонопольщиков были письменные жалобы на несколько компаний, торгующих автогазом. В этом случае они смогут провести анализ цен и, если найдутся основания, начать расследование.
— Пока потребители жалуются только на «Gazoil», — объясняет Дана Альмагамбетова. — Надо чтобы заявления были на два-три субъекта. Потому что повышение цены у одного субъекта ничего не значит. У нас конкурентный рынок. Поэтому каждый хозяйствующий субъект вправе сам устанавливать цену на свой товар.
Если антимонопольщики проведут расследование и установят, что цены на газ выросли безосновательно, то они обратятся в административный суд. Он может оштрафовать продавцов-нарушителей и взыскать с них незаконно полученный доход в пользу государства.
Источник: https://nv.kz/2016/04/13/105312/
Почему растут цены на газ для автомобилей
В начале июня в соцсетях автомобилисты стали активно обсуждать тарифы на газ. Так, автовладельцы с Кузбасса подсчитали, что пропан с 6 июня стал стоить 20,1 рубля, тогда как весной его цена колебалась в диапазоне от 19,2 до 19,6 рубля за литр. Аналогичные подсчёты делали и автомобилисты в других городах. Результаты неутешительны. Газомоторное топливо стремительно дорожает.
— Рост цен на пропан является следствием роста цен на бензин, — считает старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук. — На фоне подорожания бензина вырос спрос на газомоторное топливо.
Те предприятия, в автопарке которых есть машины на бензине и на газе, стали отдавать предпочтение последним. Продавцы пропана не преминули воспользоваться ситуацией.
Если регулирующие органы не возьмут ситуацию под контроль, то пропан продолжит дорожать. Летом цены на газомоторное топливо могут вырасти до 21 рубля.
Действительно, в этом году спрос на газ стал заметно расти. Этой темой всерьёз заинтересовались и автовладельцы, и бизнес. Причём если посмотреть на динамику роста цен на сырьё, то становится очевидно: у газа куда больше потенциал для роста и цена на него может расти большими темпами, чем цена на бензин.
Как отмечает ведущий аналитик ООО «Эксперт плюс» Мария Сальникова, с 2014 года газомоторное топливо подорожало всего на 11%, в то время как дизель, бензин и электроэнергия — на 20% и более. Выгода использования газомоторного топлива очевидна, и спрос был стабильным, но не прогрессивным.
Сальникова вспоминает, что в мае в Москве проходила конференция по газомоторному топливу, на которой одной из проблем развития отрасли назвали недостаточное количество газовых заправок. Соответственно, возникает необходимость строительства новых заправок, а на это откуда-то надо брать деньги.
Уже один этот факт говорит о том, что газ продолжит дорожать.
В то же время ряд экспертов считает, что переход автомобилистов на газ не мог так резко повлиять на цены. В частности, эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов и вовсе отрицает эту связь. По его мнению, пока перевод машин на газ не носит такого массового характера. Куда большее значение будет иметь позиция правительства, которое регулирует цены.
— Газомоторное топливо начало расти вслед за бензином, однако природа его роста другая, — добавляет ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.
— Бензин дорожает за счёт формирующегося дефицита, потому что компании начинают активно экспортировать продукцию за рубеж, где они могут заработать больше из-за высокой разницы в цене. Газомоторного топлива в России производится достаточно. Вся инфраструктура АГЗС по стране в целом является дотационной.
Спрос на это топливо относительно небольшой, а издержки содержания высоки. Производители, скорее всего, пытаются воспользоваться ситуацией, чтобы сократить издержки.
Впрочем, каким бы высоким ни был спрос на газ, предел роста цен на топливо всё-таки есть. В нефтегазовой отрасли конкуренция носит относительный, если не сказать условный, характер. Сказывается влияние монополий.
К тому же правительство сейчас ведёт активную работу по стабилизации цен на топливо, в частности снижает акцизы на бензин. Валютный стратег ГК TeleTrade Александр Егоров считает, что продекларированные усилия правительства к заметному снижению цен не приведут, но будут способствовать их стабилизации.
По его мнению, цены на газ летом будут колебаться на уровне показателей начала июня.
Источник: https://brodv.ru/2018/06/08/pochemu-rastut-ceny-na-gaz-dlya-avtomobilej/
Зачистка под "любых друзив". Кто виноват в росте цен на сжиженный газ
Продавцы обещают снижение цен на газ в сентябре, но не гарантируют новых всплесков, фото: Украинские новости
Украинский рынок газа для авто, который в последние недели и так лихорадит, оказался в эпицентре нового скандала. В ситуацию с рекордными ценами (стоимость пропан-бутана выросла с 10-12 грн. до 16-17 грн./л) вмешались политики.
Нардеп Сергей Лещенко занялся громкими разоблачениями газового сговора, а премьер Владимир Гройсман приказал ценам упасть, назвав их повышение – диверсией против Украины. К поиску монополиста на этом рынке уже активно подключился и АМКУ.
- “Страна” разбиралась кто на самом деле пытается поделить рынок автогаза, и что после этого будет с ценами.
- Версия Лещенко: всему виной Медведчук в сговоре с Порошенко
- Народный депутат от БПП Сергей Лещенко добавил рынку автогаза давления: на днях он обвинил президента Петра Порошенко в том, что тот является “украинской крышей” известного политика, лидера движения “Украинский выбор”, известного близкими отношениями с Владимиром Путиным, Виктора Медведчука.
Последний же, якобы, пытается подмять под себя рынок сжиженных углеводородных газов (СУГ), построив вторую империю Курченко. Напомним, во времена Януковича компания младоолигарха ВЕТЭК контролировала львиную долю поставок сжиженного газа в Украину.
На своей странице в Facebook Лещенко призвал водителей 30 августа выйти на митинг под СБУ.
“Вы собираетесь простить Медведчуку и Порошенко украденные у вас прямо из кармана 5 грн на каждом литре сжиженного газа? Если вам не нравится быть дойной коровой для путинского кума и его украинской крыши, приходите 30 августа на акцию протеста показать им свое презрение. Сбор в 10.00 утра под СБУ, мародерство которой и стало прелюдией нынешнего коллапса”, – написал Лещенко.
Отметим, что СБУ и Порошенко уже давно обвиняли в сговоре с Медведчуком (а также с Сергеем Курченко, которого также в СМИ иногда называли фигурой, которая стоит за поставками газа из России в Украину).
Еще в конце прошлого года около десяти крупных импортеров сжиженного газа из России, заявили, что СБУ начало кошмарить их бизнес, парализовав поставки.
И, якобы, это делается под заход в Украину новых игроков.
Программа “Схемы” тогда даже заявила, что обнаружила этих игроков, которые вдруг резко нарастили поставки сжиженного газа в Украину (то есть под которых, по идее, СБУ и зачищало рынок). Журналисты назвали несколько компаний, которые якобы были связаны с Медведчуком и, опосредовано, даже с корпорацией “Рошен” Петра Порошенко.
Правда, Медведчук и компания президент все эти обвинения категорически опровергли.
И вот теперь – новый скандал на фоне роста цен, который Лещенко связывает именно с действиями СБУ (а если точнее – то первого заместителя главы Службы Демчины, котрого в СМИ связывают с другом президента нардепом Игорем Кононенко), Порошенко и Медведчука.
Озаботился поисками крайнего и премьер-министр Владимир Гройсман. Он спешно вызвал на ковер крупных нефтетрейдеров и с порога обвинил их в намеренном сговоре. И только потом дал поручение “разобраться”, пригрозив в случае чего наказать виновных в ценовом ажиотаже, – рассказал “Стране” представитель одной из компаний, присутствовавший на встрече с Гройсманом.
Версия альтернативная: не Медведчук, а Кононенко
Любопытно, что многие участники рынка не разделяют выводов Лещенко о монополизации рынка Медведчуком как причине нынешнего роста цен.
“Лещенко просто не в курсе. О какой монополии может идти речь, если 56% рынка контролирует десяток трейдеров, которые жестко между собой конкурируют”, – недоумевает руководитель отдела продаж компании “Укравтономгаз” Михаил Шубан.
Он поясняет: конспирологическая версия Лещенко о захвате рынка компанией Медведчука уже не актуальна.
В прошлом году на рынке СУГ действительно начала работать компания “Глуско Украина”, “дочка” “Протон Энерджи”, которую, якобы, действительно контролирует Виктор Медведчук.
“Она стартовала очень активно и за первую неделю умудрилась завезти в Украину 40% всего импортного газа, подвинув тогдашнего лидера – “Надежду”. Это, собственно, и позволило обвинить компанию в попытке монополизации рынка. Но “Глуско” выигрывала на российском эксклюзиве. Сейчас же канал поставок из РФ прикрылся, и доля компании резко упала”, – утверждает Шубан.
Нынешний же рост цен, как считают противники конспирологичсекой версии, связан вообще с другими факторами, о которых “Страна” уже писала: Россия – ввела экспортные ограничения из-за дефицита на внутреннем рынке.
Плюс вмешалась политика – отгрузки в Украину сократились из-за взаимных санкций между нашими странами.
Кроме того, сыграли свою роль ремонты на заводах в Казахстане и Белоруссии, откуда к нам также везут газ, и, в целом, дефицит вагонов для перевозки продукта, который не позволил быстро переключиться на альтеративные источники импорта газа.
В результате всего этого образовался дефицит и, как следствие, начался рост цен.
Впрочем, другие эксперты, с которыми удалось пообщаться “Стране”, считают, что передел газового рынка все же идет. Правда, подмять его под себя пытается не Медведчук.
Якобы, сильно интересуется сжиженным газом, в частности, упомянутый выше Игорь Кононенко.
“С одной стороны, СБУ зачищает рынок под компании, связанные с президентом и его друзьями, – выссказал “Стране” свою точку зрения один из участников рынка.
– С другой стороны, стратегически, Кононенко и Ко намерены закрепиться на рынке газа, активно развивая свою добычу.
В последнее время подконтрольным им компаниям, в частности, “Аркона Газ Энергия”, удалось заполучить несколько месторождений, которые ранее эксплуатировала “Укрнафта”.
Правда, некоторые участники рынка не верят в стратегический интерес Банковой к рынку сжиженного газа.
“Сейчас участников рынка кошмарят, скажем так, безыдейно, чисто из коммерческого интереса, чтоб получить мзду, – говорит один из трейдеров. – Все равно в ближайшие годы потребности будут закрываться за счет импорта из России и других стран СНГ.
А с учетом напряженных отношений на этом направлении, всегда будет повод к кому-то придраться и с кем-то договориться. Поэтому власти при помощи силовиков и “договариваются”. Петя не занес, а Вася занес? Петю кошмарим, а Васе – зеленый свет. Петя уже занес? Тогда пускаем.
Фамилии здесь роли не играет. Играет количество дензнаков”.
Что будет с ценами
Пока эксперты рассуждают о плане спасения рынка автогаза, он уже начал регулировать себя сам.
“Пик цены мы уже прошли, и пришелся он на 23 августа, когда автомобилисты массово выезжали на выходные и, хочешь-не хочешь, заправлялись. Тогда на ценниках многих АЗС появилась цифра в 17 грн./л. Но после выходных спрос резко упал и цена уже просела на 50 коп./л. А до середины сентября она снизится до 14 грн.”, – прогнозирует Михаил Шубан.
Руководитель специальных проектов НТЦ “Психея” Геннадий Рябцев говорит, что если осенью не случится обвала гривни, цены на автогаз могут вернуться к исходным показателям, то есть, к 12 грн./л.
Так как большинство оборудованных ГБО авто является двухтопливными, то есть, могут ездить и на бензине, водители попросту перестают покупать дорогой автогаз. А при снижении спроса дефицит сходит на нет, а цены падают, поясняют эксперты.
Впрочем, даже если сейчас газ подешевеет, непонятно как долго продлится затишье.
Как показывает практика, газовый рынок в Украине штормит из-за нестабильных отношений с Россией с завидным постоянством, причем, ценовая планка каждый раз поднимается все выше. Если еще зимой этого года водители теряли сознание от цены в 15 грн./л, то сейчас газ продают уже по 17 грн. И гарантий того, что в на новой волне ажиотажа мы не увидим ценники в 20 грн./л никто не дает.
Руководитель агентства “А-95” Артем Куюн считает, что у власти есть пособ стабилизировать рынок – стимулировать создание инфраструктуры для доставки пропан-бутана морем.
“Это позволит завозить газ из Италии, Алжира, Египта и даже Швейцарии. Но нужно наладить транспортировку, в том числе, от портов вглубь страны. Для этого подошел бы, к примеру, понижающий коэффициент на перевозки, скажем, такой, как платят транзитные перевозчики – 0,5-0.7”, – считает Куюн.
А Геннадий Рябев говорит, что государству стоит законодательно обязать трейдеров иметь на складах минимальные “несгораемые” запасы пропан-бутана, чтобы исключить его дефицит и скачки цен.
Источник: https://strana.ua/articles/rassledovania/89806-eksperty-rasskazal-kto-vinovat-v-rekordnykh-tsenakh-na-haz-dlja-avto.html
Автогаз подешевел: чего автовладельцам ждать от цен на топливо дальше
Такого не было четыре года
28
В конце января 2019 года заправить 40-литровый баллон автогазом стало на 158 грн дешевле, чем в начале декабря 2018-го. И это не предел: автогаз должен стоить 10,5 грн/л, отмечают эксперты. Однако есть риски, из-за которых цены до весны снова могут вновь взлететь.
Почему автогаз подешевел и каких цен автовладельцам ждать к марту, узнавал сайт «Сегодня«.
«Мертвый сезон» и большая конкуренция
Цены упали из-за «мертвого» сезона и снижения цен на нефтепродукты. Зимой автовладельцы ездят меньше и спрос на автогаз упал, тогда как объемы горючего на рынке остались прежними. Это одна из причин, почему дешевеет сжиженный газ.
Есть еще одна: нефтепродукты в мире дешевеют последние три месяца, а цена на автогаз не может быть более 50% от цены на бензин, поясняет эксперт энергорынка Леонид Косянчук.
Среди других обстоятельств – и то, что курс гривни более-менее стабилен.
«Более того, на украинском рынке уже полтора месяца наблюдается излишек товара на складах и, как следствие, на фоне падающего потребления украинские котировки – самые низкие в восточной Европе, Азии. Потому и внутренние цены на автогаз остаются очень низкими», – прокомментировали в GT Group.
Рынок сжиженного газа – самый конкурентный среди нефтепродуктов за счет небольших игроков. И он продолжает развиваться, поскольку автогаз стал альтернативой дорогому бензину.
«Это самое большое снижение в данном сегменте рынка за последние четыре года. Снижение цен на автогаз наблюдается еще с ноября 2018 года. Главной причиной таких изменений является снижение мировых котировок цены нефти на фоне увеличения объемов производства черного золота, увеличения коммерческих запасов», – эксперт Центра Разумкова Максим Белявский.
Время есть до февраля-марта
В рознице потенциал для снижения цен еще присутствует – при условии отсутствия роста курсов валют, цены на нефть и форс-мажорных факторов. По оценкам GT Group, обоснованная реальная цена составляет 10,50-11,00 грн/л после вычета скидок по программам лояльности на легальных заправках в зависимости от региона; она будет сохраняться минимум до середины февраля.
По подсчетам аналитика UPECO Александра Сиренко, себестоимость сжиженного газа украинского производства составляет 7,5 грн за литр. Плюс за хранение и логистику 1-1,5 грн, итого 9 гривен. Все остальное – заработок розничных сетей.
«Может ли еще подешеветь – да, может. Если мы видим на стеллах 12,6 грн/л, и рядом в небольшой сети – 11,30 грн, то мы понимаем, что по 11,3 грн/л лучше», – добавляет Сиренко.
Также пока что в Украине есть излишек сырья. За две недели некоторые компании ввезли в страну такой объем сырья, который обычно ввозится на месяц, говорит Сиренко: «Излишек, конкуренция и плюс-минус стабильная валюта – это факторы, которые влияют на ситуацию».
По прогнозам Белявского, в ближайшие недели автогаз продолжит дешеветь для обычного покупателя до уровня 12 гривен за литр. Однако, в марте цены могут вернуться до уровня сентября 2018-го года – до 14 грн/л. Все из-за выборов. По мнению эксперта, активная фаза предвыборных гонок будет влиять на стоимость автогаза больше, чем курс валют.
Подорожание может начаться раньше – примерно с 20-х чисел февраля автозаправки начнут поднимать цены, считает Косянчук. На юге Украины оживится спрос на автогаз. Однако все будет зависеть от цен на внешнем рынке: от стоимости нефти и нефтепродуктов на границе страны.
Россия может подпортить цены
«На сегодняшний день наполнение рынка происходит на треть из газа украинского производства, и 2/3 – импорт (Россия, Беларусь, Казахстан).
Риск торговых войн и ограничений присутствует регулярно, однако на рынке СУГ важно понимать следующее: текущие поставщики обеспечивают самый низкий уровень цен.
И в случае закрытия любого из направлений рынок все равно будет обеспечен товаром, вопрос лишь в ценообразовании и времени переключения на альтернативных поставщиков, инфраструктура и каналы поставок для этого имеются», – прокомментировали в GT Group.
Периодически Россия вводит ограничения, которые приводят к задержкам поставок топлива не только из самой РФ, но и из Беларуси в Украину. Проблемы с Россией могут возникнуть и сейчас, уверен Сиренко. РФ уже вводила санкции на экспорт, в прошлом году ограничения ослабли, поскольку расширился список компаний, которые могут поставлять в Украину сжиженный газ. Но предвидеть поступки РФ сложно.
«Недавно Лукашенко заявил, что украинские танки заправляют российским дизелем. Я не знаю, как в российском правительстве будут воспринимать такие заявления, не будет ли каких-то санкций», – отмечает Сиренко.
Однако альтернативу всегда можно найти. Если поставки из РФ прекратятся, то будет временный дефицит, который приведет к росту цен.
«Мы переживали эти коллапсы уже не раз. Рост цен подтянет в Украину поставщиков из других стран – у нас есть выход к морю. У нас хорошее сотрудничество с нефтеперерабатывающими заводами из Греции, Италии (по дизелю), там некоторые заводы подстроились под нас.
Можно ввозить сжиженный газ железной дорогой из Европы, продукта в мире много. Если РФ думает, что они наш последний оплот – то это ошибка. Даже если цена автогаза вырастет на 1-2 грн из-за дополнительной логистики, то это капля в море.
Мы видели 35-36 грн/л за 95-й бензин, и ничего страшного – машины заправлялись», – добавляет аналитик.
Однако есть один минус – инфраструктура рынка сжиженного газа не успевает развиваться так быстро, как растет потребление этого продукта. В частности, остро не хватает хранилищ, морских перевалочных комплексов и парка вагоно-цистерн.
«В Украине есть только два морских газо-перевалочных комплекса в Одессе и Ильичевске, которые контролируются группой «Приват».
Однако их мощностей недостаточно, чтобы полностью перекрыть дефицит сжиженного газа в случае прекращения импорта из России и Беларуси.
Выходом в случае такой ситуации будет переход потребителей на использование бензина, с поставками которого проблемы маловероятны», – прокомментировали в Нефтегазовой ассоциации Украины.
Ти ще не підписаний на наш Telegram? Швиденько тисни!
Ти ще не підписаний на наш Telegram? Швиденько тисни!
Источник: http://bbcccnn.org/avtogaz-podeshevel-chego-avtovladeltsam-zhdat-ot-tsen-na-toplivo-dalshe/
Цены на автогаз пошли вверх: чего ждать автовладельцам весной
Автогаз в Украине дорожает. Это цикличный процесс – к лету растут спрос и цена на ресурс, а зимой они падает до минимума. За последние две недели автогаз набрал в цене 30 копеек, а через две-три недели он может прибавить еще гривню, уверены эксперты. Однако ресурс вряд ли превысит отметку в половину от стоимости 95-го бензина.
- Как формируются цены на автогаз и почему на горючее не бывает стабильных цен, разбирался сайт “Сегодня”.
- Автогаз дорожает впервые с октября прошлого года
Сжиженный газ пользуется спросом, пока его цена не превышает 50-55% от стоимости А-95. А сегодня его цена составляет 38% от стоимости бензина, отмечает эксперт энергорынка Леонид Косьянчук.
“В ближайшие две-три недели подорожание литра сжиженного газа на гривню не будет удивлением ни для потребителей, ни для операторов. И тогда мы дойдем до показателя в районе 40-42% от стоимости А-95.
Сжиженный газ по-прежнему остается востребованным для потребителя, а для оператора рынка это продукт с минимальным маржинальным доходом. На сегодня маржа составляет 18 коп.
на литре”, – рассказывает эксперт.
Всю зиму автогаз дешевел. С октября 2018 года по февраль 2019 цена сжиженного газа упала на 46%. В октябре оптовые цены составляли 29 тысяч гривен за тонну, а феврале 15 тысяч за тонну.
“Это средние цены, некоторые предлагали по 13 тыс. за тонну. Соответственно подешевел сжиженный газ и в рознице – до 21 февраля был минимум 10,39 грн/л.
Как раз в этот период наложились два фактора – сезонность, когда спрос зимой сокращается, и излишек ресурса, который образовался еще в конце прошлого года, когда все думали, что цены пойдут вверх, а не вниз”, – отмечает директор научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев.
Прошлогодний излишек автогаза исчерпался только в начале марта. Но, в отличие от бензина, источника сжиженного газа не так много. В основном, в Украину попадает автогаз из России, Беларуси, Казахстана, небольшой объем производится внутри страны.
“Когда кто-то хочет купить больше ресурса и создается ажиотажный спрос – в оптовом сегменте рынка сразу растут цены. Только за две недели они выросли на 22%. Это впервые с октября прошлого года.
Ресурс закупила уже большая часть трейдеров, и подорожание в опте отображается на стеллах. Рост цен не такой уж большой – 3-4% от начала подорожания, которое началось 22 февраля. Я не думаю, что подорожание будет существенным.
Рынок насытился и все будет определяться спросом”, – добавляет Рябцев.
Сжиженный газ зимой всегда дешевле, чем летом Рынок сжиженного автогаза существенно отличается от рынков других нефтепродуктов. Отличия заключаются в двух основных факторах. Первое – рынок конкуренции.
Так, на рынке дизтоплива конкуренция очень высокая, причем компании конкурируют не за счет цен, а с помощью программ лояльности, по которым дают скидку.
На рынке сжиженного газа из-за ограниченного количества поставщиков ресурса конкуренция не так высока.
“30% автогаза – это – внутреннее производство и 70% – импорт из РФ, Беларуси и Казахстана. РФ и Беларусь занимают по 40% и Казахстан – 20%. Плюс, этот рынок характеризуется “серым” сегментом подзаборных автозаправочных станций, с которыми боролись в Киеве, но они начали возникать за пределами города”, – поясняет Рябцев.
Второй фактор – сезонность. Если сравнить цены на бензин летом и зимой, то они почти не отличаются при равных условиях. На сжиженный газ спрос зимой ниже, чем летом, и двигатель на газе в мороз завести на так легко. Поэтому сжиженный газ зимой всегда дешевле, чем летом.
“Соотношение между стоимостью сжиженного газа и бензином зимой составляет около 35-40%, тогда как летом – 45-50-55%.
Учитывая невысокий уровень конкуренции, “серые” заправки, низкий контроль за рынком, стимулов для поддержки стабильных цен нет. Если стимулов нет, то участники рынка устанавливают цены в зависимости от спроса.
Рост, который наблюдается сейчас, не вызван ни стоимостью нефти, ни ценой нефтепродуктов на границе, ни курсом гривни”, – говорит Рябцев.
“Государство самоустранилось от рынка нефтепродуктов и сжиженного газа” Государство по отношению к рынку горючего выполняет только фискальную функцию. Никакого контроля и регулирования отрасли фактически нет, считает эксперт по энергетике Валентин Землянский.
“Государство самоустранилось от рынка нефтепродуктов и сжиженного газа. Оно выполняет только фискальную функцию – как источник наполнения бюджета. Тогда как доля “теневого” рынка по разным регионам составляет 25-50%. Государство не выполняет свою контролирующую функцию с точки зрения защиты потребителя, защиты конкуренции на рынке и наполнения бюджета”, – говорит аналитик.
Государство может стабилизировать цены на бензин и автогаз. Для этого не нужен жесткий контроль за каждой заправкой – цены можно стабилизовать путем регулирования ставок акциза или таможенных платежей. Таким образом можно сохранить уровень потребления, социально-экономическую ситуацию.
Леонид Косьянчук уверен, что государство не должно регулировать рынок в ручном режиме, но соглашается, что оно действительно “самоустранилось”.
Предупредить скачки цен мог бы стабилизационный фонд топлива.
Если его создать, то государство смогло влиять на цены на рынке, когда они растут, путем вливания на рынок большего объема горючего, и наоборот, когда ресурса много на рынке – скупать его.
“Регулирование может быть по принципу Национального банка. Как НБУ регулирует курс – путем валютных интервенций.
Так почему нельзя регулировать цены на рынке путем ресурсной интервенции? Эту идею мы предлагали еще в 2006-2007 году, тогда обсуждали вопрос создания стабилизационного фонда.
Если бы государство имело стабилизационный фонд, в пиковые периоды можно было бы проводить топливную интервенцию”, – отмечает Косьянчук.
Виталий Андроник … …
- Google+
Подписывайтесь на канал МинПром в Telegram, читайте нас в Facebook и Twitter, чтобы первыми узнавать о новых материалах и ключевых событиях дня.
Комментарии
Новости партнеров
Источник: https://minprom.ua/digest/251827.html