Какие условия для движения по дорогам можно отнести к сложным? Например, ясный день, видимость — до горизонта, машин на дороге мало, пешеходов нет. Это нормальные условия или сложные? Или, тот же день, но на дороге интенсивное движение и много большегрузных машин. Или, например, все это происходит или во время дождя, или в туман. Или в снегопад. Однозначно ответить нельзя. К тому же, обычная ситуация для бывалого водителя может показаться трудной для того, кто недавно сел за руль. И это нормально.
Сложные дорожные условия это, в общем, совокупность факторов, в результате которых может быть или ограничена видимость, или ухудшается управляемость автомобиля. Сюда можно отнести:
- погодные условия (дождь, туман, снегопад, яркое солнце, гололед);
- дорожно-транспортные условия (крупногабаритные ТС: грузовые автомобили, тягачи с полуприцепами, автобусы; перекрестки и придорожные территории с ограниченной видимостью; закрытые повороты, подъемы; объекты вблизи дороги: деревья, кусты, стоящий транспорт, здания и др.)
- собственно, сам автомобиль (все, что внутри салона может мешать обзору, а также работоспособность отдельных узлов, таких как стеклоомыватель, стеклоочиститель, отопитель салона, обогреватель стекла и др.).
Все перечисленные факторы объединяет одно: в таких ситуациях по разным причинам всегда плохо видно дорожную обстановку, т.е. смело можно сказать, что видимость ограничена или она недостаточная. В п.1.2 ПДД эти две фразы имеют разные определения (их нужно запомнить для решения билетов), но в жизни, применительно к дорожным ситуациям, это одно и то же.
Ограниченная видимость лишает водителя возможности видеть объекты дорожной обстановки на достаточно далеком расстоянии. Трудно разобраться в том, что происходит вокруг.
Из-за этого приходится очень сильно повышать внимание, а эти усилия требуют большого нервного напряжения. И в таком положении находятся все участники дорожного движения.
Каждый из них, в том числе и вы, в любой момент может совершить ошибку. Надо быть к этому готовым.
Что необходимо делать в таких случаях? Для начала вспомним, что входит в необходимые условия для безопасного передвижения по дорогам. Это:
- безопасная дистанция (такая, которая обеспечит необходимое время для маневра или остановки, не прибегая к экстренному торможению);
- соответствующая скорость (такая, при которой водитель сможет правильно оценивать дорожную обстановку и безопасно выполнять маневры);
- безопасный боковой интервал.
Предположим, вы движетесь по дороге в плотном транспортном потоке, а впереди вас едет большой грузовик или, например, большой рейсовый автобус. Сменить полосу вы не можете, так как вторая полоса занята другим транспортом. Справа от вас – обочина. Грузовик перекрывает вам обзор, и из-за этого вы не можете увидеть дорожные знаки.
Ситуация усугубляется, если это происходит во время дождя, так как грязный шлейф из-под колес грузовика «ложится» на ваше лобовое стекло, дополнительно ухудшая и без того ограниченную видимость. Единственный выход из такой ситуации, чтобы обеспечить себе обзор — это увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля.
Стекла от этого чище не станут, но появится дополнительное время для маневра. Не нужно бояться того, что в этот «просвет» кто-нибудь сразу вклинится. Если, все же вклинился, то можно опять немного увеличить дистанцию – замедлить движение и отпустить того вперед.
Этим самым вы обеспечите себе обзор и дополнительное время для того, чтобы успеть среагировать, например, для плавного торможения.
Теперь о выборе скорости. Правило выбора скорости гласит: скорость движения автомобиля должна быть такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости.
Поэтому, когда видимость ограничена погодными условиями (туман, снегопад, сильный дождь, песчаная буря), снижение скорости просто необходимо для всех участников дорожного движения.
В противном случае, возможна «цепная реакция» столкновений.
С боковым интервалом, когда автомобили двигаются строго по своим полосам, вопросов не возникает.
Движение в тумане
Туман – атмосферное явление при изменении температур воздуха, когда воздух наполняется взвешенными капельками воды – конденсация водяного пара.
Туман образовывается в низинах, где большая влажность и может, как быстро возникнуть, и так же быстро исчезнуть. Казалось, вы только что ехали, и ничего не было, а тут вдруг – перед глазами настоящее молочное облако.
Хуже всего, что за этой молочной пеленой может находиться все, что угодно – и ямы, и машины, и любое другое неожиданное препятствие. Чем опасен туман?
О том, что видимость почти нулевая, даже говорить не приходится. Но главная особенность тумана – это его способность обманывать наше зрение, искажая картину действительности. Все объекты в тумане кажутся дальше, чем находятся на самом деле, т.е. туман очень сильно отдаляет предметы. А скорость автомобиля наоборот, кажется меньше, чем в действительности.
Если вы внезапно въехали в туман, то немедленно погасите скорость и включите противотуманные фонари, если такие имеются. Есть два неписанных правила, как нужно себя вести в тумане: это стараться быть максимально заметным для других и самому активно смотреть по сторонам.
Поэтому, откройте окно – в тумане очень хорошо передаются звуки – и вы будете слышать все вокруг. Возможно, вы услышите приближающийся автомобиль и звуковым сигналом дадите ему знак о своем присутствии.
Если туман такой густой, что ничего вообще не видно, то есть смысл переждать его в стороне от дороги, и продолжить движение после того, как прояснится.
Двигаясь в потоке машин во время тумана, отпустите впереди идущую машину на несколько метров вперед – на самом деле она ближе, чем вам кажется. К тому же надо помнить, что туман – это вода. Ее капельки оседают везде, в том числе и на дороге. А на влажном покрытии становится скользко и тормозной путь увеличивается. В самый раз вспомнить приемы торможения на скользкой дороге.
Опять же — правильный выбор скорости. Скорость при езде в туман нужно выбирать в зависимости от уровня видимости, в особенности, если приходится ехать в тумане ночью. В этом случае рекомендуется использовать или противотуманные фары, или ближний свет. Дальний свет в тумане – не помощник, потому что световой пучок направлен вверх и туманное «молоко» становится более плотным.
Движение в дождь
Если поездки в тумане как-то можно избежать, например, не выезжать рано утром, не ездить ночью, то от дождя уже точно никуда не деться.
Дождь может пойти в любое время, а осенью – это частое явление.
Сам по себе дождь неприятен не только потому, что снижается видимость на дороге, но и потому, что делает дорогу мокрой и скользкой, тем самым ухудшая способность автомобиля передвигаться.
Первые капли дождя на дороге (особенно на асфальте) – для водителей самые опасные.
Дело в том, что на любой дороге всегда имеется слой пыли и песка, который намокнув, превращается в нечто, вроде смазки между шинами и дорогой.
Когда дождь идет какое-то время, эта дорожная грязь смывается и качество сцепления колеса с дорогой становится немного лучше. Но в любом случае нужно помнить, что мокрая дорога – это скользкая дорога.
Залог безопасной езды на мокром шоссе – хорошие шины. Протектор должен иметь остаточную высоту не менее допустимой. Вода из-под колеса во время движения отводится благодаря водоотводным канавкам на протекторе – ламелям, вследствие чего обеспечивается надежное пятно контакта колеса с дорогой.
Если шина «лысая», то ни о каком сцеплении не может быть речи. Это будет равносильно езде по льду. Более того, когда температура воздуха снижается до +3+5 градусов, летние шины теряют свои летние характеристики – резина становится менее эластичной и сцепление с дорожным покрытием ухудшается.
Отдельная особенность наших, отечественных дорог – это их колейность. Колея даже при небольшом дожде заполняется водой и колесо автомобиля в такой колее – все равно, что на водяной подушке – при резком торможении или ускорении автомобиль может «поплыть». Происходит полная или частичная потеря сцепления колеса с дорогой. Это явление называется аквапланирование.
Какие могут быть последствия даже при частичной потере управления во время дождя? Один из таких случаев рассмотрен в статье Последствия аквапланирования.
Другая неприятность во время дождя – это лужа. Ее коварство заключается в том, что она может оказаться как мелкой, так и глубокой, скрывая под собой яму, всякие неровности, камни и пр. И чем эта луже ближе к обочине, тем больше будет слой грязи на ее дне.
Ни в коем случае не пытайтесь преодолеть лужу на высокой скорости – рискуете потерять контроль над управлением.
Вдобавок, возможно попадание воды в подкапотное пространство, а это чревато проблемами в электрике и электронике вплоть до того, что может заглохнуть двигатель. Перед тем, как в эту лужу заехать, необходимо заблаговременно снизить скорость.
А выехав из лужи, особенно если она оказалась глубокой, нужно не забыть проверить тормоза и, если необходимо, просушить тормозные колодки, несколько раз нажав не педаль тормоза в движении.
Когда идет частый и сильный дождь, то создается ощущение, что все вокруг как будто погружается в туман. Если это происходит ночью, то видимость дополнительно осложняется отражением света встречных фар от мокрой дороги.
Ехать во время сильного дождя нужно так же осторожно, как при езде в тумане. Правда, в случае с дождем на помощь приходят исправно работающие стеклоочистители.
Щетки «дворников» должны плотно прилегать к стеклу, чтобы на поверхности не оставалось слепых мест, но они хорошо работают только на чистом стекле при достаточном количестве дождевой воды или омывающей жидкости.
Поэтому, если на лобовом стекле имеются следы засохшей грязи (например, от насекомых, если птичка не промахнулась и пр.), то лучше будет удалить эту грязь вручную. Или с помощью воды, или с помощью очистителей. Если щетки износились и не справляются с работой, то их следует заменить.
Движение в сильный снегопад
Когда идет плотный снег, то создается такое же ощущение, как и в сильный дождь — впереди белая стена, особенно, если снег уже покрыл землю и не тает. Что можно видеть вокруг? Тени, контуры, огни. Все, как в тумане.
Когда снегопад густой, единственное, что вы в состоянии видеть, — это правый край дороги, возможно, будет видна осевая линия, габаритные огни передних автомобилей, которые, между прочим, периодически будут теряться в снежной пелене.
Видимость, опять же, недостаточная.
Что можно сделать для улучшения видимости выбором тактики движения? Еще раз – снижайте скорость! Двигайтесь так, чтобы была возможность в случае опасности остановиться в пределах вашей видимости. Увеличивайте дистанцию. Помните, что в условиях ограниченной видимости вам требуется больше времени и места для осуществления любого маневра и остановки.
Если видимость настолько ограничена, что вы не в состоянии правильно определить расположение на проезжей части других участников движения, лучше всего не рисковать — не подвергать опасности себя и других.
Лучше покинуть дорогу, найдя для этого удобное место, и подождать там улучшения условий видимости. Никакие срочные дела не стоят подобного риска.
А когда остановитесь, не забудьте включить аварийную сигнализацию.
ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Нынешние условия диктуют чтобы ремонт грузовой техники производился как можно мобильнее, без дополнительных затрат на транспортировку и стоянку. Поэтому Мастерские Парм в этом плане являются незаменимыми. Потому что могут производить ремонт грузовой и прицепной техники быстро и качественно.
Источник: https://www.avtobllog.ru/2014/07/osobennosti-vozhdenija-v-uslovijah-plohoj-vidimosti.html
Вождение в тумане: 5 советов, как избежать ДТП – Теория
Отправлено 19 октября 2011 – 10:24
Вождение в тумане: 5 советов, как избежать ДТП
Аномально жаркое лето дало о себе знать и осенью. Казалось бы, на дворе конец ноября, стоило ждать заморозков и первого снега, ан нет — температура скачет от + 9—20 градусов днем, а ночью снижается лишь до 5 градусов тепла. С одной стороны — это неплохо. У всех нас есть возможность подольше насладиться теплом и красотой золотой поры года.
Однако для автомобилиста такая погода связана с рядом сложностей. Во-первых, многие «переобулись» в зимнюю резину, которая, как известно, неэффективна при температуре воздуха выше 7 и слабо эффективна до нуля градусов Цельсия — тормозит авто на зимней резине в такую погоду плохо.
Неужели опять менять ее на летнюю? Во-вторых, перепады температуры и высокая влажность воздуха провоцируют сильные туманы, видимость в которых сокращается в несколько раз, — ездить в такую погоду очень сложно. В-третьих, световой день уже сократился по сравнению с летом в два раза, то есть туман усугубляется сумерками. Но и это еще не все.
Судя по прогнозам синоптиков, вот-вот начнется сезон проливных дождей, к тому же дорога с ожидаемым понижением температуры начнет подмерзать… .
Уточним, что любой из вышеперечисленных факторов приводит к повышению аварийности, а сейчас, по стечению капризов природы, все они начинают действовать одновременно — в таких условиях любая, даже мелкая, ошибка водителя может закончиться трагично.
СКОРОСТЬ: ЗАВИСИТ ОТ ПОГОДЫ И АСФАЛЬТА
О том, что скорость должна быть безопасной, знают все.
Но вот как определить, какую именно нужно выбрать в сложных дорожных условиях — когда туман, сумерки, скользкий асфальт? С точки зрения здравого смысла, скорость является безопасной в том случае, если водитель может остановить машину и избежать столкновения в случае внезапного появления препятствия на своем пути, например, если на дорогу внезапно выскочит пешеход. Опытные водители для самопроверки на безопасном участке дороги (убедившись в том, что вокруг никого нет), резко бьют по тормозам — если в результате «теста» остановочный путь намного меньше расстояния видимости, значит, скорость выбрана правильно (например, при видимости в 150 м путь не должен превышать 40 м).
Однако, вне зависимости от результатов «испытаний», мы рекомендуем на скользком покрытии держать дистанцию до впереди идущего автомобиля как минимум втрое большую, по сравнению с дорогой с нормальным покрытием. Например: если при скорости 60 км/ч на дороге с сухим покрытием остановочный путь автомобиля составляет 40 м, на мокром — 52 м, то на обледенелой — 86 м! При этом еще учтите, что расстояние видимости может сокращаться из-за темного времени суток, плохих погодных условий (дождь, туман, метель), «мертвых зон» на дороге (припаркованные машины, здания, зеленые насаждения).
В транспортном потоке очень часто одно транспортное средство движется за другим с ограниченной дистанцией, причем условия для маневрирования бывают крайне стесненными.
В таких условиях водитель лишен возможности выбирать скорость движения, так как она зависит от скоростного режима всего потока и прежде всего ведущего автомобиля-лидера, а попытки обогнать или опередить транспортные средства могут привести к аварийной ситуации.
Учтите, что оставаться в потоке можно лишь в том случае, если лидер двигается с безопасной скоростью.
Если же он «летит», смысла гнаться за ним нет — любое резкое торможение может привести к массовому ДТП, поскольку при ограниченной видимости водители сзади идущих машин могут не заметить изменения ситуации, а затормозить на скользкой дороге, как мы уже писали выше, не просто.
Оторваться от группы достаточно легко — перестройтесь в правый ряд и постойте 30—60 секунд.
- СТЕКЛА: ПРОТРИТЕ ИЗНУТРИ
- Спецсредство избавит от «пота»
Одно из самых распространенных «автозаболеваний» в период межсезонья — запотевание лобового и передних боковых стекол. Естественно, с загрязненными изнутри стеклами ездить нельзя — плохо видно.
Несмотря на то, что водители нередко шутят про «перегар после вчерашней пьянки», настоящей причиной является разница температур между улицей и салоном.
Самый простой способ избавиться от «пота» — направить на стекло сильный поток теплого воздуха, а переключатель забора воздуха перевести в положение «улица».
Но если у вас новый автомобиль, оснащенный салонным фильтром, а сам фильтр не менялся на протяжении 20—25 тыс. км, эта мера может и не помочь — «расходник» нужно срочно заменить.
Также неплохим профилактическим средством против такой проблемы является обработка стекол изнутри спецжидкостью. Естественно, перед процедурой стекла нужно тщательно вымыть и обезжирить чистящим средством для окон либо, по старинке, натереть стекло газетной бумагой после промывки — иначе будут разводы.
- ОПТИКА: ПРОВЕРЬТЕ ПРИБОРЫ
- Без левой фары ехать нельзя
Такая мелочь, как выход из строя лампочки ближнего света, может стать большой проблемой, если свет исчез далеко от дома на трассе, да еще и вечером, во время дождя или густого тумана — по закону подлости. Если есть с собой запасной комплект — заменить перегоревшую лампочку по силам каждому водителю. А если запчасти нет?
Напоминаем, что, согласно ПДД, запрещена эксплуатация автомобиля с неработающей левой фарой — нужно либо ждать до утра, либо брать буксир или вызывать эвакуатор.
А если рискнуть и доехать «вслепую»? В условиях ограниченной видимости водитель встречного автомобиля может неправильно определить ваши габариты: например, перепутать авто с мотоциклом. Результат — ДТП.
Не менее опасно и движение автомобиля с неработающими задними фонарями — в тумане такие машины возникают, словно фантомы, и водители их замечают слишком поздно.
Не забывайте и о противотуманной фаре — ее включение во время плохой видимости помогает другим идентифицировать ваш автомобиль на дороге.
- Ну и, само собой, если летом многие позволяли себе безнаказанно перестраиваться без включения указателя поворота, то при нынешней погоде такая лихость часто приводит к авариям с тяжелыми последствиями.
- 3 ОСОБЕННОСТИ ЕЗДЫ В ТУМАНЕ
- Аварийка помогает при движении даже в очень густой туман
ОПТИЧЕСКИ ОБМАН. По данным мировой статистики, из всех аварий, случившихся в тумане, около 77% составляют столкновения с идущим впереди автомобилем.
При этом выяснилось следующее: большинство водителей добросовестно старались выдержать безопасное расстояние между машинами, не догадываясь о том, что человеческому глазу все предметы в тумане представляются примерно в два раза удаленными, чем в действительности! Туман не только ухудшает видимость, закрывает ориентир, но, как показали исследования, изменяет окраску всех цветов предметов, кроме красного. Водителю нужно знать и учитывать, что желтый цвет в тумане становится красноватым, а зеленый — желтоватым: осторожнее на светофорах.
СВЕТ ФАР. Включение дальнего света фар не улучшает видимости: свет, отражаясь в мельчайших водяных каплях, создает непрозрачную среду и слепит водителя. Поэтому в тумане следует ехать только при ближнем свете фар, который в какой-то степени еще освещает дорогу. Еще лучше использовать специальные противотуманные фары с низким и широким пучком света.
ГАБАРИТЫ. И осенью, и зимой, и весной их необходимо включать, а днем — желательно вместе с ближним светом.
Это поможет водителям встречных и движущихся сзади транспортных средств раньше увидеть автомобиль и принять необходимые меры безопасности.
Однако в тумане часто возникает ситуация, когда фары не помогают — все равно ничего не видно ни вам, как не видно и вас. Хороший способ — включить аварийку: мигающие оранжевые огни видны очень хорошо, даже если туман очень густой!
ОБОЧИНА: ОБОЗНАЧЬТЕ ГАБАРИТЫ АВТО
Начнем с того, что в темное время суток в условиях тумана остановка на неосвещенной автомобильной дороге опасна в любом случае, а оставлять автомобиль неосвещенным — преступление.
Если нужно остановиться, заезжайте на АЗС или паркинг, примыкающий к шоссе, где и отдохнуть безопасно можно, и перекусить (при современных АЗС практически всегда есть кафешка).
Однако бывают ситуации, когда водитель из-за возникшей технической неисправности вынужден остановить автомобиль в месте, где согласно с ПДД остановка и стоянка запрещаются или просто в ряду.
В этом случае водитель обязан включить аварийную световую сигнализацию, а если она неисправна или отсутствует — выставить на расстоянии 26—30 м позади автомобиля знак аварийной остановки (треугольник из световозвращающих поплавков) или мигающий красный фонарь. Однако ни в коем случае не останавливайтесь за закрытым поворотом!
В этих рекомендациях есть один скользкий момент — остановка по требованию сотрудника ГАИ.
Дело в том, что гаишники стоят согласно определенным начальством местам дислокации и обязаны за смену привезти определенное количество протоколов при любой погоде.
Увы, я много раз видел ситуации, когда инспектора останавливают автомобили с опасных местах. В этом случае всегда старайтесь убрать авто с проезжей части, например, заехать на бровку.
ЗАМЕДЛЕНИЕ: ТОРМОЗИТЕ ДВИГАТЕЛЕМ
Немногие водители способны сохранить контроль над автомобилем в экстренной ситуации, особенно это касается приемов торможения.
То ли в силу неправильно привитых в автошколе навыков (когда инструктор увлекается дублированием педалей), то ли по причине излишней веры в возможности электронных систем безопасности (ABS, ED), водитель в случае появления на дороге препятствия просто нажимает на педаль тормоза. Летом на сухой дороге этого вполне достаточно, чтобы вовремя остановиться.
А если скользко? Автомобиль либо идет юзом (без ABS), либо тормозной путь вырастает на 2—3 метра, особенно если колесо попало на дорожную неровность.
Для повышения эффективности торможения используйте торможение двигателем, быстро переходя с повышенной на пониженную передачу (например, с 4-й на 2-ю и сразу на 1-ю). Еще один совет — не нажимайте на педаль сцепления до полной остановки автомобиля. Даже если двигатель заглохнет, сэкономленные сантиметры спасут от столкновения.
Внимание! Если вы уже успели поставить зимнюю резину, выбирая скорость движения, учтите, что при нынешней температуре тормозной путь автомобиля вырос. На шипованной резине — на 5—6 метров, арктической — на 3—4 метра, европейской — на 2—3 метра.
- ОСТОРОЖНО, ПЕШЕХОДЫ!
- В тумане пешехода не видно
Статистика ГАИ МВД свидетельствует о том, что количество ДТП с участием пешеходов увеличивается в конце октября и в ноябре. Главная причина в том, что уже в 17.30 (начало часа пик) темно, а в это время люди спешат в работы и часто перебегают дорогу по зебре, пытаясь успеть на остановившуюся на другой стороне дороги маршрутку.
Другие частые нарушения со стороны пешеходов: переход дороги в неустановленном месте, переход перед близко едущим транспортом, выход на дорогу из-за стоящего транспорта или из-за предметов, ограничивающих видимость водителю.
Водителю, проезжающему мимо перехода или места, откуда он может выскочить (например, возле остановки или рынка), да и всем пешеходам, стоит помнить, что вечером человека в темной одежде плохо видно на проезжей части, часто водитель замечает пешехода в самый последний момент, а если на улице туман, то пешехода можно и вовсе не увидеть.
Напоминаем, что согласно с ПДД пешеход обязан (!!!) перед выходом на дорогу, в том числе и на пешеходный переход, убедиться, что водитель его видит, что выход на дорогу не создаст опасности для движения, и не заставит водителя экстренно принимать меры по предотвращению наезда.
Действия каждого участника дорожного движения, в том числе и пешехода, должны быть понятны, предсказуемы и безопасны для всех.
Также напоминаем, что в темное время суток и в условиях недостаточной видимости пешеходы, движущиеся по проезжей части или обочине, должны выделить себя для своевременного их обнаружения другими участниками дорожного движения — это может быть, например, светоотражающий элемент на одежде. Еще одно правило — идти вдоль дороги нужно лицом к встречному транспорту.
Источник: http://forum.vagma.ru/topic/112-vozhdenie-v-tumane-5-sovetov-kak-izbezhat-dtp/
Вождение в условиях недостаточной видимости
- Недостаточная видимость понимается как временное положение, вызванное погодой или другими явлениями (туман, дождь, снегопад, метель, сумерки, дым, пыль, брызги воды и грязи, слепящее солнце), когда расстояние, на котором рассматриваемый объект возможно отличить от фона, составляет менее 300 метров.
- Эти погодные условия оказывают существенное влияние на безопасность дорожного движения.
- 1. Во время дождя
- 2. В условиях тумана
- 3. Слепящее солнце
- 4. Другие погодные явления
Во время дождя
Основная опасность при движении в дождь — ухудшение сцепления колес с дорогой. Коэффициент сцепления на мокрых дорогах уменьшается в 1,5–2 раза, что ухудшает устойчивость автомобиля, а главное — резко увеличивается тормозной путь. Особенно опасны асфальтобетонные дороги, покрытые грязью или мокрыми опавшими листьями, когда сцепление шин с дорогой еще больше уменьшается.
Опасен только что начавшийся дождь, который делает покрытие дороги очень скользким, так как пыль, мельчайшие частицы авторезины, частицы сажи и масла из выхлопных труб автомобилей смачиваются и растекаются по дороге, создавая на ней очень скользкую, как мыло, пленку.
В начале дождя надо быть особенно осторожным, обязательно снижать скорость, избегать обгонов, резкого вращения рулевого колеса и резкого торможения. По мере того как дождь усиливается и продолжается, грязная пленка смывается дождем и при продолжительном дожде коэффициент сцепления с дорогой вновь увеличивается.
Бетонное и асфальтовое покрытия с обработанной специально шероховатой поверхностью, вымытые дождем, имеют коэффициент сцепления, близкий к коэффициенту сухого покрытия.
После прекращения дождя, по мере того как грязь высыхает, она вначале превращается в грязную скользкую пленку, и коэффициент сцепления также уменьшается. Снова надо быть осторожным до высыхания дороги. Грязь превращается в пыль, и коэффициент сцепления восстанавливается.
Зависимость коэффициента сцепления с дорогой от продолжительности дождя показана на рис. 1
Рис 1. Зависимость коэффициента сцепления с дорогой от продолжительности дождя:
- время t0 — t1 — начало дождя;
- время t1 — t2 — продолжительность дождя;
- время t2 — t3 — время высыхания дороги.
При движении на большой скорости по мокрой дороге у легковых автомобилей наблюдается между шинами и дорогой образование водяного клина — гидроскольжение или так называемое аквапланирование.
При движении по мокрой дороге с малой скоростью колеса вгоняют влагу в пазы рисунка протектора шины и выдавливают ее через шероховатости покрытия дороги, шины касаются более сухой поверхности дороги. Если вы едете за автомобилем во время дождя, то видите сразу за автомобилем сухой след от колес.
При большой скорости движения и большом количестве воды на дороге колеса не успевают выдавливать влагу, и тогда под ними остается вода, колеса всплывают над поверхностью дороги. Признаком появления водяного клина является внезапная легкость в управлении рулевым колесом.
Малая глубина рисунка протектора, менее указанного выше, низкое давление воздуха в шинах и гладкое дорожное покрытие асфальтированной дороги способствуют появлению аквапланирования даже при небольших скоростях движения, так как колесо не успевает выдавить воду из-под себя.
Бороться с этим явлением можно лишь снижением скорости. В этой ситуации следует применять торможение двигателем, т. е. плавно уменьшить нажатие на педаль газа. При этом надо стараться не использовать рабочие тормоза, так как вода снижает их эффективность.
Брызги грязной воды и жидкой грязи из-под колес встречных и обгоняющих транспортных средств могут мгновенно залить лобовое стекло, и какое-то время вы ничего впереди не увидите.
Не теряйтесь в этой ситуации и, главное, резко не тормозите, немедленно включите омыватель и стеклоочиститель с большой частотой движения. Не вращайте рулевым колесом и плавно уменьшите нажатие на педаль газа.
Через несколько секунд обзорность восстановится.
Надо учесть, когда вы проезжаете лужи на большой скорости, то возможны следующие неприятности:
- обрызгаете грязью и даже окатите водой с ног до головы пешеходов;
- вода из-под колес вашего автомобиля попадет на переднее стекло и уменьшит обзорность;
- вода также попадет в подкапотное пространство, а попадание даже нескольких капель воды на катушку зажигания, распределитель или провода может заглушить двигатель;
- попадание воды в воздухозаборник может привести к поломке двигателя;
- под водой могут быть разные опасности: ямы, камни и т. д.;
- намокнут тормозные колодки и могут отказать тормоза.
- если колеса с одной стороны автомобиля попадут в лужу, то автомобиль может занести, так как величина сцепления шин с дорогой с разных сторон будет неодинаковой.
Дождь изменяет вид дорожного покрытия. Светлое и матовое в сухом состоянии, асфальтобетонное покрытие становится темным и блестящим, причем заметить на такой дороге темное препятствие очень трудно.
Движение в этих условиях, даже если нет никаких препятствий, утомительно.
У водителя создается впечатление, что он устремляется в темную бездну, пересекаемую блестками дождевых капель, сверкающих в свете фар.
На мокром дорожном покрытии белая дорожная разметка становится почти невидимой днем и совершенно незаметна ночью.
Обязанность водителя — настолько усилить осторожность во время дождя, чтобы она восполнила плохую видимость, и вести автомобиль плавно, без резкого изменения направления, выбирать скорость, соответствующую видимости, можно также включить передние и задние противотуманные фонари, боковое стекло поднять до упора.
В условиях тумана
Управление автомобилем в условиях тумана требует еще большего опыта, чем в дождь. Иногда туман бывает таким сильным и создает такую большую опасность, что необходимо прервать поездку и терпеливо ждать перемены погоды. Туман создает опасные дорожные условия. В аварии во время тумана участвуют десятки автомобилей, гибнет и получает увечья большое количество людей.
Туман сильно уменьшает зону видимости, способствует обману зрения, затрудняет ориентирование. Он искажает восприятие скорости транспортных средств и расстояние до предметов.
Вам кажется, что предмет далеко (например, свет фар встречного автомобиля), а на самом деле он близко. Скорость автомобиля вам кажется маленькой, а на самом деле он движется быстро. Туман искажает окраску цвета предмета, кроме красного.
Поэтому сигнал светофора красный, чтобы его хорошо было видно в любую погоду, поэтому красные автомобили считаются менее опасными.
Туман влияет на психику человека: плохая видимость, постоянное напряжение, внезапное появление из тумана другого транспортного средства, которое, казалось, было далеко, — вызывают сильное нервное напряжение у водителя.
Он нервничает и допускает неверные действия по управлению автомобилем. Глаза быстро устают и снижают способность водителя реагировать на изменения дорожной ситуации. Фары совсем не освещают дорогу, их свет только врезается в туман яркими ослепляющими пучками.
В тумане можно ошибиться в выборе дороги, ориентиры закрыты туманом, перекрестков не видно.
В тумане следует:
- уменьшить скорость движения, она не должна превышать половины расстояния видимости в метрах. Так, при видимости 20 м она должна быть не более 10 км/ч;
- быть готовым остановиться в пределах той видимости дороги;
- следует ехать при ближнем свете фар, который лучше освещает дорогу, чем дальний;
- при движении с дальним светом разъезд с встречным транспортом произвести без переключения на ближний, так как ослепление в тумане исключено;
- при наличии противотуманных фар при сильном тумане включить их совместно с ближним светом. Они имеют низкий и широкий пучок света желтого цвета, который лучше проникает через туман, чем белый свет обычных фар;
- если видимость дороги менее 50 м, они могут включаться самостоятельно;
- задние противотуманные фонари включать совместно с габаритными огнями;
- включить стеклоочистители;
- при запотевании стекол включить систему отопления и вентиляции салона, а также электрообогреватель заднего стекла;
- при очень сильном тумане можно пытаться разглядеть дорогу перед автомобилем, высунув голову в окно двери;
- периодически надо сверять свою скорость по спидометру;
- для улучшения видимости в тумане наклониться над рулевым колесом и приблизить глаза к переднему стеклу. Такое положение весьма утомительно, но периодически им надо пользоваться;
- при наличии разметки занять центральное положение между линиями разметки, разделяющей полосы;
- ориентироваться на дороге также можно и по тротуару, обочине и особенно по сплошной белой линии разметки, обозначающей край проезжей части;
- окно двери водителя лучше держать открытым и прислушиваться к шуму других транспортных средств;
- периодически использовать звуковой сигнал, особенно на загородной дороге.
В тумане не следует:
- приближаться слишком близко к автомобилю впереди;
- использовать задние фонари переднего автомобиля в качестве ориентира, у вас будет ложное представление о расстоянии и его скорости;
- смотреть в одно место перед автомобилем — глаза быстро устанут, будут слезиться и зрение ослабеет;
- ставить автомобиль на стоянку в пределах дороги;
- двигаться слишком близко к осевой, при этом можете создать опасную ситуацию;
- пытаться проскочить полосу тумана в низине на дороге. Именно на этом участке могут быть скрыты туманом предметы и люди;
- пытаться обогнать впереди идущий транспорт — это рискованно и опасно.
Не столько туман угрожает безопасности движения, сколько техника вашего вождения, используемая в условиях тумана.
Слепящее солнце
Светящее в глаза летнее солнце утомляет зрение и снижает концентрацию внимания, уменьшает обзорность. Вечером, утром и зимой, когда солнце находится низко над горизонтом, свет падает почти параллельно дороге, нагрузка на глаза значительно возрастает. Двигаться против солнца не только тяжело, но иногда и опасно.
Дорога сильно блестит, отражая лучи солнца, а транспортные средства кажутся контрастно черными. Силуэты людей теряются на дороге в блеске солнечного диска, так как зрачки наших глаз сужаются, ограничивая количество пропускаемого в глаза света. За счет этого ухудшается видимость предметов, находящихся в тени.
Если дорога периодически проходит через тень, отбрасываемую придорожными объектами, то в момент попадания в тень водитель испытывает внезапное снижение видимости. Это связано с тем, что зрачки наших глаз требуют определенного времени для приспособления к резкой смене интенсивности света.
Управление автомобилем при движении против низкого солнца, как при полном его свете, так и на затемненных участках требует значительного усиления внимания. Кроме того, при движении против солнца заметно бледнеют цвета светофоров, стоп-сигналы и указатели поворотов транспорта. Вследствие этого они не привлекают ваше внимание в должной мере. А это сказывается на безопасности.
При солнце, светящем сзади, еще труднее различать сигналы светофора, а все задние фонари транспортного средства блестят отраженным светом солнца и не позволяют определить, какой фонарь горит, а какой нет. В этом случае нужно двигаться так, чтобы тень от вашего автомобиля падала на транспортное средство впереди. Тогда вам будет гораздо легче наблюдать за его задними фонарями.
Низкое солнце, светящее сбоку, водителем переносится легче, хотя также доставляет неприятности, образуя сильные контрасты теней на проезжей части.
Во всех этих случаях нужно использовать противосолнечный козырек, восстанавливающий видимость дороги. Однако не рекомендуется пользоваться темными очками, так как они ограничивают яркость освещенных участков дороги и одновременно снижают видимость мест и предметов, находящихся в тени и из-за этого недостаточно заметных.
Другие погодные явления.
Дорога становится особенно опасной во время первого снегопада (фото 1), когда на проезжей части появляется утрамбованный снег и первый лед. В это время резко увеличивается число наездов на пешеходов, потому что водители и пешеходы еще не успели приспособиться к изменившимся условиям движения.
Фото 1. Снегопад.
Из-за применяемых реагентов на дорогах образуется грязевое месиво, летящее из-под колес впереди идущих автомобилей прямо на лобовые стекла едущих сзади. Результат — резкое ухудшение обзорности. Постоянно включенные стеклоочистители и огромный расход стеклоомывающей жидкости плохо помогают.
Ухудшается видимость, растет число аварий. И это справедливо для всех автомобилей без исключения.
В сумерках и в темноте значительно ухудшается видимость. Видимость на дороге играет важную роль, так как более 90 % информации, необходимой для безопасности движения, человек получает через зрение. Глаза человека устроены так, что им надо время, чтобы привыкнуть к темноте. Но все равно ночное зрение значительно хуже дневного.
При плохом освещении, в сумерках, водители не очень хорошо различают, что делается на дороге, к тому же, глаза плохо различают цвета. Например, красный цвет кажется темным и даже черным. Зеленый цвет выглядит светлее, чем красный. При приближении к светофору его сигналы кажутся поначалу белыми, и лишь позднее мы начинаем различать цвета.
Прежде всего, становится, виден зеленый, затем — желтый и красный.
Хуже всего ехать в полутьме, когда только начинает рассветать или темнеть. На шоссе с трудом можно различить препятствия. В сумерках, когда длинные тени мешают различать отдельные предметы, поможет дальний свет, хотя он и кажется недостаточно интенсивным. Его не хватит для полного освещения шоссе, но он позволит заметить препятствие, неожиданно возникшее перед автомобилем.
Время реакции водителя на препятствие, возникающее на дороге в условиях пониженной видимости, увеличивается в среднем на 0,6…0,7 с и более, что объясняется необходимостью затрат времени на распознавание этого препятствия.
Ночью хоть фары помогают видеть, а в сумерках свет фар очень плохо освещает дорогу. В это время ничто не помогает, кроме снижения скорости и повышения бдительности.
Источник: http://www.fcp-pbdd.ru/for_drivers/extreme_weather_driving.php
Вождение на мокрой дороге
Как показывает практика, водители автомобилей больше опасаются гололёда на дорожном полотне. Мокрый асфальт или дождливая погода несёт в себе не меньшую потенциальную угрозу. К сожалению, многие недооценивают серьёзной опасности. Безрассудное поведение на мокром асфальте приводит к тяжёлым последствиям.
Зачастую водители не обращают внимание на дождь и продолжают упорно выжимать педаль газа, увеличивая скорость. Это роковая ошибка может стоить разбитой машины или даже жизни человека.
Чем опасен дождь для водителя машины?
Наибольшую опасность, по мнению профессиональных водителей, представляет начинающийся мелкий дождь. Появление даже небольшого количества дождевой воды на дорожном покрытии может значительно снизить управляемость и устойчивость машины на асфальте.
На сухой дороге всегда присутствуют пылевые частицы, грязь, капли масла и автомобильного топлива. Первые капли дождя, превращают всё это в тонкую плёнку , которая равномерно распределяется по всей поверхности асфальта. Очень часто по уровню скольжения она мало чем уступает льду.
Правила вождения на мокрой от дождя дороге
Поведение водителя на мокрой автомобильной дороге требует обязательной корректировки. Беспечность и лихачество может спровоцировать возникновение аварийной ситуации.
Нужно выделить следующие правила вождения на мокром дорожном покрытии:
Скоростной режим
Специалисты рекомендуют снижать обычную скорость движения на машине в среднем на 10 или 20 километров в час. Это обусловлено уменьшением сцепления шин с асфальтом и увеличением тормозного пути.
Ограничение скорости движения позволяет водителю оперативно реагировать на изменение дорожной обстановки. Он выиграет время для принятия правильного решения.
Поддержание постоянного скоростного режима
Резкие ускорения или торможения на скользкой дороге могут спровоцировать возникновение заноса и потерю управления транспортным средством. В ливень лучше всего не использовать круиз-контроль, педаль газа должна находиться под полным контролем водителя.
Большие лужи лучше объезжать
Глубину лужи очень тяжело визуально оценить. Зачастую под ней может скрываться глубокая яма. Высокий риск повреждения подвески машины.
Если нет возможности объехать лужу, то рекомендуется значительно сбросить скорость при её проезде. Иначе высока вероятность получения гидроудара мотора. Всё это может привести к дорогостоящему ремонту.
Сушка тормозов
Эффективность работы мокрых тормозных дисков снижается на 30 процентов. В критической ситуации это может усугубить положение. Для просушки тормозных дисков рекомендуется периодически легонько нажимать на педаль тормоза.
Ближний свет
Очень часто сильный дождь снижает видимость на дороге. Для улучшения видимости машины лучше включить ближний свет фар. Это позволит другим участникам дорожного движения раньше заметить ваш автомобиль.
Спасибо за внимание, удачи на дороге.
Источник: http://www.avtogide.ru/vozhdenie-na-mokroy-doroge.html
Особенности вождения в дождь
Чем опасен дождь для автомобилиста? Мало того, что во время дождя снижается видимость, дорога становится скользкой, а управлять автомобилем становится сложнее. Советы автоинструкторов, как вести себя водителю во время дождя, помогут избежать неприятностей на дороге.
Ограниченная видимость
При сильном дожде все предметы, включая пешеходов и другие автомобили, видны нечетко. Видимость ухудшается еще и из-за капель дождя, падающих на ветровое стекло, и из-за грязи от едущих впереди машин. Инструкторы по вождению советуют всегда держать бачок омывателя полным, а стеклоочистители в идеальном состоянии, чтобы в любой момент очистить лобовое стекло.
Не рекомендуется опускать боковые стекла, даже если они запотели. Проезжающие мимо автомобили могут окатить вас водой, а это отвлечет вас от дороги.
Скользкая дорога
Даже самая идеальная дорога в дождь превращается, можно сказать, в каток. Почему так происходит? Дело в том, что слой песка и грязи намокает, а когда он оказывается между покрышками и дорогой, то становится своеобразной «смазкой». Более того, масло от машин образует пленку, которая при дожде размокает и увеличивает скольжение.
Размокшая грязь в значительной степени ухудшает сцепление шин с поверхностью дороги. Особенно в самом начале дождя, когда вся грязь с асфальта еще не смыта. Кстати, мелкая морось гораздо опаснее, чем проливной дождь. Коэффициент сцепления в этом случае намного меньше, чем после ливня.
Стоит отметить, что свойства сцепления у различных дорожных покрытий отличаются. Так, например, асфальт и мостовые из крупных булыжников более опасны в дождь, чем бетон и брусчатка.
Правила вождения в дождь
- Скорость автомобиля не должна превышать 50 км/ч.
- Тормозной путь на мокрой дороге увеличивается, поэтому начинайте торможение заранее. Заблаговременное торможение позволит другим транспортным средствам вовремя сориентироваться и снизить скорость.
- Не советуем во время дождя пользоваться круиз-контролем. Часто эта система не адаптирована под сырые погодные условия, поэтому считает, что машина едет по сухому асфальту.
- Не забывайте про фары. Автомобиль с включенными фарами заметнее в плохую погоду. Самый оптимальный вариант — противотуманные фары, а вот дальний свет, отражаясь от капель дождя, будет слепить.
- Обязательно соблюдайте дистанцию до впереди идущего автомобиля. Еще раз напомним, что тормозной путь на мокрой дороге увеличивается.
- Если стеклоочистители по какой-то причине не работают, продолжать движение запрещено! Видимость в этом случае нулевая, а это крайне опасно.
- Если ваш автомобиль занесло, не нужно делать резких поворотов руля и давить на тормоз. Иначе автомобиль закрутит.
- Помните, что в ненастную погоду пешеходы часто забывают об осторожности, желая побыстрее укрыться от дождя. Так что перед пешеходными переходами заранее сбрасывайте скорость, хотя делать это нужно и в хорошую погоду.
- Если тормозные колодки намокли, эффективность тормозов заметно снижается. Высушить их очень просто: следует проехать небольшое расстояние, при этом слегка нажимая на педаль тормоза несколько раз. Колодки согреются, а вода испарится.
- Всегда тормозите перед лужами. Во-первых, в них может быть яма или открытый люк. Во-вторых, вода может попасть в тормозные колодки. И, в-третьих, может возникнуть, так называемый, эффект аквапланирования: на высокой скорости вода не успевает уходить из-под колес, и автомобиль «плывет», то есть становится практически неуправляемым.
- Видео об управлении автомобилем в сильный дождь:
- Ездите аккуратно и не гоняйте!
- В статье использовано изображение с сайта blamper.ru
Источник: http://spokoino.ru/articles/obuchenie_vogdeniu/osobennosti_vozhdeniya_v_dozhd/
Эксперты советуют увеличивать дистанцию, снимать старую «обувь» и не летать
Лужи, желтые листья, первые заморозки… Для «безлошадных» все эти прелести осенней погоды — всего лишь повод лишний раз вздохнуть об ушедшем лете. А вот для владельцев автомобилей они могут стать источником серьезных неприятностей.
Так, езду на лиственном ковре опытные водители сравнивают со скольжением на льду, а озера на дороге вообще превращают поездку в экстремальное ралли. Но все это — не повод ставить своего четырехколесного друга в гараж. Важно только усвоить несколько основных правил осеннего маневрирования, о которых и расскажет «Сегодня».
Ну а новичкам на дороге мы советуем не ограничиваться теорией, а пройти дополнительно курсы контраварийного вождения, на которых нужные навыки отрабатываются до автоматизма.
ЕЗДА ВО ВРЕМЯ ДОЖДЯ
Источник повышенной опасности в осенний период — ухудшение сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием. Причин — две: низкая температура и вода. Особенно опасны первые минуты дождя, поскольку на дороге в это время образуется пленка из смеси воды, пыли и маслянистых отложений.
Скольжение, пробуксовки, заносы — все это подстерегает водителя, который вовремя не оценил ухудшение дорожной обстановки. Поэтому с началом дождя нужно снизить скорость и гораздо плавнее выполнять любые маневры, связанные с поворотами и торможением.
Через 10—15 минут после того, как с неба полило, дорога становится более предсказуемой: пылегрязевую пленку смывает на обочину. Но все равно мокрая дорога — источник повышенной опасности. Избежать неприятностей несложно. Нужно лишь соблюдать скоростной режим без всяких «допусков» в виде ненаказуемых пока +20 км/ч.
Если нужно повернуть или перестроиться — включите указатель поворота чуть раньше обычного, чтобы соседи по дорожному движению успели отреагировать, не прибегая к резким маневрам.
Если нужно затормозить — слегка нажмите педаль тормоза заранее, чтобы стоп-сигналы проинформировали движущихся сзади водителей о вашем намерении хотя бы за несколько секунд до замедления автомобиля. К сожалению, далеко не все водители читают наши советы, поэтому помните о дистанции. Причем вне зависимости от опыта вождения. Ведь тормозной путь осенью возрастает по перечисленным выше причинам.
ПОЧЕМУ ВАЖНО «НЕ СЕСТЬ В ЛУЖУ»
Осенние дожди, как обычно, продемонстрируют неэффективную работу сточных систем на дорогах. И появление луж — неизбежное явление. Они несут сразу две опасности для водителей.
Первая — никто не знает, что находится под лужей: ровный асфальт или очередная яма, запомнить которые просто невозможно, даже если вы ездите по одному и тому же маршруту ежедневно.
Попадание колеса в яму влечет за собой не только возможные повреждения колес и подвески, но и, в худшем случае, кратковременную потерю контроля над автомобилем.
Вторая неприятность от луж, в особенности глубоких, — снижение эффективности тормозов по причине попадания воды на колодки и диски. Поэтому «озера» на дороге лучше объезжать. Если же сделать этого не удалось, можно просушить колодки несколькими легкими прерывистыми нажатиями на педаль тормозов. Нагреваясь, диски и тормозные колодки испаряют воду и быстро становятся сухими.
Еще один очень полезный совет: если впереди — большое «море», которое нужно проехать, заблаговременно включите «дворники». Лучше сделать это заранее, чем хотя бы на секунду потерять видимость. И обязательно, прежде чем объезжать лужу, посмотрите по сторонам и в зеркала: не создаст ли ваш маневр аварийную ситуацию на дороге.
ТРУДНОСТИ АКВАПИЛОТАЖА
Эффект аквапланирования может возникать, когда автомобиль движется по мокрой дороге с высокой скоростью. В определенный момент вода не успевает выводиться через прорези протектора шины, и между колесом и дорогой образуется слой жидкости, приподнимающий автомобиль над асфальтом.
Такая ситуация влечет за собой потерю управляемости и высочайший риск попасть в аварию. Поэтому на дороге, даже с минимальным слоем воды, нужно значительно снизить скорость. И сделать это нужно максимально плавно, если водное препятствие оказалось под колесами неожиданно.
Наиболее высокому риску аквапланирования подвержены те, кто ездит на изношенных шинах. Поэтому, если ваши летние покрышки отслужили свое, лучше замените их сейчас.
Это выгодно и с экономической точки зрения: автомагазины уже начинают избавляться от летних шин, освобождая складские площади под зимние, и нередко можно найти нужные модели с хорошей скидкой.
А с наступлением холодов лучше не тянуть с переходом на зимние шины. Не стоит ждать морозов: «переобуться» нужно, когда температура ночью упадет ниже отметки +5 градусов. Риск аквапланирования с зимними покрышками на них сведен к минимуму благодаря высокому протектору и наличию многочисленных ламелей.
НА КОВРЕ ИЗ ЛИСТЬЕВ
Опавшие листья — еще один источник повышенной опасности осенью. Если на пути попадается участок с мокрой листвой, двигаться по нему надо с той же осторожностью, что и по льду, ведь лиственный ковер резко снижает сцепление с дорогой и увеличивает тормозной путь.
Занос на листьях — один из самых опасных, ведь выровнять автомобиль будет крайне сложно.
Поэтому при передвижении по участку дороги, покрытому опавшей листвой, даже в сухую погоду следует избегать резких маневров, ускорений и торможений, двигаться максимально плавно и снизить скорость.
ТРИ ВАЖНЫХ СОВЕТА
В случае заноса или бесконтрольного скольжения медленно отпустите газ. Быстро вращать руль в сторону заноса, как на льду, не стоит: как только сцепление с дорожным покрытием вернется в норму, автомобиль резко уйдет в сторону.
Чаще используйте торможение двигателем. Если нужно остановиться, сначала просто отпустите газ, сделайте несколько легких нажатий на педаль тормоза, чтобы проинформировать водителей о своих намерениях, а потом уже плавно задействуйте тормозную систему.
Привычка держать руль одной рукой осенью неприемлема! Две руки — больше возможностей оперативно, без резких маневров, отреагировать на изменение дорожной обстановки.
Источник: http://remdizstroy.ru/osobennosti-osennego-vozhdeniya-avto-kak-ne-popast-v-avariyu-na-mokroj-doroge-i-iz-za-tumana/
Особенности осеннего вождения авто: как не попасть в аварию на мокрой дороге и из-за тумана http://www.dddkursk.ru/number/1147/auto/002240/
Курск «Друг для друга» газета Курская область
Всероссийская декада подписки: скидки и подарки от «Друг для друга»
Курск «Друг для друга» газета Курская область
добавлена сегодня в 21:54
Роман Старовойт подписал проект закона «О детях войны в Курской области»
Курск «Друг для друга» газета Курская область
добавлена сегодня в 18:04
Как сообщили в комитете ЖКХ города, это была временная мера. Сегодня асфальтовые латки убрали.
Курск «Друг для друга» газета Курская область
добавлена сегодня в 17:27
В среду, 22 мая, в первой половине дня в районе железнодорожного вокзала и в завокзальной части города Курска будут проводиться тактико-специальные учения силовых структур по пресечению условного террористического акта на объектах железнодорожного транспорта.
К мероприятиям будет привлекаться боевая и специальная техника. Организаторы просят курян соблюдать спокойствие.
Курск «Друг для друга» газета Курская область
добавлена сегодня в 17:12
Курск «Друг для друга» газета Курская область
добавлена сегодня в 16:50
Из-за угрозы взрыва в Курске эвакуировали вокзал, аэропорт и 4 торговых центра
Курск «Друг для друга» газета Курская область
добавлена сегодня в 16:50
Курск «Друг для друга» газета Курская область
добавлена сегодня в 15:18
22 мая Курский облкинофонд проведет очередную встречу в формате киноквартирника. Она состоится в 19.00. Гостям покажут военную драму «На семи ветрах» (1962 год).
Курск «Друг для друга» газета Курская область
добавлена сегодня в 14:17
В Курске объявят конкурс по отбору кандидатов на пост главы города
Курск «Друг для друга» газета Курская область
добавлена сегодня в 14:15
В ГИБДД сообщили подробности страшных аварий под Курском, унесших семь жизней
Курск «Друг для друга» газета Курская область
добавлена сегодня в 13:43
Источник: https://ok.ru/dddkursk/topic/65830544842908