В этом году на CES 2017, как ни странно, наиболее интересные технологии представляли производители авто. Машина перестает быть просто средством передвижения и превращается в самый настоящий гаджет.
Автомобили наполнены кучей электроники и порой перестают напоминать внешне привычные нам машины. Беспилотные авто — вообще особая тема. Технологии автоматического управления автомобилем тестируют и пытаются внедрить многие компании.
Также популярно становится и внедрение искусственного интеллекта в автомобиль. Все это довелось увидеть на CES 2017.
Toyota Concept-i
Например, Toyota показала на CES 2017 собственное видение будущего автомобилей — Concept-i. Главная фишка Concept-i не автономность, а наличие в автомобиле искусственного интеллекта Yui. Основная цель такой машины с собственным интеллектом — сделать процесс езды и взаимодействия автомобиля и человека проще.
Хотя куда уж проще? Дави на педали и смотри на дорогу. Но в Toyota по своему видят будущее, где умный помощник Yui буквально будет ощупывать вас, ведь он умеет не только связываться с водителем посредством голоса или цветовых оповещений, но и с помощью тактильной отдачи. Yui буквально может к вам прикоснуться.
Звучит зловеще, но так в Toyota представляют себе будущее. Конечно Concept-i может ездить и автономно, но главное заключается именно в поддержке водителя. Искусственный интеллект способен считывать эмоции человека.
И если он заметит, что водитель становится рассеянным, то заведет с ним беседу или другим способом даст понять, что пора отдохнуть.
Divergent Blade
Немного по-другому видят ближайшие лет 10-15 ребята из команды Divergent 3D. Как понятно из названия, компания специализируется на 3D печати. Печати автомобилей! Их детище, Divergent Blade является суперкаром и способен разгоняться до 100 км/ч всего за 2,5 секунды.
Ездит этот автомобиль на газе или бензине, но при этом является гораздо более экологичным транспортом чем электромобили. А все потому, что распечатанный на 3D принтере Blade несет на 65% меньше вреда экологии, чем собранный на конвейере электромобиль.
Интересно и то, что Blade это не только распечатанный на принтере кузов, что уже далеко не новость, но и шасси. Основа автомобиля тоже распечатана на 3D принтере и состоит из 28 килограмм алюминия и 19 кг карбона. На сборку этого шасси понадобится 30 минут и три человека.
Кстати, полностью Divergent Blade весит 630 кг, а двигатель который устанавливается в этот имеет мощность в 700 л/с, то есть больше чем 1 л/с на килограмм веса. Невероятный результат.
Беспилотные авто
Основная идея многих показанных на CES 2017 машин — автономное вождение. Мир буквально помешался на этой идее. Так свое видение беспилотного авто показала Honda. Ее NeuV рассчитана на двух человек и видится компании, как идеальный автомобиль для Uber.
То есть такси без таксиста. Honda показали и самопередвижные табуретки, правда совсем непонятно зачем они вообще нужны. Также японцы продемонстрировали умный мотоцикл, который способен следовать за водителем или потихоньку катиться в пробке не теряя равновесия.
Говорят, что все за счет умной начинки.
Hyundai решила шокировать внешностью, вернее ее обычностью, ведь представленный беспилотный автомобиль Ioniq ничем не отличается от самой обычной машины. Все сенсоры спрятаны внутри кузова. Корейцы, как бы дают понять, что их будущее немного ближе, чем у конкурентов.
BMW показала новую систему интерфейса HoloActive Touch, который должен будет использоваться в автомобилях в ближайшем будущем.
Электромобили
Второй главный тренд автомобилей на CES 2017 — электрическая силовая установка. Электрокары одним словом. Tesla своим появлением изменила этот мир и доказала, что электромобили это реальность. Поэтому крупные производители теперь пытаются так активно создать свои собственные электромобили.
Например, Mercedes привезла на выставку концепт внедорожника EQ, который по словам компании уже готов к серийному производству и должен появиться в продаже в 2019 году. Силовая установка и аккумуляторы в этом автомобиле позволят ему от одной зарядки проехать 500 километров.
Кстати, привыкайте к этой фразе «проехать на одной зарядке», скоро это станет нашей повседневной реальностью.
Это доказывает и Nissan, которые привезли на CES 2017 новое поколение электромобиля Leaf. Nissan не просто показали новый Leaf, они представили уникальную интеллектуальную систему SAM — Seamless Autonomous Mobility.
Японцы планирует создать центр управления беспилотными авто — как NASA следит за своими кораблями, так и Nissan будут следить за беспилотными автомобилями. Встроенный в Leaf искусственный интеллект SAM способен самостоятельно разбираться со всеми дорожными ситуациями, но если вдруг он не сможет понять, как ему действовать дальше, то он обратится в центр управления.
Он в свою очередь даст необходимые руководства по дальнейшим действиям. В общем Nissan пытается разобраться с проблемой адекватности автопилотов.
Ford решили не заморачиваться с созданием собственного умного помощника и обратились к Alexa — искусственному интеллекту от Amazon.
Так вы сможете прямо из машины зажечь умную лампочку Philips Hue в доме или завести двигатель автомобиля удаленно, или включить дома кондиционер.
Непонятно зачем это реально нужно когда есть смартфоны, Ford это не объяснили, но такая коллаборация выглядит как минимум интересно, ведь Alexa сегодня очень популярна в США.
Faraday Future FF91
А пока все пытаются создать электрокар с автопилотом и умным помощником будущего, ближе всего к реальности оказалась небольшая компания Faraday Future из Лос-Анджелеса.
В прошлом году этот проект представлял на CES какой-то невероятно футуристичный концепт FFZero1, а уже в этом году Faraday представили практически серийный автомобиль FF91. На одной зарядке FF91 может проехать 608 км. При этом заряжаться может от любых типов зарядных станций.
Суммарная мощность Faraday Future FF91 — 1050 лошадиных сил. Цифра впечатляющая. С нуля до сотни этот электромобиль разгоняется за 2,39 секунды, это на 0,01 быстрее чем Tesla Model S. Бойцовские качества спорткара этот автомобиль совмещает с утилитарностью минивэна.
Помимо продвинутого автопилота и умного помощника внутри расположена куча дисплеев для водителя и всех пассажиров, целые системы сенсоров, камеры и Wi-Fi антенны.
У каждого водителя FF91 будет собственная учетная запись, она позволит загружать все индивидуальные настройки электрокара — настройку кресел, руля, зеркал, приборов и так далее. Более продвинутая система памяти, которая есть в современных автомобилях. Производство Faraday Future FF91 начнется в 2018 году. Пока неизвестно даже примерно, сколько будет стоить этот электрический автомобиль, но уже можно встать в очередь заплатив $5000.
То что Faraday Future представляют свой серийный автомобиль не на автовыставке, а на CES 2017 говорит о том, что машина ближайшего будущего будет прежде всего гаджетом и лишь потом автомобилем.
Видео обзор автомобилей с выставки CES 2017
Источник: https://theroco.com/2017/01/21/autonomous-cars-ces2017/
Cognitive Technologies: как российское бездорожье поможет искусственному интеллекту водить машины лучше, чем люди
Российская компания Cognitive Technologies, разрабатывающая системы распознавания документов, обработки информации, электронного документооборота, сделала себе имя и на рынке искусственного интеллекта для беспилотных автомобилей. Разработки компании легко соперничают с мировыми аналогами благодаря плохим российским дорогам: искусственный интеллект обучается в реально сложных погодных и дорожных условиях. А разработчики компании учат машины безошибочно распознавать дорожную ситуацию и ночью, и в слякоть — благодаря совместному использованию радаров и видеокамер. Также ИИ компании научился предсказывать дорожную ситуацию по определенному углу поворота колес соседних автомобилей и движениям головы пешехода, фактически воспроизводя человеческую интуицию. С 2015 года компанией руководит Андрей Черногоров. До Cognitive Technologies он возглавлял Электронную торговую площадку «Газпромбанка» и участвовал в Комиссии по развитию стратегических информационных систем при Государственной думе РФ. «Хайтек» поговорил с главой компании и выяснил, почему беспилотники продолжают попадать в аварии и когда мы увидим их на улицах городов
Российская компания Cognitive Technologies, созданная в 1993 году на базе Лаборатории искусственного интеллекта Института системного анализа РАН, уже в 1990-е выпускала системы распознавания документов и изображений. Их поставляли крупнейшим технологическим компаниям: Hewlett-Packard, Canon, Epson, Xerox, Oki, IBM, Oracle, Samsung, Corel Corp и др.
Некоторые разработки компании используются и сейчас: при обработке анкет в Пенсионном фонде России, студенческих карточек льготного проезда, загранпаспортов нового поколения. Системы управления закупками, которые разработали в Cognitive Technologies, установлены в АО «Газпромбанк», ГК «Автодор», ПАО «Россети», ОАО «ЕЭТП» и ОАО «НК «Роснефть».
В середине 2000-х в Cognitive Technologies сфокусировались на экспериментах с беспилотниками. Аналогичные разработки начались по всему миру, и было понятно, что это перспективный рынок. Через два года опыты начали давать результаты, машины CT научились распознавать объекты, а в офисе появился прототип: игрушечный беспилотный автомобиль, который ездил по коридорам и играл в мячик.
Первый коммерческий проект беспилотного автомобиля — прототип автономного грузовика на шасси КАМАЗа — стартовал в 2014 году. Через год Cognitive Technologies передали наработки заводу, после чего сфокусировались на международных компаниях, а автономный КАМАЗ так и остался прототипом.
Андрей Черногоров уверен, что сейчас нет локальных игроков, которые могли бы использовать такой продукт, а будущее — за глобальными корпорациями: «100% наших клиентов — это глобальные компании, »…» у них R&D-офисы по всему миру (R&D — research and development — исследование и разработка, — «Хайтек») и производства по всему миру. У крупнейшего акционера — меньше 1% акций.
Это суперглобальные предприятия, которые, в общем-то, полностью интегрированы в мировую экономику«.
Последнее время беспилотные автомобили на слуху во всем мире. В США Uber, Tesla и другие автопроизводители уже тестируют автомобили на дорогах общего пользования, и тесты оборачиваются трагедиями.
«Власти Калифорнии разрешили тестирование беспилотных автомобилей», «В Аризоне беспилотная машина Uber насмерть сбила пешехода», «Тесты беспилотных авто на дорогах США под вопросом» — эти новости появились в течение 2018 года.
Несмотря на качественные дороги и мягкий климат Западного побережья, в сложной ситуации автопилот не замечал препятствия.
- 25 лет назад основана Cognitive Technologies.
- 6 офисов и центров разработки в России и 1 офис в Амстердаме.
- 1 млн пользователей используют продукты Cognitive Technologies.
- $28,4 млрд — оборот Cognitive Technologies, по данным CNews за 2016 год.
- 1249 человек работают в Cognitive Technologies, по данным CNews за 2016 год
В конце августа 2016 года Cognitive Technologies объявили о разработке собственной платформы для беспилотных автомобилей. Система подойдет и легковым автомобилям, и грузовикам.
По данным ВОЗ, в мире на дорогах погибают более 1,2 млн человек в год. В большинстве случаев это происходит не из-за неисправностей, а из-за человеческих ошибок. Автономный транспорт их не совершит: искусственный интеллект не отвлекается, не устает и не выпивает за рулем. Беспилотники смогут спасти людей, которые из-за ошибок управления погибают на дорогах.
Cognitive Technologies тестировала автомобили в России, Евросоюзе, США, Китае и Японии. В тестах принимали участие 14 автомобилей. Со старта проекта в 2016 году они смогли проехать 1 млн километров и собрать данные для обучения нейросети. И это информационно-наполненные километры.
«Надо понимать, что можно поставить машину на автобан или хайвей и десять часов ехать по пустыне, где ничего не происходит. И засчитать тем самым себе очередную 1 тыс. км. Но для обучения алгоритмов это неинтересная выборка! Чтобы создать безопасную систему управления, нужно проехать миллионы километров в любых условиях. В дождь, снег, ночью, в городах и по загородным трассам.
Мы во многом отрабатываем эпизоды, где происходят реальные события», — объяснил глава компании.
В Cognitive Technologies уверены: чтобы одержать победу, нужно добиться максимального качества распознавания. «Некоторые считают, что на текущем этапе развития их устроит качество распознавания 95%. Это означает, что 18 дней в году машины будут просто сбивать людей каждый день.
Сегодня конкуренция разработчиков состоит в том, кто первым даст алгоритм с 99,999% точностью распознавания. Только такую математику общество примет на дорогах. Толерантность к ошибкам роботов нулевая. Большие компании ждут стабильных решений, — объясняет Андрей Черногоров.
— В 2017 году в мире произвели 73,5 миллиона пассажирских автомобилей и 23,9 миллиона грузовиков. При таких тиражах нет права на ошибку.
Если вы выпускаете машину миллионным тиражом и вдруг обнаруживается, что у нее есть дефект, который может привести к жертвам на дорогах, то отзыв всей партии приведет к огромным убыткам».
За пять лет активной разработки беспилотников стало понятно, как структурировать задачи: «Есть четыре компонента автономного вождения: это восприятие, ориентирование, принятие решений и передача управляющих команд. Примерно так же распределяются и компании, которые этим занимаются: одна компания занимается картами, другая — сенсорами, третья — сценариями», — говорит Андрей.
Tesla врезался в отбойник; Uber не увидел пешехода. Это происходит потому, что для автопилота окружающий мир — это плоская картинка. Cognitive Technologies занимается вопросами восприятия и учит беспилотники не только различать машины, знаки и пешеходов, но и понимать всю дорожную ситуацию в целом.
Одна из важных задач беспилотного движения — это детекция дорожной сцены и создание достаточно мощных и недорогих вычислителей для автомобилей: «Нужно научиться безошибочно выделять объекты на дорожной сцене.
Когда с видеокамеры изображение приходит на компьютер, для него окружающий мир — это плоская картинка.
Дальше разработчики пытаются научить компьютер различать движущиеся объекты, их направление, их форму — под разными углами освещенности и в разных погодных условиях».
Одно из ноу-хау Cognitive Technologies — использование радара совместно с камерой. Именно радар помогает точно определять расстояние до объектов ночью или в слякоть. Он излучает радиосигнал и регистрирует его отражение. По нему вычисляется расстояние.
Раньше машина сначала видела, потом думала, потом видела другим датчиком, потом снова думала, потом видела третьим датчиком, потом снова думала. Это давало нестабильный результат.
Чтобы научиться анализировать данные из нескольких источников одновременно, в компании заимствовали принцип нейрофизиологии — low level data fusion, низкоуровневое смешивание данных.
Человеческий мозг работает по этому принципу.
Комбинация камеры и радара выигрывает и в стоимости. Их можно устанавливать в серийные автомобили — и цена будет конкурентоспособной.
Многие компании на рынке беспилотных систем используют дорогой обвес в экспериментальных прототипах, например лидары (Light Identification Detection and Ranging). Их цена сопоставима с ценой автомобиля.
Их используют в компаниях Vaymo, Baidu, Drive Ai, Zoox. Такие решения слишком дороги для промышленного производства.
Чтобы существенно снизить аварийность, беспилотники должны научиться выделять мелкие детали в дорожной сцене: сигналы поворота, колеса, различать человека по подъему ноги.
Эти детали позволяют моделировать «интуицию» в нейросети автомобиля, прогнозировать дорожную ситуацию: «Мы научились распознавать не просто автомобили в потоке на дороге, но и мелкие детали и мелкие объекты участников дорожной сцены — автомобилей, велосипедистов, пешеходов и т.д., — а также определять изменение их относительного положения в пространстве.
Эти данные помогают предсказать развитие дорожной ситуации на следующие несколько секунд. Например, определенное изменение угла поворота бокового зеркала автомобиля или угла поворота колеса говорит о возможном начале перестроения и дает возможность предоставить системе новые сценарии развития дорожной сцены.
То же самое можно понять по движению колена или головы человека, находящегося в непосредственной близости от дорожного полотна. Такие инновации воспринимаются как чудо, но на самом деле — никакого волшебства, просто серьезная оптимизация нейронных сетей глубокого обучения».
Бездорожье в помощь беспилотника
Российские дорожные проблемы стали конкурентным преимуществом российского ИИ: «Задачи, которые ставят наши дороги, — максимально сложные.
У нас в стране народ водит достаточно беспечно, очень много нарушений от самих участников дорожного движения, плохая инфраструктура, сложные погодные условия.
На таком материале учить алгоритмы идеально, потому что если они работают в таких условиях, то на культурных европейских водителях и на идеальных американских дорогах все это сработает еще лучше».
Другое преимущество — видеорегистраторы. В России они разрешены, их любят и умеют ими пользоваться. Cognitive Technologies развернули краудсорсинговую платформу: десятки тысяч волонтеров присылают данные, на которых обучается нейросеть.
Такие видеозаписи — бесценный источник информации: «Видеорегистраторы дают нам редкие события: когда лось выбегает на дорогу, когда комета пролетает, или когда какая-то авария случается. Такие редкие ситуации и нестандартное поведение участников движения в этих случаях невозможно смоделировать.
А отработка таких режимов — важнейший фактор безопасности движения».
Одно из направлений C-Pilot — «умный комбайн». Проект называется «Агрополис» и разрабатывается совместно с Ростсельмашем и Союзом-Агро.
Беспилотные комбайны — это продукт, который снизит издержки сельского хозяйства, потому что сможет работать круглосуточно и качественно, не будет халтурить и ошибаться. Поле — это не дорога общего пользования, и для него не нужна сертификация. Поэтому автономные комбайны появятся раньше автомобилей, года через два.
А автомобили будут умнеть так же, как умнеет айфон: вы скачиваете новую прошивку, и машина получит новые функции. Не будет такого момента, когда вы проснетесь и за окном у вас стоит беспилотная машина. Ваша машина будет становиться все более и более беспилотной.
Источник: https://hightech.fm/2018/05/31/cognitive-technologies-2
Как развитие искусственного интеллекта поможет появлению беспилотных авто?
Главная / Искусственный интеллект / Как развитие искусственного интеллекта поможет появлению беспилотных авто?
Возможности искусственного интеллекта очень широки, и они могут быть использованы в самых разных сферах, в том числе и в автомобилестроении.
Именно в этом направлении работает стартап Wayve, который при помощи ИИ-технологий решил построить автомобиль с полностью автономным управлением.
Как методы машинного обучения помогут в создании беспилотников?
Современный подход к автомобилестроению предполагает использование в транспортных средствах большого количества сенсоров, радаров или лидаров.
Однако такая «начинка» не спасает авто от ДТП: новости о столкновении беспилотников с другими объектами на дорогах наносят урон имиджу производителей и препятствуют дальнейшему развитию.
Во многом это объясняется тем, что ранее тестируемые машины-беспилотники большое количество ресурсов затрачивали на определение своего текущего местоположения. Для этого они загружали карты, анализировали местность.
В британской компании утверждают, что искусственный интеллект, его возможности и потенциал позволяют создать машину по совершенно другим принципам.
Фирма Wayve решила создать при помощи машинного обучения программный комплекс по беспилотному управлению, который бы функционировал по тем же принципам, что и сидящий за рулем живой человек.
Конечно, совсем без радаров в новой разработке обойтись не удастся, однако основной акцент будет сделан не на вычислении текущего местонахождения транспорта, а на обнаружении людей и других объектов в непосредственной близости и их правильной идентификации.
Какие преимущества дает использование ИИ-технологий в беспилотниках?
По сравнению с машинами, которые буквально «нафаршированы» различной аппаратурой, аналогичное средство на основе ИИ выделяется несколькими достоинствами:
- снижение себестоимости;
- увеличение безопасности;
- повышение отказоустойчивости техники;
- сокращение аппаратных ресурсов.
Дальнейшее развитие искусственного интеллекта будет способствовать пополнению этого списка. Правда, чтобы реализовать эти преимущества, английскому стартапу потребуются значительные финансовые вложения в разработку программного комплекса и наладку серийного производства.
Источник: https://progress.online/iskusstvennyy-intellekt/3440-kak-razvitie-iskusstvennogo-intellekta-pomozhet-poyavleniyu-bespilotnyh
Автомобили с искусственным интеллектом
В наше время автомобили являются мощными вычислительные платформами. Эта тенденция возрастает с введением автоматических функций безопасности и беспилотных вариантов машин.
Графические процессоры, камеры, датчики, и сетевое оборудование, чем только не напичканы сегодня наши автомобили.
Все более широкое использование имеют камеры, и программное обеспечение с использованием искусственного интеллекта, которое помогает анализировать состояние машины в режиме реального времени.
В будущем камеры могут занять даже несколько другие роли. Например, Тесла и другие автопроизводители предложили, вместо боковых зеркал использовать низкопрофильные камеры. В сочетании с внутренним монитором, результат был бы более аэродинамическим для автомобилей, особенно полезно для электромобилей.
Также для предотвращения столкновений в машины устанавливают системы зондирования от Mobileye. Многие беспилотные машины, включая компании Google, полагаются на радары.
Исключение типичного использования радара для автономных транспортных средств является NVIDIA DAVE2, который по сути обучил себя правилам дорожного движения с помощью нейронной сети, используя только данные камер с реальных машин.
Это впечатляет, что он может ездить правильно по самым разным дорогам после нескольких месяцев обучения, и, использует только камеры.
Toyota разработала автомобиль с искусственным интеллектом
Компания Toyota представила новый концепт под названием Concept-i. Премьера автомобиля состоялась на выставке потребительской электроники, традиционно проходящей в Лас-Вегасе. Машина получила необычный дизайн, разработкой которого занималась студия Calty Design Research Toyota.
Новинка оснащается системой искусственного интеллекта Yui. Технология взаимодействует с водителем, при этом постоянно совершенствуется и подстраивается под автовладельца. Например, машина способна запоминать маршруты, заранее оплачивать место на парковке или выбирать более удобный вариант подъезда. Кроме этого система может следить за состоянием здоровья владельца и его настроением.
У прототипа отсутствует приборная панель, вся необходимая информация проецируется на лобовом стекле концепта.
Concept-i может самостоятельно менять подсветку салона, в зависимости от настроения и предпочтений автовладельца. С помощью специальных панелей машина способна передавать короткие сообщения другим участникам движения.
Так автомобиль может предупредить других автомобилистов о состоянии дорог, опасных участках трасс или авариях.
Система автономного вождения может быть активирована в любой момент. В случае если управление Concept-i берет на себя водитель, Yui включит функцию подсказок. Технические характеристики концепта пока не известны. Скорее всего, машина получит электрическую силовую установку.
Ранее стало известно, что компания Toyota планирует вложить порядка одного миллиарда долларов в разработку искусственного интеллекта. Для разработки искусственного интеллекта будет создана отдельная компания в Силиконовой долине в США. Она получит название Toyota Research Institute и будет сотрудничать со Стэнфордским университетом и Массачусетским технологическим институтом.
искусственные нейронные сети искусственный интеллект Машинное зрение Машинное обучение
Источник: https://neuronus.com/news-tech/1178-avtomobili-s-iskusstvennym-intellektom.html
Искусственный интеллект в автомобиле: помощник или убийца?
Виктория Бабаева, 17 июля 2016, 19:26 — REGNUM
Водитель теперь лишний. Хотя начиналось все безобидно — автоматическая коробка передач, система ABS, EPS, помощь при парковке и т.д. А скоро и вовсе не нужно будет напрягаться, когда едешь за рулём автомобиля.
Первоначально система автопилота использовалась чаще всего в работе летальных аппаратов, так как в воздухе значительно меньше препятствий, чем на земле. Но развитие идёт вперёд, и даже обычные дорожные препятствия уже не страшны для автомобильных беспилотников.
В результате направление чётко намечено: максимум комфорта, минимум ответственности — идеальная схема. Но всё не так уж гладко, как может показаться.
Машины с элементами беспилотника появились ещё в прошлом веке. Тогда все началось с внедрения той самой системы круиз-контроля, которая используется на некоторых автомобилях и по сей день. В XX веке «ручной газ» в основном только помогал поддерживать автомобилю заданную скорость движения (этой системой был оснащён советский ГАЗ-21).
Сегодня же автомобиль с круиз-контролем ещё и притормаживает, где необходимо, автоматически соблюдает дистанцию с другими машинами и даже реагирует на препятствия. Но этого оказалось мало — теперь возникла необходимость в создании полностью самостоятельного автомобиля, который довезёт пассажира-недоводителя до заданной на карте точки.
На сегодня в мире существует несколько компаний, работающих над проектом машины с автопилотом: Google, Tesla, Volvo, Delphi. Не остались в стороне от прогресса и российские разработчики: КамАЗ» и АвтоВАЗ также экспериментируют с новыми технологиями. Отдельные компании уже обкатывают свои изобретения на дорогах.
В декабре 2014 года Google представила первую готовую версию беспилотного автомобиля. Над этим проектом Google активно работает более 5 лет. Ради продвижения своих изобретений в 2011 году компания даже сумела «выпросить» разрешение на езду беспилотников по дорогам общего пользования.
Так, по данным на 2015 год, в городе Маунтин-Вью ездили 20 самоуправляемых автомобилей Google, которые отрабатывали маневрирование в потоке машин. Кроме «гуглмобилей» на американские дороги вышли и автопилоты от Delphi. В марте 2015 года состоялся первый в мире автопробег без участия живого водителя.
Автомобиль Audi SQ5 проехал 5 630 километров по США. Разработчиком автопилота стала компания Delphi, которая и организовала автопробег. В компании заявляют о том, что они смогут устанавливать автопилот на любом автомобиль. В России над системой автопилота работает компания Cognitive Technologies.
Совместно с КамАЗ» они разрабатывают беспилотный грузовой автомобиль. В сентябре 2015 года в Набережных Челнах прошли испытания первого русского грузового беспилотника. Предполагается, что серийное производство таких чудо-машин начнётся не раньше 2017 года.
В Ульяновске 8 июля 2016 года представили легковой беспилотный автомобиль на базе Lada Kalina, который создали специалисты ГНЦ ФГУП «НАМИ» в рамках проекта «Беспилотник».
Что стало толчком к такой активной разработке автомобильных беспилотников? Как писали авторы проекта «гуглмобиля», целью является создание безопасного автотранспортного средства, так как, согласно статистике, в подавляющем большинстве случаев причиной ДТП становится именно человеческий фактор.
Но пока чуда не произошло, и даже автомобили с автопилотом оказываются участниками аварий. Один из самоуправляемых автомобилей, которые разрабатываются в компании Google, попал в инцидент на калифорнийской дороге. Автомобиль столкнулся с автобусом, но благодаря маленькой скорости обошлось без жертв.
В результате это стало первым случаем, когда дорожно-транспортное происшествие произошло по вине робота.
9
Иллюстрация: tesla.com
Электромобиль Model S компании Tesla Motors
Но совсем недавно случилась куда более трагичная история. В мае 2016 года машина под управлением компьютера не распознала препятствие на дороге, и водитель автомобиля погиб в результате аварии. Это была машина американского производителя Tesla. Информация об аварии стала известна от дорожной полиции Флориды, а не от самой компании.
По данным дорожной полиции, на перекрестке перед автомобилем Tesla грузовик с прицепом осуществлял поворот. Борт прицепа имел высокий просвет, и автопилот воспринял это как свободную проезжую часть. В результате машина на большой скорости врезалась в прицеп.
До конца не ясно, кто несёт ответственность за произошедшее: так называемый водитель (который по факту не управлял им) или компания, создавшая машину. Безусловно, Tesla намного проще и выгоднее обвинить погибшего водителя: в полемику он уже не вступит, а компания сохранит своё доброе имя.
Но непризнание факта аварии по вине компьютера и его игнорирование может стать впоследствии угрозой для многих жизней. В погоне за тем, чтобы быть первыми, Tesla уже выпустила автомобиль с автопилотом в коммерческую продажу. Но как много было пройдено испытаний и насколько отшлифованный получился продукт, Tesla не сообщает.
Имея действительно сильную и броскую идею, даже умея её красиво преподнести, компания оставляет недочёты, а в случае с автопилотом они могут стать фатальными. Пока та же Volvo кропотливо прорабатывает все нюансы своей беспилотной новинки, автопилоты Tesla свободно колесят по миру.
Помимо того, что у автомобилей с автопилотом могут быть сбои, встают и другие важные вопросы.
Созданный человеком искусственный интеллект помещён в автомобиль. Он ориентируется на местности, соблюдает ПДД, но готов ли человек полностью доверить свою жизнь машине? Эта психологическая проблема находится под большим вопросом.
К тому же как будут запрограммированы беспилотники, чья жизнь им будет важнее: пассажира или пешехода? Если следовать закону робототехники Азимова, робот (в данном случае беспилотный автомобиль) не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
Но как поступить, если этот человек не один и перед машиной стоит выбор? Становится непонятно, на каких принципах будет основываться умное изобретение.
Следующий вопрос, на кого в результате ДТП все же падёт ответственность: на водителя автомобиля с автопилотом или же на компанию, которая создала эту машину? Вероятнее всего, производителям такой расклад придётся не по нраву, и в таком случае виновным окажется «водитель», даже если он просто доверился технике. Так что вряд ли найдётся много энтузиастов, поручивших свою жизнь машине, к тому же взяв за её действия ответственность на себя.
Если все же беспилотники через несколько лет станут продуктом массовым, таксисты, водители грузовиков — эти люди фактически останутся без работы. Зачем работодателям сотрудники, которым нужен отпуск, больничный, отгул, если есть машина, способная работать 24 часа в сутки, не имея при этом никаких претензий. Таким образом, целый пласт людей останется без возможности заработка.
Но в конечном итоге ещё больший урон беспилотники принесут не таксистам или дальнобойщикам: ключевой проблемой окажется то, что человек пойдёт к отказу от ответственности.
Автоматика, механизация — это сделает человека пассажиром, клиентом — иными словами, тем, кому не придётся думать и принимать решения.
Как с появлением поисковых систем и интернета всё меньше и меньше напрягается человеческая память, так и в данном случае, появится понимание того, что нет необходимости брать на себя ответственность за участие на дороге.
Изобретение гениев, став предметом массового использования, может привести к утрате способности рефлексировать и окончательно превратит человека в потребителя. После таких выводов справедливо возникает вопрос: нужны ли в принципе такие изобретения и стоят ли они всех последствий?
Читайте развитие сюжета: Против «прогресса»: в Индии запретят машины с автопилотом
Источник: https://regnum.ru/news/2157761.html
Беспилотный проект: готов ли искусственный интеллект заменить водителей?
Shutterstock/Fotodom
Беспилотный проект: готов ли искусственный интеллект заменить водителей?В конце ноября 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о проведении эксперимента по эксплуатации беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. Тесты решено проводить в ряде районов Москвы и Татарстана. Как сообщил глава правительства, аналогичные проекты в настоящее время реализуют многие страны мира. Работы ведут и российские компании. Например, уже несколько месяцев беспилотное такси перевозит пассажиров в «Сколково» и «Иннополисе».
Эксперимент существенно расширит географию и масштабы применения новинки. На дорогах Москвы и Татарстана можно будет увидеть не единичные экземпляры, а около 100 высокоавтоматизированных авто. Эти машины можно будет узнать по специальному знаку на кузове — литере «А».
Советник генерального директора Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (ФГУП «НАМИ») Борис Кисуленко сообщил «Профилю», что в тестовом режиме беспилотники будут эксплуатироваться до 1 марта 2022 года. По его словам, эксперимент должен «научить» высокоавтоматизированные автомобили перемещаться по правилам дорожного движения в реальных городских условиях и получить статистические данные о реагировании таких машин на неожиданно возникающие дорожные ситуации.
«Это позволит улучшить алгоритмы управления беспилотного транспорта. Кроме того, в результате должны быть сформулированы технические требования, которые должны предъявляться к подобным автомобилям при их проектировании и которые обеспечат безопасность дорожного движения в реальных условиях эксплуатации», — подчеркнул Кисуленко.
Доверительное управление
Для высокоавтоматизированного вождения необходимо, чтобы автомобиль чувствовал, думал, действовал сам. Технически беспилотное вождение возможно реализовать уже сейчас, если говорить об одной машине. Но задача стоит гораздо шире — автомобиль необходимо интегрировать в дорожную инфраструктуру, научить «общаться» с другими транспортными средствами, которые находятся на проезжей части.
«Автоматизация вождения — один из главных драйверов в автомобильно-мобильном секторе, который позволит улучшить ситуацию на дорогах, уменьшив пробки и сделав вождение гораздо более безопасным для всех», — отмечает эксперт по маркетингу отдела автомобильных комплектующих компании Bosch в России Екатерина Муравьева.
По ее словам, сегодня производители шаг за шагом прокладывают дорогу к автоматизированному вождению и автомобилям, которые будут ездить сами, обучая транспортные средства думать, чувствовать и действовать самостоятельно. При этом особое внимание уделяется вопросам безопасности. «Кибербезопасность, резервное дублирование систем, точное позиционирование являются неотъемлемой частью концепции», — отметила Муравьева.
Беспилотники уже сейчас способны различать пешеходов, наличие на дорогах светофоров и знаков дорожного движения и т. п. Впрочем, искусственному интеллекту полного доверия пока нет.
Все высокотехнологичные авто будут ездить со страхующим водителем в салоне, который не станет вмешиваться в управление без крайней необходимости, напоминает директор департамента послепродажного обслуживания ГК «АвтоСпецЦентр» Евгений Гришкевич.
Однако, даже если тесты будут успешными, говорить о повсеместном массовом внедрении беспилотников в качестве транспорта общего пользования преждевременно, уверен собеседник «Профиля». Обязательным условием является разработка законодательной базы для регулирования передвижения данных авто по дорогам российских городов.
Кроме того, существуют технические и инфраструктурные ограничения. По словам Гришкевича, к «революции» машин сегодня не готовы ни автомобилисты, ни пешеходы.
Беспилотники на данном этапе не оборудованы эффективными средствами мониторинга окружающей обстановки, а инфраструктура городов не предназначена для данного вида транспорта.
Нужны разметка, не зависящая от времени года и осадков — снега, льда, грязи, светофоры со стрелками, велодорожки, пешеходные переходы, полосы движения и т. п.
Деньги вперед
Все это предполагает серьезные инвестиции, которыми далеко не каждый регион располагает. Назвать точную потребность в финансировании затрудняются не только эксперты, но и те, кому это вроде бы положено по должностным обязанностям.
Кисуленко на вопрос «Профиля» на тему затрат ограничился лаконичным ответом: большие. Требования к производителям условно делятся на несколько частей.
Одни содержатся в действующем техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) — тормозная динамика, управляемость, электромагнитная совместимость.
Дорожная карта программы «Автонет» утверждена распоряжением правительства в марте 2018‑го, пояснил Кисуленко. Как только будут разработаны технические требования в полном объеме и изменено законодательство — закон о безопасности дорожного движения, ПДД, закон об ОСАГО, — беспилотный транспорт в России перестанет быть экспериментальным и общественным и станет доступен всем желающим.
Беспилотные автомобили и автобусы на российских дорогах еще долго будут восприниматься как экзотикаАндрей Никеричев/АГН «Москва»
Гонка преследования
Президент Общества потребителей автотехники России Антон Недзвецкий напоминает, что американские и европейские компании уже длительное время подводят успешные итоги эксплуатации беспилотных автотранспортных средств на дорогах общего пользования. Соответствующим образом корректируются законы и нормативные правовые акты. «Ну а мы, как повелось на Руси, все еще запрягаем. Только начинаем эксперимент», — говорит собеседник «Профиля».
На вопрос, есть ли все-таки надежда, что мы окончательно не превратимся в аутсайдеров этой технологической гонки, когда останется завидовать соседям, наблюдая за тем, как робокары четко и безопасно ездят по улицам заграничных городов, избавленных от пробок, Недзвецкий готов дать положительный ответ.
Однако для этого необходимо побороть скептицизм, отбросить опасения тем чиновникам и экспертам, которые все еще считают Россию не готовой к переменам. Первоочередная задача — максимально упростить отечественным компаниям испытание и ввод в эксплуатацию на дорогах общего пользования беспилотных технологий.
Для этого надо в срочном порядке изменить федеральное законодательство, лучшим проектам предоставить господдержку, направить ресурсы на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. «Важно в целом развитие беспилотного автомобильного движения отнести к одним из приоритетов государства в технологической сфере», — убежден эксперт.
Определенный шаг в этом направлении сделан с принятием 26 ноября 2018 года постановления правительства РФ № 1415 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств». Документ разрешает компаниям апробацию движения высокоавтоматизированных транспортных средств не на закрытых территориях технопарков, а на обычных автомобильных дорогах.
«Но, глядя на неспешное изменение федерального законодательства, растянутые сроки эксперимента, отсутствие масштабной, скоординированной политики по инфраструктуре беспилотного автотранспорта, кажется, будто эта задача не ставится в список первоочередных», — поделился своими наблюдениями Недзвецкий. Он не исключает, что ускорение процессов просто пугает некоторых чиновников.
Между тем очевидно, что развитие беспилотного транспорта — самый верный путь к повышению безопасности на дорогах, снижению смертности и травматизма от аварий с участием «человеческого фактора». Утратит актуальность множество проблем — пьяных водителей, лихачей, качества работы автошкол и т. п.
В результате можно получить существенную экономию средств федерального бюджета, поскольку снизятся объемы финансирования государственной целевой программы по обеспечению безопасности дорожного движения.
Решение проблемы дорожных пробок также благотворно отразится на ситуации в экономике, заметно снизится и уровень вредного воздействия на экологию.
«От ряда депутатов и экспертов постоянно звучат мнения о сложности разработки законодательной базы по беспилотному автотранспорту, в частности, понятийного аппарата, регулирования вопросов ответственности за вред, причиненный использованием беспилотника, ее страхования и так далее», — признает Недзвецкий. Но в действительности эти вопросы достаточно очевидны и могут быть успешно решены на основании имеющихся наработок и с учетом зарубежного опыта.
Моральный выбор на автомате
Собственные наработки в сфере правового регулирования беспилотного автотранспорта в России есть.
В частности, определения «высокоавтоматизированное транспортное средство», «автоматизированный режим управления» даны в постановлении правительства РФ, правда, понятия относятся только к проводимому эксперименту.
Документ также устанавливает требования к наличию у собственника беспилотника страхования по риску ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в пользу третьих лиц на сумму 10 млн рублей.
«В вопросах регулирования ответственности за вред, причиненный беспилотником, нет необходимости вносить существенные изменения в гражданское законодательство.
Она наступает для лица, владеющего таким транспортным средством, по основаниям ответственности владельца источника повышенной опасности», — напомнил эксперт.
Недзвецкий убежден, что незачем усложнять существующий подход дилеммой, кто должен отвечать за вред — владелец беспилотника или производитель программного обеспечения.
Вред должен возместить именно владелец источника повышенной опасности независимо от своей вины, за исключением доказанных обстоятельств непреодолимой силы или умысла потерпевшего либо выбытия беспилотника из его обладания в результате противоправных действий третьих лиц. В дальнейшем владелец беспилотника вправе самостоятельно разбираться в суде с разработчиком программного обеспечения.
При таком раскладе внесение поправок в законодательство об ОСАГО, обязывающих владельцев беспилотников страховать свою ответственность, — вопрос скорее политической воли, как, впрочем, и чисто техническая корректировка некоторых других нормативных актов.
Куда более сложна, по мнению Недзвецкого, не юридическая, а морально-этическая проблема — алгоритм действий «робота» в критической ситуации, когда он должен будет выбрать меньшее из двух или даже нескольких зол.
То есть поведение в той ситуации, когда ДТП неизбежно из-за неожиданно возникшего препятствия, например, перебегающего дорогу пешехода. Применять ли экстренное торможение до полной остановки машины, как предписывают ПДД, или совершить опасный маневр, рискуя жизнью тех, кто в салоне беспилотника.
Только человек за рулем может решиться направить автомобиль в кювет или в столб, спасая чужую жизнь. Пока искусственный интеллект лишен возможности морального выбора.
«Остается надеяться, что в будущем автоматизированные системы станут еще умнее и смогут находить варианты безопасного выхода из большинства сложных ситуаций», — философски заметил эксперт.
Мне бы в небо
Вопросы внедрения беспилотного транспорта встали в полный рост в результате автоматизации повседневных процессов в очень многих сферах жизни. Понятие «беспилотный» пришло из авиации, где технологии автоматического управления воздушным судном (автопилот) применяются почти полвека, говорит заведующий кафедрой менеджмента и предпринимательства Факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Евгений Ицаков.
Современный авиалайнер способен осуществлять полеты полностью в автоматическом режиме, но присутствие пилотов в кабине все равно обязательно.
Ведь высокий уровень развития техники не означает полную психологическую готовность человека доверить свои жизни искусственному интеллекту.
В сфере беспилотного автомобильного транспорта разработчики добились того, что машины могут ездить не только на закрытых территориях, но и по дорогам общего пользования.
В качестве аргумента в пользу беспилотников обычно приводится аргумент, что такой вид транспорт безаварийный, коль скоро исключен человеческий фактор. Однако это миф.
Управление осуществляется благодаря технологиям компьютерного зрения (computer vision), часть направления глубокого обучения (deep learning).
В основе лежат предобученные нейросети, которые при помощи датчиков считывают текущую дорожную ситуацию и воспроизводят некую реакцию, считающуюся правильной, исходя из тех сотен тысяч вариантов, на которых обучалась нейросеть.
«Получается, что безопасность беспилотной машины зависит от написанного программистами кода, скорости принятия решений автопилотом, набора данных, на котором обучалась нейросеть», — отмечает Ицаков.
Кроме того, значение имеют качество и чистота датчиков, предсказуемость поведения других участников движения, состояние дорожного полотна, разметки и т.п.
Пока датчики не научатся распознавать дорожное полотно под снегом или грязью, использование беспилотных автотранспортных средств возможно лишь в сухом теплом климате.
«С учетом всех обстоятельств, на мой взгляд, пока более перспективны проекты беспилотных летательных аппаратов (БЛА), прототипы которых успешно трестируется в ОАЭ, США, России и Китае. Их стоимость и затраты на доставку пассажиров и грузов сравнимы с автомобилями представительского класса», — подчеркнул эксперт.
Источник: https://auto.rambler.ru/other/41602919-bespilotnyy-proekt-gotov-li-iskusstvennyy-intellekt-zamenit-voditeley/
Умные машины: как искусственный интеллект меняет авторынок
Если мы знаем, что клиенты Kia Rio не могут жить без голосового помощника, то можем вставить данную опцию и в другой автомобиль, сделав это его конкурентным преимуществом. Некоторые локальные автопроизводители, используя анализ данных, уже сегодня продают очень «начиненные» автомобили, потому что знают, что от автомобиля ожидает потенциальный владелец.
Например, один из ближневосточных автопроизводителей перед запуском новой серии автомобилей на рынке запросил спецификацию по региону на предмет использования водителями в предыдущей серии подрулевых переключателей скорости.
Они по умолчанию были вставлены во все предыдущие модели, и эта опция стоила весьма заметную сумму. Согласно полученной информации, функцию подрулевых переключателей использовали в этом регионе менее 1% автовладельцев.
В итоге было принято решение исключить ее без опасений снижения лояльности потребителей.
Дилеры
Дилерский бизнес сегодня находятся под ударом.
В 2017 году, несмотря на рост продаж легковых автомобилей, число дилерских центров сократилось в России почти на 3%, до 3410 салонов, а всего за три последних года закрылось порядка 700 центров.
На них всегда сказывалась покупательная способность населения, а теперь их теснят еще и автопроизводители, желающие напрямую работать с потребителем.
Цель дилера — удержать лояльного клиента, даже если клиент хочет поменять бренд автомобиля (для мультибрендовых дилеров).
Предположим, клиент мультибрендового дилера ездит на автомобиле Volkswagen, благодаря телематике дилер знает, сколько его клиент проезжает километров в год, знает стиль вождения, когда он предпочитает приезжать в сервисный центр, какими услугами клиент пользовался и какие запасные части/аксессуары покупал и т. п. На основе данных с телематики дилер может перенести опыт пользования своего клиента на новый автомобиль и предложить ему машину другого бренда, входящего в холдинг, скажем, BMW.
Что собой представляет телематика в целом? Это комплекс сервисов, использующих данные, получаемые с одного или нескольких телематических устройств.
Это могут быть спутниковые навигационные чипы, акселерометры, модули мобильной связи с SIM-картой, через которые статистические данные передаются на сервер, встроенный аккумулятор, гироскоп.
С помощью такого комплекса можно собрать данные, а следовательно, и получить ряд услуг: навигацию, удаленную диагностику, управление автопарком, безопасность, мультимедийные функции, связь, доступ к информации и управление определенными функциями автомобиля.
Автострахование
В автостраховании очевидный сценарий использования искусственного интеллекта в добавлении технологии в оценку рисков. С ним они будут оптимизировать расходы и портфель клиентов.
Сегодня активнее всех анализом стиля вождения клиентов занимаются каршеринговые компании. Выявляя аккуратных водителей, они предлагают им особенные тарифы или бонусы.
Если средний тариф для трех топовых компаний каршеринга в Москве («Делимобиль», BelkaCar и YouDrive) — 10 рублей, то клиент с минимальными рисками по ДТП может получить тариф в 8 рублей и ниже.
Пока что автостраховщики учитывают только общий стаж и предыдущие выплаты по страховке водителя, но в течение года они переймут у каршерингов эту модель и также будут оценивать непосредственный уровень безопасности вождения. При этом оцениваться будет не только история поездок: если у клиента меняется стиль вождения, то и тариф будет изменен.
Каршеринг
Москва стала лидером по объему общего парка авто для краткосрочной аренды — машины арендуются примерно 25 000 раз в день. При этом каршеринг развивается не только в столице, но и в других городах.
Сервисы, например, работают в Санкт-Петербурге, Сочи и Новосибирске. В то же время крупные IT-гиганты запустили свои проекты, предлагающие совершенно новый формат взаимодействия с автомобилем, взятым в аренду.
Сегодня каршеринговые компании — самые активные игроки авторынка, и главное в их бизнесе — кастомизация.
Например, основные игроки меняют тарифную сетку, основываясь на рабочем времени клиентов. Есть кастомизация, направленная на марки автомобиля, то есть выделение премиального сегмента, чтобы удовлетворить потребности определенной группы клиентов. Кроме того, клиент может получить персональные рекомендации по вождению.
Технологии искусственного интеллекта могут максимально персонализировать услугу, которую предлагают компании. Сфокусированные на персонализации автомобиля сервисы будут развивать его интерактивную составляющую: под пользователя будет подбираться определенный цвет и модель автомобиля, в салоне звучать любимая музыка, а навигатор знать, где находится дом и работа пользователя.
Помимо этого, искусственный интеллект может способствовать актуальному распределению автомобилей по районам города в зависимости от дня недели или времени суток.
Машинное обучение может предсказывать поведение пользователей и предлагать оптимизацию расположения автомобилей.
А когда-нибудь автомобили в беспилотном режиме даже смогут сами подъезжать к нужному времени в самые востребованные зоны.
Искусственный интеллект сегодня не просто меняет автомобильный бизнес, он меняет сам автомобиль и делает это быстро.
Для развития на авторынке игрокам надо не только имплементировать решения на базе искусственного интеллекта или разрабатывать собственные, но и задуматься о времени.
Чтобы сократить разрыв между собственными результатами и достижениями, о которых отчитываются сегодня глобальные игроки рынка технологий (Google, Tesla, Uber), необходимо объединение либо среди участников одной группы рынка, либо сотрудничество с поставщиками IT-решений.
Источник: https://www.forbes.ru/tehnologii/360953-umnye-mashiny-kak-iskusstvennyy-intellekt-menyaet-avtorynok