Ситуация обыденная, вас останавливает сотрудник ДПС, сначала он представляется, затем просит вас предъявить документы, уведомляет вас о нарушенном вами правиле ПДД, после чего просит пересесть к нему в машину. И вот тут возникает вопрос, а надо ли?
Обязанность или право?
Как мы все знаем, сотрудник дорожной полиции обязан сам подойти к водителю остановленного автомобиля. Выходить из машины же самому водителю не обязательно, даже если инспектор попросил вас об этом. Вы обязаны выйти из машины по требованию полицейского, только если он составил:
- протокол о задержании (ст. 27.4.1 КоАП РФ);
- протокол об отстранении от управления транспортным средством (ст. 27.12 КоАП РФ);
- протокол досмотра автомобиля (ст. 27.9 КоАП РФ).
В соответствии с 70 пунктом Административного регламента, сотрудник ГИБДД имеет право предложить водителю выйти из машины в ряде случаев, а именно:
- есть необходимость устранить техническую неисправность транспортного средства, а также решить проблему нарушения правил перевозки грузов;
- сотрудник дорожной полиции решил, что водитель авто находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- проведение в присутствии владельца автомобиля сверки номеров и узлов ТС с занесением записей в регистрационные документы;
- досмотр личного багажа, осмотр салона, досмотр багажного отделения;
- сотруднику требуется помощь водителя в оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
- поведение водителя создает угрозу жизни окружающим или сотруднику полиции.
Однако, в приказе от МВД №185 от 2 марта 2009 года, ничего не сказано необходимости принудительного исполнения просьбы полицейского.
Зачастую, инспекторы ДПС убеждают водителя законности своего требования, угрожая тем, что неподчинение требованию повлечет за собой привлечение автомобилиста к 1 части статьи 19.
3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции». Однако, ничего такого не последует.
28 февраля 2013 года Верховный суд РФ постановил, что водитель транспортного средства не обязан подчиняться требованию инспектора выйти из машины для составления протокола.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что дорожный полицейский не вправе требовать от вас покинуть салон автомобиля, а имеет возможность лишь попросить вас сделать это. Следовательно, ни о каком привлечении по статье 19.3 КоАП не может идти и речи.
Оформляйте на месте правонарушения!
Итак, на просьбу дорожного инспектора сесть к нему в машину вы можете ответить отказом, конечно же, если это не проверка по плану-перехвату преступника. В данном случае стоит подчиниться требованию сотрудника, однако для начала можно попросить предъявить должностные документы.
Если говорить о составлении протокола о правонарушении, то место его заполнения четко в законах не определено.
Подразумевается, что инспектор использует приглашение на заполнение документов в машину ДПС как психологическое давление, в чужой машине, да еще в машине полиции, мы можем чувствовать неуютно, а потому быть более сговорчивыми.
Однако, согласно законам, заполнение протокола должно происходить прямо на месте совершения правонарушения. Также допускается заполнение необходимых документов в помещении стационарного поста ДПС, а также в салоне автомобиля.
Заметьте, слово «допускается» не является обязательным требованием, оно лишь устанавливает возможные варианты проведения процедуры заполнения протокола.
В соответствии с Административным регламентом, пункт 197, водитель садиться в машину к инспектору в обязательном порядке лишь в случаях ареста или задержания. Задержанному лицу должны быть зачитаны его права и обязанности, а также должны быть внесены соответствующие записи в протокол о задержании.
Психология общения с сотрудником ДПС
Зная, что вы можете остаться в своей машине, вы можете согласиться на предложенный полицейским вариант и пересесть в его машину.
Инспекторы ДПС, как правило, идут на контакт охотнее, когда автовладелец не устраивает скандалов и ведет себя уравновешенно.
Поэтому, если вам не трудно покинуть свою машину и вы не чувствуете большого дискомфорта от нахождения в машине ДПС, имеет смысл согласиться с предложением заполнить протокол там. Внимательно прочитайте его, не нервничайте.
Почему же возникло такое недоверие к сотрудникам дорожной полиции? Раньше очень часто можно было услышать истории, в которых инспектор, усаживая задержанного автолюбителя, начинал что называется «прессовать», требуя дачи взятки. Провернуть это же на виду у других людей куда как сложнее, поэтому и нужно было отвести водителя «подальше от любопытных глаз».
Сейчас же, с появлением видеорегистраторов, ситуация сильно поменялась. Первыми на вооружение регистраторы взяли автовладельцы.
Очевидно, что пока регистратор записывает ваш диалог с инспектором, ни о каком вымогательстве взятки и речи быть не может. Однако и патрульные машины стали активно оснащаться таким же устройствами.
На этот раз, чтобы исключить обратную ситуацию, не дать владельцу авто попытаться «откупиться» от сотрудника.
Все чаще можно заметить, что сотрудники ГИБДД оснащены нагрудными видеорегистраторами. Таким образом, где бы ни происходил разговор, разницы уже не будет.
Все это означает, что с недавних пор проблема о том, где общаться с сотрудником полиции отпала сама собой. Если вы не доверяете видеорегистратору сотрудника, попросите чтобы ваш разговор записывал ваш собственный регистратор, или запишите разговор на телефон. Честный сотрудник полиции не будет уклоняться от такого предложения.
Источник: http://trk.perm.ru/news/nuzhno-li-saditsya-v-mashinu-dps-prava-i-obyazannosti-avtoinspektora
Нужно ли садиться в машину ДПС для беседы с инспектором
Вас просят во время остановки пересесть в автомобиль ДПС — выполнять или нет эту просьбу?
Большинство автомобилистов нашей стране до сих пор окончательно не знают, нужно ли им садиться в машину ДПС, чтобы провести беседу с инспектором в случае остановки на дороге. В данной статье мы расскажем, в каких случаях можно это делать, а в каких — не стоит.
Среди автомобильных правозащитников уже давно ходят споры о том, нужно ли водителю садиться в автомобиль ДПС для беседы с инспектором. При этом в спор вступают и психологи, которые говорят, что в патрульном автомобиле водитель будет более подвержен психологическим факторам, чем на улице либо в своем автомобиле.
Сесть в машину ДПС во время остановки: право или обязанность
Согласно административному регламенту поведения сотрудников ДПС, при остановке автомобиля для проверки или во время нарушения ПДД инспектор обязан ь сам подойти к автомобилю.
Водитель остановленного автомобиля имеет право при беседе находиться за рулем своего транспортного средства, и не обязан выходить по просьбе инспектора из него.
Водитель автомобильного транспорта должен будет покинуть свой автомобиль при остановке по требованию инспектора ДПС только в следующих случаях:
- Если инспектор составил протокол о задержании водителя, согласно статье 27.4.1 Кодекса административных правонарушений Российской Федерации;
- Если был составлен протокол об отстранении водителя от управления автомобильным транспортом — статья 27.12 КоАП РФ;
- Если был составлен протокол досмотра остановленного автомобиля — статья 27.9 КоАП РФ.
Кроме того, согласно пункту 70 Административного регламента поведения сотрудников ГИБДД, указанному в приказе № 185 МВД России от 2 марта 2009 года, сотрудники ДПС могут предлагать водителям остановленных транспортных средств выйти из него только в следующих случаях:
- Если необходимо устранить техническую неисправность автомобиля либо устранить нарушение правил перевозки грузов автомобилем;
- Если состояние водителя имеет признаки опьянения или болезненного состояния;
- Если необходимо сверить номера агрегатов и узлов автомобиля с номерами, записанными в регистрационном документе, в присутствии самого водителя;
- Если необходимо провести личный досмотр, осмотр или досмотр автомобильного транспорта или груза.
- Если необходима помощь в качестве понятого либо необходимо оказание помощи при ДТП участникам дорожного движения либо сотрудникам ГИБДД;
- Создания со стороны водителя угрозы безопасности самому сотруднику ДПС.
Так же в самом Приказе № 185 МВД России не указывается, что водителя автомобильного транспорта должны принуждать выйти из него.
Лучше всего водителю остановленного автомобиля оставаться за рулем в беседе и при составлении протокола.
Уловки сотрудников ДПС
Многие автовладельцы жалуются на то, что сотрудники ДПС принуждают их выходить из автомобильного транспорта при составлении протокола, ссылаясь на то, что их отказ будет рассматриваться как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, согласно части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
Однако в этом сотрудники ДПС будут неправы. Ранее Верховный суд Российской Федерации уже постановил 28 февраля 2013 года, что водители автомобильного транспорта не обязаны покидать свой автомобиль при составлении протокола инспекторами ГИБДД. Данное постановление было сделано в Деле № ФКПИ 13-58.
Теперь все водители могут ссылаться на данное постановление Верховного Суда Российской Федерации. Согласно нему, сотрудники ГИБДД имеют право только предложить водителю выйти из автомобиля, и он должен уже сам решать, хочет он этого или нет.
Стоит отметить, что во время рассмотрения Дела № ФКПИ 13-58 Верховный суд Российской Федерации уже назвал довод со стороны ДПС, что водитель может быть привлечен к ответственности согласно статье 19.3 КоАП РФ за отказ выйти из автомобиля, ошибочным.
Когда наступает обязанность сесть в автомобиль ДПС
Запомните, что водитель автомобильного транспорта обязан будет при остановке пересесть в автомобиль инспекторов ДПС только в случае, когда ему было сообщено о действии плана-перехвата.
В этом случае в интересах водителя автомобильного транспорта будет вести себя правомерно, спокойно не проявлять агрессию сторону с сотрудником ГИБДД и вежливо отвечать на их вопросы.
При этом все же водитель транспорта имеет право перед пересадкой в машину ДПС попросить у сотрудника, остановившего его, удостоверение личности.
Когда план-перехват не объявлен, и автомобиль был остановлен из-за административного правонарушения водителя, то место оформления протокола админинстративного нарушения в законодательстве Российской Федерации не оговаривается.
Это означает, что при составлении протокола водитель автомобильного транспорта может находиться в нём и не выходить из него. Оформление административных правонарушений на водителей допускается в салонах патрульных автомобилей либо в помещениях стационарного поста дорожно-патрульной службы.
Однако нигде не указывается об обязательном оформлении в этих местах. Во время такой остановки автомобиля сотрудники ДПС могут заставить водителя пересесть в патрульный автомобиль, только если ему объявляется задержание или арест. При этом, согласно административному регламенту пункт 11.
7, инспекторы ГИБДД обязаны будут зачитать права и обязанности водителя, которого задерживают или арестовывают. В Протоколе о задержании обязательно должны быть внесены сведения о том, что водителю были зачитаны его права и обязанности.
Без плана-перехвата сотрудники ДПС могут принудить пересесть водителя в патрульный автомобиль только в случае ареста.
Мотивы сотрудников ДПС
Большинство автовладельцев уверены, что сотрудники ГИБДД предлагают во время остановки пересесть в патрульный автомобиль для того, чтобы можно было принудить водителя дать взятку без свидетелей. Это такой психологический ход.
Ведь если было произведено административное правонарушение или нарушение правил дорожного движения, в этом случае заинтересованными могут быть две стороны. Сотрудник ГИБДД будет заинтересован в том, чтобы, пользуясь служебным положением, получить вознаграждение в виде денег от нарушителя и не составлять протокол.
Водитель, нарушивший ПДД, также заинтересован отделаться на месте небольшой взяткой, чтобы на него не составлялся протокол, который будет внесен в общую базу правонарушений.
Источник: https://MotorMania.ru/auto-articles/nuzhno-li-saditsya-v-mashinu-dps-dlya-besedy-s-inspektorom.html
Обязан ли водитель садиться в машину гаишника при оформлении документов
Останавливая нарушителя, сотрудники ГИБДД часто приглашают его пройти в патрульную машину для составления протокола. Если дело происходит около стационарного поста, то его зовут в служебное помещение. Обязан ли автовладелец ходить «в гости» к полицейским, разобрался портал «АвтоВзгляд».
Если сотрудник правоохранительных органов вас куда-то зовет для составления протокола, задайте ему прямой вопрос: «Это требование или просьба?» Потому что требовать этого от водителя инспектор ГИБДД по закону не может.
Пункт 93.
3 Приказа МВД № 664 гласит, что сотрудник вправе лишь предложить автовладельцу занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
Так что у вас есть полное право отказаться от подобных приглашений, и в этом случае угрозы полицейского административным арестом на пятнадцать суток за «неповиновение законному распоряжению» будут незаконны.
Ведь только требования стража порядка должны выполняться беспрекословно, если они правомерны, а предложения и просьбы всегда можно отклонить.
Поэтому ознакомиться с составленным протоколом и подписать его вы имеете право, сидя в своей машине.
Кроме того, даже требовать от водителя покинуть автомобиль инспектор имеет право только после оформления постановления о досмотре или задержании, а также в случае отстранения гражданина от управления транспортным средством. Например, если установлен факт наличия алкоголя в его крови. В остальных ситуациях, согласно Регламенту ГИБДД, страж порядка может только предложить ему выйти из машины.
Вы имеете право отказаться это сделать, даже если представитель правоохранительных органов подозревает, что вы нетрезвы. Дунуть в алкотестер вы можете, не покидая из салона, но при положительном результате вам уже придется выйти.
К тому же по регламенту полицейский имеет право просить вас покинуть автомобиль для сверки номеров агрегатов и узлов, для участия в процессуальных действиях, для досмотра салона и багажника, для устранения технической неисправности авто, нарушения правил перевозки грузов, а также когда поведение водителя «создает угрозу личной безопасности сотрудника». Конечно, в подобных случаях не стоит руководствоваться только одними принципами. Ведь просьба гаишника может быть вполне убедительна: например, когда требуется оказать помощь людям, пострадавшим в ДТП.
Источник: https://www.avtovzglyad.ru/gai/pdd/2018-04-20-objazan-li-voditel-saditsja-v-mashinu-gaishnika-pri-oformlenii-dokumentov/
Обязан ли водитель покидать автомобиль по требованию инспектора?
Avtoexpert.pro > Новости > Обязан ли водитель покидать автомобиль по требованию инспектора?
Активное изучение автомобилистами своих прав привело к возникновению некоторых вопросов, ранее не выносившихся на обсуждение.
В прошедшие годы мало кто задумывался о том, нужно ли покидать свой автомобиль и садиться в машину к дорожному полицейскому при остановке им транспортного средства и оформлении административного штрафа.
Сегодня же этот вопрос стал краеугольным камнем для некоторых водителей, порой приводящим к нешуточным конфликтам с представителями правоохранительных органов. Как же на самом деле обстоят дела с выходом водителя из своего автомобиля при остановке сотрудником ГИБДД?
Законодательные акты, имеющие отношение к рассматриваемой ситуации
Ситуации, когда водитель бывает обязан покинуть свое транспортное средство, четко прописаны в законах Российской Федерации.
Так, подобной ситуацией является составление в отношении водителя протокола об отстранении от управления и запрещение дальнейшей эксплуатации автомобиля по каким-либо причинам.
Помимо этого, выйти из машины водитель обязан при его задержании или необходимости досмотра автомобиля или самого водителя лично. Любое из рассматриваемых действий инспектора должно быть подтверждено соответствующим протоколом, оформленным по всем правилам составления подобных документов.
Помимо обязательного выхода водителя из собственного автомобиля, закон рассматривает и ситуации, когда инспектор вправе предложить водителю выйти. Стоит заметить, что законодательными актами приводится именно формулировка «предложить выйти», а не «потребовать покинуть автомобиль».
Такими ситуациями является необходимость устранения мелких технических неисправностей, ответственность за которые предусматривает наложение административного штрафа или устранение их на месте с вынесением предупреждения.
В таких случаях водитель вправе отказаться устранять неисправность, однако после этого он будет подвергнут наложению административного взыскания.
Помимо этого, инспектор может предложить покинуть автомобиль для совместной проверки номерных узлов и агрегатов при подозрении на криминальную историю автомобиля, для оказания помощи пострадавшим в ДТП, при необходимости быть понятым или свидетелем, при подозрении на алкогольное или наркотическое опьянение водителя.
Стоит заметить, что в описанных ситуациях водитель теоретически вправе отказаться выходить из автомобиля. Однако отказ может негативно отразиться на нем самом (случай с мелкими неисправностями и штрафом за них).
Помимо этого, законы, действующие на сегодняшний день, предписывают водителю выполнять требования сотрудника полиции. При этом необходимость законности этих действий в законе не оговорена.
В случае незаконных действий сотрудника водитель вправе подать на него жалобу в управление собственной безопасности, полицию или прокуратуру. Однако требование инспектора на момент его вынесения должно быть выполнено.
Разумеется, требование должно отвечать здравому смыслу. Маловероятно, что на водителя может быть наложена ответственность за отказ в выполнении откровенно абсурдных действий дорожной полиции.
Права водителя при остановке сотрудником дорожной полиции
В случае остановки автомобиля сотрудником дорожной полиции водитель обязан предъявить инспектору документы, подтверждающие его право на управление автомобилем. Однако сделать это необходимо только после того, как инспектор представится, назовет цель остановки и предъявит требования.
Стоит заметить, что целенаправленно заставлять инспектора предъявлять удостоверение, нагрудную бляху, записывать его работу на видеорегистратор и диктофон законом не запрещается. Однако делать это следует только при откровенном нарушении инспектором законных прав водителя.
Дело в том, что подобные действия, несмотря на полную их законность, могут восприниматься инспектором как скрытая провокация конфликта. Разумеется, адекватный и уравновешенный полицейский на подобную провокацию не отреагирует. Однако человеческий фактор никто не отменял.
Инспектор может быть уставшим, разозленным общением с нарушителями, у него могут быть личные проблемы. Поэтому столь демонстративное поведение может превратить обычную проверку документов в длительную процедуру проверки всего подряд, что только может проверить инспектор на дороге.
Кому это нужно?
В момент проверки документов и оформления административного протокола (при наличии нарушения) водитель вправе не покидать собственный автомобиль, а дожидаться оформления документов в нем. Также водитель может ждать на улице. Садиться в машину ДПС ему не обязательно.
Уже оформленный протокол инспектор должен принести водителю на подпись и выдать копию протокола. Однако для самого водителя в некоторых случаях в момент составления протокола удобнее находиться рядом с инспектором.
Во-первых, это позволяет контролировать оформление протокола и отвечать на вопросы инспектора сразу, что позволит сэкономить немало времени, которое инспектор потратил бы на то, чтобы для каждого вопроса и уточнения бегать к машине нарушителя.
Во-вторых, при подобном подходе инспектор, как правило, не прибегает к самому жесткому наказанию из возможных. Так, видя, что нарушитель является нормальным адекватным человеком, инспектор может выписать минимально возможный штраф или вовсе обойтись предупреждением. Данное утверждение не раз проверено на практике.
Необходимо помнить, что если инспектор потребовал покинуть собственный автомобиль без законных на то причин, водитель имеет право отказаться, сославшись на законодательные акты.
Однако при упорном повторении сотрудником полиции своих требований и игнорировании доводов водителя, автомобиль все же следует покинуть (водитель обязан выполнить требование сотрудника полиции). Однако при этом необходимо запомнить или записать данные инспектора, номер его автомобиля и нагрудного знака.
Лучше, если ситуация будет зафиксированная на видеорегистратор. При открытой провокации конфликта со стороны инспектора бояться использовать средства фиксации информации не стоит. В дальнейшем они послужат доказательством вины инспектора и неправомерности его действий.
Разбором нарушений, допущенных сотрудниками дорожной полиции, занимается управление собственной безопасности, номер телефона которого указан на каждом патрульном автомобиле. Помимо этого, жалоба может быть продублирована обращением в прокуратуру с приложением всех имеющихся доказательств.
Оценок: 3 – Рейтинг: 2,33 Загрузка…
Источник: http://www.avtoexpert.pro/obyazan-li-voditel-pokidat-avtomobil-po-trebovaniyu-inspektora
Обязан ли водитель садится в машину ДПС для составления протокола?
Ездить исключительно по правилам у нас в стране попросту невозможно. Это, думаю, подтвердит любой водитель. Скажем, поворот направо разрешен только из правого ряда, но там такая ямища! Ее приходится объезжать, при этом, разумеется, вынужденно нарушая. Или – как проехать “зебру”, когда по ней от станции метро к рынку и обратно потоком идут люди? Ведь дожидаться, пока на переходе не останется пешеходов, можно и час, и два.
Таких примеров, когда нарушать заставляет сама дорожная ситуация, множество
Автор книги “100 аргументов против штрафов ГАИ” Владимир Караваев уверен, что, даже невольно нарушив Правила дорожного движения, водитель на законных основаниях имеет шанс уйти от уплаты штрафа
Увы, любая водительская оплошность, не говоря уже о вынужденных нарушениях, “стоит” сейчас как минимум пару сотен гривен. Как же защититься в этом случае от штрафа? Автор изданного в этом году пособия для водителей “100 аргументов против штрафов ГАИ” Владимир Караваев уверен: выход есть почти всегда.
Конечно, это вовсе не означает, что на Правила дорожного движения можно наплевать. Выполнять их любой нормальный человек будет хотя бы из соображений собственной безопасности.
Другое дело, когда вы отнюдь не лихач, но так уж случилось, что пришлось нарушить…
“Если идущая впереди машина движется со скоростью менее 30 километров в час, то обгон разрешен, даже несмотря на знак”
– Владимир, сейчас народ массово выезжает на автомобилях на юг. Про “Визиры” уже сказано и написано немало, но ведь есть и другие популярные способы “поохотиться” на водителя – например, поймать его за нарушение при обгоне (штраф 425-510 гривен)…
– С обгоном шутить нельзя. Это очень опасный маневр, каждая пятая авария происходит из-за него. Бывают, конечно, ситуации, когда обгон вполне оправдан, но за него все равно пытаются наказать. Скажем, инспекторы частенько дежурят возле затяжных спусков-подъемов.
Впереди вас плетется грузовик с арбузами или дряхлый груженный картошкой “москвичок”, дорога просматривается хорошо – почему бы не обогнать? Иногда при большом скоплении автомобилей на трассе такая мера даже оправданна – она снимает напряженность транспортного потока.
– Но ведь инспектор скажет: мол, вы же видели знак “Обгон запрещен”… И как выходить из положения?
– Не только скажет – начнет составлять админпротокол. Но выход все же есть. Рассмотрим два варианта. Первый – на дороге нет сплошной разделительной линии или она уже затерта колесами автомобилей (не обеспечивается ее видимость на расстоянии 135 метров днем или 100 метров ночью).
Тогда вы можете смело доказывать, что в вашем направлении движения не одна полоса, а две. В правилах сказано, что при отсутствии разметки количество полос определяется самим водителем с учетом ширины проезжей части.
А если полос две, следовательно, вы не выезжали на встречную, а значит, ваш маневр считается не обгоном, а опережением. Можно еще заявить, что идущий впереди грузовик двигался со скоростью менее 30 километров в час. В этом случае правила разрешают обгон, даже несмотря на знак.
Но помните, что указать скорость этого самого грузовика может только его водитель. Поэтому дайте ему возможность отъехать подальше, чтобы исключить его участие в процессе в качестве свидетеля.
Второй вариант – на дороге нанесена сплошная осевая линия, она хорошо видна, а сама дорога настолько узкая, что вероятность наличия второй полосы движения полностью исключена.
В этом случае остается лишь одно: доказывать, что вы пошли на обгон в “состоянии крайней необходимости для устранения опасности, которая угрожает собственности, правам и свободам граждан, если эта опасность не могла быть устранена другими способами”.
К примеру, вы увидели, что у грузовика из кузова может вывалиться арбуз или бревно, и хотели предупредить об этом водителя, чтобы предотвратить аварию. Если сможете доказать это гаишнику, ваш маневр не будет считаться административным нарушением. Если инспектор не захочет выслушивать ваши доводы – отражайте их в протоколе.
Ведь каждый составленный протокол просматривается руководством ГАИ, и далеко не все из них отправляются для дальнейшей реализации в виде взыскания штрафа. Да зачастую и сами инспекторы ДПС, увидев правильно заполненный водителем протокол, безоговорочно возвращают документы без каких-либо последствий.
– Извечно больная для водителей тема – пешеходные переходы… Штраф – от 255 до 340 гривен.
– Согласен, на нерегулируемых перекрестках возле рынков, станций метро люди иногда идут через дорогу сплошным потоком. Если пропускать пешеходов, соблюдая правила, можно простоять целый день.
Поэтому важно понимать: вы обязаны остановиться и пропустить человека только в случае, когда тот находится на полосе движения вашего автомобиля! Если пешеход стоит на линии, разделяющей транспортные потоки, или переходит другую (соседнюю или встречную. – Авт.
) полосу движения, вы можете ехать. Разумеется, соблюдая, как того требуют правила и здравый смысл, безопасный интервал.
– Нас еще в автошколе учили: человек поставил ногу на “зебру” – ты должен остановиться…
– В правилах указывается, что водитель, приближаясь к переходу, на котором находятся пешеходы, должен уступить дорогу не всем, а лишь людям, для которых “могут быть созданы препятствие или опасность”.
Улавливаете разницу? Поэтому, если вы двигаетесь по третьей полосе, а пешеход идет по первой и ваш автомобиль ему никак не помешал – вы ничего не нарушили. Если же инспектор все-таки начинает заполнять протокол, обязательно укажите в нем этот факт.
Попросите привлечь для дачи показаний и самого пешехода, ведь он в этом случае является потерпевшим… И потребуйте четкого пояснения – в чем заключалась опасность или препятствие для этого человека. Без пояснений пешехода сделать это практически невозможно.
“Правила позволяют водителю прибегать к экстренному торможению лишь в случае, когда без этого нельзя предотвратить ДТП”
– В вашей книге я нашел место, где поясняется, как защищаться, если проехал на красный свет.
– Сознательно мчаться на красный может только убийца или самоубийца. Но ведь может случиться, что вы проезжали перекресток в момент, когда включился желтый свет.
В этой ситуации нужно помнить важное правило: если водитель выехал на разрешающий сигнал светофора, то должен покинуть перекресток в намеченном направлении независимо от сигнала на выезде. Тем временем другие водители, для которых уже загорелся зеленый свет, обязаны вас пропустить.
Так что выехать с перекрестка вы можете и на красный – нарушения здесь нет. И учтите: согласно правилам, при отсутствии стоп-линии границами перекрестка считаются воображаемые линии между началом закругления краев проезжей части каждой из дорог.
– А если желтый свет загорелся, когда я еще не выехал на перекресток?
– И здесь не все потеряно! В правилах прямо сказано: “Водитель, который при включении желтого сигнала светофора или поднятии руки регулировщика не может остановить в надлежащем месте транспортное средство без применения экстренного торможения, имеет право двигаться дальше при условии обеспечения безопасности движения”.
Более того, правила вообще запрещают водителю прибегать к экстренному торможению, за исключением случая, когда без этого невозможно предотвратить ДТП. Я не призываю вас проскакивать на желтый свет. Но если уж так случилось, вы имеете все шансы доказать инспектору свою невиновность.
В пояснениях напишите, что двигались с разрешенной скоростью 60 километров в час, а желтый зажегся, когда вы были в десяти метрах от перекрестка. К слову, согласно правилам, тормозной путь исправного автомобиля должен составлять 14,7 метра при скорости 40 километров в час.
Следовательно, вы не имели возможности остановиться, даже прибегнув к экстренному торможению. А значит, ваше поведение было единственно правильным.
Между прочим, это не самый распространенный случай. Основные недоразумения между водителями и гаишниками возникают из-за мигающих сигналов светофора. Вы подъезжаете к перекрестку, начинает мигать зеленый, резко включается желтый, а затем и красный сигнал.
Иногда это происходит так быстро, что действительно не успеваешь отреагировать. За “резкими” светофорами, как правило, всегда стоят гаишники. Я сам недавно на Виноградаре попал в такую ситуацию. Светофор был пешеходный.
Гаишники останавливают, и начинается… Я открываю государственный стандарт на главе “Светофоры дорожные” и цитирую место, где говорится, что они должны предусматривать мигание зеленого сигнала в течение трех секунд непосредственно перед выключением.
А тут и без секундомера было ясно – зеленый свет мигает не более одной секунды. Кстати, интересно, ретивые гаишники до сих пор наказывают водителей на том светофоре?
– Если уж вы знаете, как выйти из таких ситуаций, то разговор за рулем по мобильному телефону (штраф от 425 до 510 гривен) для вас вообще не проблема…
– Разговор по мобильному, как и курение, однозначно мешает вести машину. Но доказать, что вы разговаривали по телефону, инспектору будет сложно. Руководство ГАИ заявляло, мол, доказательством служит распечатка звонков, полученная от мобильного оператора. Но ведь телефон мог находиться и не у вас. К примеру, по нему в это время звонила ваша жена.
– Все это хорошо, но сейчас штрафует не суд, а инспектор. Он может выслушать аргументы водителя, иногда разумные, иногда нелепые, и спокойно составить протокол.
– Во-первых, не по всем нарушениям решение о наказании имеет право принимать инспектор. Во-вторых, его слово не является последним. Так что не теряйте время. Протокол вполне может оказаться “слабым звеном”. Самое главное при его составлении – никогда не соглашайтесь на приглашение инспектора сесть к нему в автомобиль для заполнения всех бумаг.
Это известный способ психологического давления на вас, цель которого одна – склонить к добровольному признанию вины. Оставайтесь за рулем своего автомобиля. Когда вам принесут протокол, постарайтесь правильно его заполнить. В этом заключается ваша самая главная защита.
А вот отказываться от подписания протокола не следует – это лишь сыграет против вас.
– Но в протоколе есть всего два места для подписи нарушителя, а в книге вы утверждаете, что подпись необходимо ставить в четырех местах.
– В этом-то и смысл! Во-первых, вы должны удостоверить своей подписью, что инспектор ознакомил вас с правами и обязанностями. Кто из гаишников так делает? Этот факт нужно обязательно указать в протоколе и заверить первой подписью.
Далее вы должны изложить свои пояснения, о которых мы с вами уже говорили, и заверить второй подписью. Если в вашем автомобиле есть пассажиры, смело вносите их в графу “Свидетели”. Утверждения гаишников о том, что это заинтересованные лица, являются голословными.
Учтите, свидетелями согласно Административному кодексу в этом случае могут выступать ваши сослуживцы, родственники и даже жена. Если свидетелей нет, укажите и это… Под графой “Свидетели” поставьте третью подпись. А четвертой вы засвидетельствуете тот факт, что копию протокола получили на руки.
И обязательно проследите, чтобы в незаполненных графах стояли прочерки. Помните: правильно заполненный протокол – ваш сильнейший козырь в дальнейшем оспаривании решения инспектора.
http://www.facts.kiev.ua/
Источник: http://autotime.in.ua/saditsya-v-mashinu-dps/
Нужно ли садиться в машину ДПС? – Юридическая поддержка автолюбителя
Как это обычно бывает? Вас остановил инспектор ДПС: сначала представился, потом попросил предъявить документы, затем сообщил о нарушении вами Правил дорожного движения и, наконец, предложил пересесть в его машину. А надо ли?
Право или обязанность?
Сотрудник ГИБДД обязан подойти к водителю после остановки автомобиля. Выходить из своей машины, даже если была такая просьба со стороны автоинспектора, в обязанности водителя не входит. Такая обязанность возникает только с момента составления инспектором:
– протокола о задержании (ст. 27.4.1 КоАП РФ);
– протокола об отстранении от управления транспортным средством (ст. 27.12 КоАП РФ);- протокола досмотра автомобиля (ст. 27.9 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 70 Административного регламента (Приказ № 185 МВД РФ от 2 марта 2009 г. ) сотрудник ГИБДД вправе предложить водителю выйти из своей машины в случаях:
– необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;- наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния (то есть когда имеются достаточные основания полагать, что водитель пьян);- для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;- для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;- когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;- когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
В Приказе № 185 нет ни слова о принудительном исполнении просьбы выйти из своего автомобиля. Инспекторы ДПС часто убеждают водителей в законности своих требований покинуть машины для составления протокола, зачастую настаивая на том, что отказ водителя подпадает под действие части 1 статьи 19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции».
Это совсем не так. 28 февраля 2013 года Верховный суд РФ постановил, что водители не обязаны выходить из машины для составления протокола сотрудником ГИБДД (Дело № ФКПИ 13-58).
Из решения суда следует, что сотрудник ДПС не может обязать водителя выйти из машины, а в праве только предложить это сделать.
«Речь идет не о распоряжении либо требовании сотрудника (полиции), являющемся обязательным для участника дорожного движения, а о наличии у сотрудника права предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства, когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, – указано в решении суда. – Соответственно, не вытекает из оспариваемой нормы и безусловная обязанность участника дорожного движения исполнить такое предложение».
Довод о том, что за отказ выйти из машины возможно привлечение водителя к ответственности по статье 19.3 КоАП, высокий суд назвал «ошибочным».
Что касается просьбы сесть в автомобиль инспектора ДПС, то на нее вполне можно ответить отказом, за исключением случая, если водителю сообщили о плане-перехвате. Тогда нужно вести себя спокойно и вежливо, не проявляя ненужной агрессии. Водитель может попросить инспектора предъявить документы, но затем следует выполнить требования сотрудника полиции.
Если же речь идет о составлении протокола об административном правонарушении, то в законодательстве место для оформления такого протокола не оговорено. Многие считают, что обычно сотрудник ГИБДД использует такое приглашение как психологический приём.
Однако водитель может отказаться от составления протокола в автомобиле инспектора, ссылаясь на пункт 35, согласно которому «Действия по оформлению процессуальных документов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 109, 131, 187, 193, 216 настоящего Административного регламента, должны осуществляться на месте совершения (пресечения) административного правонарушения.
При этом допускается их оформление в служебном помещении стационарного поста дорожно-патрульной службы, салоне патрульного автомобиля».
Слово «допускается» здесь ключевое. Императивом оно не является.
Согласно закону, водителя могут заставить сесть в машину инспектора только в случае задержания или ареста. Других оснований для того чтобы усадить его в патрульную машину, у инспекторов нет.
В соответствии с пунктом 197 Административного регламента задержанному лицу должны быть зачитаны его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, по данному факту вносятся соответствующие записи в протокол о задержании.
Психология или предубеждение?
Зная, что вы имеете право оставаться в своей машине, можете выбирать, что же делать, если инспектор все-таки просит вас пересесть в его машину. Инспекторы ДПС любят, когда с ними разговаривают по-человечески. Если вы не хотите тратить время на препирательства, и вам не сложно покинуть свою машину, то можете подчиниться. И не торопитесь – будьте предельно внимательны, читая протокол.
Раньше на форумах регулярно встречались комментарии, в которых говорилось, что частенько сотрудники ГИБДД превышают свои полномочия в корыстных целях, приглашая водителя к себе в автомобиль для разговора, чтобы побыстрее разрешить вопрос о правонарушении, фактически принуждая к даче взятки. И что разговор сотруднику ДПС проще вести в своем автомобиле, где можно без свидетелей договориться о «решении вопроса» без протокола, причем доказать незаконные действия инспектора вы не сможете.
Появление видеорегистраторов в корне изменило ситуацию. Первыми вооружились такой техникой автолюбители. Очевидно, что при наличии такого прибора в вашем автомобиле сотруднику автоинспекции не захочется «договариваться» под запись.
Но постепенно видеорегистраторами оснащаются все патрульные машины, и любой разговор с инспектором там тоже будет записан. При попытке «откупиться» вы не только заплатите за нарушение ПДД, но еще рискуете свободой.
Ведь ваши действия наверняка будут квалифицированы, как дача взятки должностному лицу.
Источник: http://stareishina.com/topic/7007-nuzhno-li-saditsia-v-mashinu-dps/
Обязан ли водитель садиться в машину ДПС? Где составлять протокол?
Когда на дороге нас останавливает сотрудник ДПС, от него нередко можно услышать фразу: «пройдемте в патрульную машину для разбора нарушения». Остается загадкой, на что рассчитывает инспектор, предлагая такой вариант развития событий. Либо он решил составить протокол задержания, либо немного подзаработать.
В последние годы, водители стали более грамотными и юридически подкованными.
Этому способствует развитие средств массовой информации, которые имеют огромную базу, отвечающую на все вопросы касательно представителей ГИБДД, а в частности садиться или нет в патрульную машину? Сегодня в этом нам помогут разобраться наши автоинструкторы.
Чтобы не быть голословным, обратимся к законам РФ. «Приказ МВД РФ №185 от 2 марта 2009 г. об Административном регламенте» гласит, что:
«п. 70.
Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства»
На основании вышесказанного делаем вывод — сотрудник ДПС может только предложить водителю выйти. Получается, что просьба пересесть в патрульную машину остается правом владельца авто, а никак не его обязанностью. Но на этом вопрос не может быть закрыт.
Все дело в том, что такие рассуждения работают, когда инспектор пытается превысить свои должностные полномочия и решил подзаработать на вас; инспектор не сформулировал четкой причины остановки; инспектор не может сообщить вам, на каком основании он предъявляет требование «выйти из автомобиля»; вы абсолютно уверены в своей невиновности и имеете видеосъемку маршрута движения или пассажиров-свидетелей, способных подтвердить факт неправомерности обвинения.
Нужно разграничивать понятия «выйти из машины» и «пересесть в автомобиль ДПС». Это совершенно разные вещи. «Выйти из машины» вы обязаны, если совершили нарушение ПДД и у инспектора имеются на это доказательства.
В этом случае водитель обязан подчиниться и покинуть свой автомобиль, чтобы присутствовать при составлении надлежащих процессуальных документов, т.е. протокола.
Основаниями для выхода из транспортного средства являются:
«п. 70.
а).
необходимость устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов; наличие у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния; проведение в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах; проведение личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза; участие водителя в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции; поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника» Приказ МВД РФ №185
Ни для кого не секрет, что сотрудники ДПС часто пользуются своим служебным положениям в корыстных целях. Любому водителю хочется как можно быстрее закончить разборки с властями и отправиться дальше по своим делам.
Подобные темы гаишникам удобнее обсуждать без свидетелей, на своей территории — в машине ДПС. Так проще спровоцировать владельца авто на дачу взятки, поэтому мы так часто встречаем фразу «пройдемте в патрульную машину».
Но по правилам случиться это может только, когда происходит административное задержание водителя на законных основаниях. При этом:
«п. 70.
Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения: в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
п. 197. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании» Приказ МВД РФ №185
Итак, необходимо подвести итог под нашими рассуждениями.
Скажем просто, если вы не виноваты в нарушении ПДД и есть тому доказательства, если инспектор не может дать четкую формулировку причины вашего «выхода из автомобиля» — этого делать не стоит, и уж тем более садиться в патрульный автомобиль. А вот если у сотрудника ДПС есть вески причины, то тут никуда не денешься, придется проследовать в сине-белое авто и оформить нарушение.
Зачем гаишники просят сесть в автомобиль?
Нет, водитель имеет право не просто отказаться пройти в машину ДПС, но и не обязан выходить из собственного автомобиля. Документы для проверки можно передать через открытое окно.
В качестве подтверждения обратимся к пункту 93 Приказа МВД №664. В нем сказано, что инспектор может предложить водителю пройти в патрульный автомобиль для составления протокола.
Это означает, что автолюбитель не обязан выходить из собственной машины — в случае отказа в 2018 году ему ничего не будет.
В сети появлялась информация, что водителей обяжут присутствовать при составлении протокола в машине ДПС. Но власти нашей страны не пойдут на создание такого указа, поскольку активно процветает коррупция, и иногда сотрудники ГАИ предлагают пройти в их автомобиль с корыстной целью:
- В их автомобиле отсутствуют свидетели, которые находятся в машине водителя. Это позволяет “давить” на нарушителя.
- В автомобиле ДПС водители чувствуют себя неуверенно, поэтому часто сами предлагают деньги взамен составления протокола.
Как и где составлять протокол?
Для начала отметим, что присутствовать при составлении протокола водители не обязан. Он может ожидать документа в своем автомобиле.
А вот сотрудник ГИБДД вправе составлять протокол где хочет — хоть в патрульной машине, хоть на бордюре или на коленках.
После составления документ передается водителю, который должен внимательно ознакомиться со всеми пунктами и только после этого ставить подпись.
Действия водителя
Итак, представьте ситуацию. Вы знаете свои права, а остановивший вас гаишник требует (даже не просит) пройти в его автомобиль для составления протокола. В этом случае укажите инспектору на два момента:
- Вы не обязаны покидать автомобиль без законных причин (проведение досмотра, устранение технических неисправностей авто) и, тем более, садиться в патрульную машину.
- Садиться в патрульную машину вы обязаны только при задержании, а на него нет основания. Если есть, то сначала пусть будет составлен протокол задержания.
Не бойтесь показывать свои знания о законах. Будьте уверены в своих словах и не поддавайтесь на провокации. Если инспектор начинает угрожать или оскорблять, демонстративно включите камеру на телефоне и начните снимать это не запрещено. Это сразу собьет спесь с инспектора, который открыто нарушает ваши права.
Обязательно запишите номер жетона инспектора и удостоверения. Скажите, что будете жаловаться его начальству или сразу в прокуратуру. Если таких жалоб наберется несколько штук, то по голове инспектора за это не погладят. Конечно, вы можете пройти в патрульный автомобиль, если есть желание. Но помните, что делать это необязательно.
Будьте аккуратны, удачи. В следующей статье мы расскажем о разнице между осмотром и досмотром автомобиля и правилах их выполнения.
Источник: https://avto24.pro/article/obyazan-li-voditel-saditsya-v-mashinu-dps.html
Нужно ли выходить из автомобиля, когда вас остановил инспектор?
Существует несколько форм типичного поведения водителя в такой ситуации.
Одни сразу же выходят из машины и направляются к инспектору, другие вальяжно сидят в автомобиле чуть приоткрыв стекло, а третьи не дожидаясь представления инспектора сразу же начинают признаваться во всех совершенных правонарушениях.
Каждая такая форма остается на усмотрение водителя и позволяет инспектору (как хорошему психологу) выстраивать дальнейшие взаимоотношения с вами согласно сделанному вами же шагу.
Итак, главный вопрос: а нужно ли выходить из автомобиля? Обратимся к документу, регламентирующему права и обязанности инспектора — к Административному регламенту (Приказ № 185). В пункте 70 которого сказано следующее.
П. 70. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
- а) выйти из транспортного средства в случаях:
- — необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
- — наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
- — для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
- — для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
- — когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
- — когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;
- б) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
Как видно из текста документа, инспектор вправе предложить, но уж никак не вправе требовать выйти из автомобиля! Этим правом действительно многие пользуются, особенно в случае нарушения ПДД, и на предложение инспектора «Пройдемте на пост (или в патрульный автомобиль) для составления протокола» отвечают: «Я подожду в машине.»
Что творится в голове у остановившего вас инспектора, никому неизвестно, а потому такое заявление водителя может обернуться против него самого.
Изучая судебную практику, можно сделать следующие выводы о дальнейших последствиях.
Первый вариант — самый благоприятный. В отношении вас был составлен протокол на то самое незначительное нарушение, и вы спокойно продолжаете путь.
Во втором варианте будет все то же самое, однако бланк протокола намеренно будет заполняться намного дольше обычного. Тем самым инспектор покажет свое превосходство над ситуацией.
Третий вариант можно назвать дополнительной местью. Вы превысили скорость на 20 кмч, а в дополнение будет составлен протокол за тонировку и непристегнутые ремни. Стоит отметить, что к таким вещам инспекторы прибегают крайне редко.
Третий вариант самый опасный и включает в себя дополнительные якобы совершенные нарушения, и здесь можно ожидать все что угодно. Как правило, после разговора с инспектором на повышенных тонах может произойти следующее.
Водитель сидит в своем автомобиле или стоит рядом с ним, неторопливо потягивая сигаретку в ожидании, когда инспектор сам принесет протокол. А инспектор в это время составляет протоколы за отказ от прохождения медицинского освидетельствования.
Таких случаев очень много! «Как же понятые?» — спросите вы. Здесь все очень просто. Пока вы находитесь в режиме ожидания, инспектор останавливает понятых. Далее стандартная фраза: вон там видите водитель, вот он отказывается от прохождения медосвидетельствования.
Подпишите здесь и свободны.
Хорошо, если удастся потом отыскать понятых, хотя и это не панацея от лишения прав, хорошо, если в суде удастся доказать отсутствие факта отказа, а если нет?!
За своими документами, находящимися в руках инспектора, действительно нужно пристально следить, чтобы потом не оказалось, что вы их не передавали, и чтобы не оказались в ситуации, описанной выше.
Выходить или не выходить из своего автомобиля остается на ваше усмотрение. Будьте внимательны, особенно сейчас, когда у инспектора есть права и обязанности, позволяющие превышать полномочия, а у водителя есть только обязанности, в то время как его права мало кого волнуют.
Удачи на дорогах!
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/auto/articles/38043/