“А что будет, если на полном ходу вперед врубить заднюю передачу?” – вопрос, который мучает многих любопытных автомобилистов. Причем особо дотошные интересуются, что будет как на “автомате”, так и на “механике”. По ряду причин, конечно же, сам это никто проверять не хочет, ведь результат никому не известен, а тачку жалко.
Не буду томить, погнали!
Включение задней передачи на автомате при движении вперед
Начал с “автоматов” я не случайно, ведь они максимально напичканы электроникой. Кстати, под “автоматами”, в данной статье, я подразумеваю все современные автоматические коробки – гидротрансформаторы, роботы, вариаторы.
Несмотря на разную конструкцию, управляет ими электроника, а значит именно она принимает конечное решение, а не пилот. Для тех, кто несколько удивлен, отмечу, что у значительного количества автоматов селектор выбора передач вообще механически никак не связан с трансмиссией.
Вы с таким же успехом могли бы нажимать клавиши, отвечающие за режимы, а не дергать брутальный рычаг АКПП.
Те, кто сами пользуются одной из “автоматических” коробок, могли не раз замечать, что на ходу перевести селектор в “R” не получается, он просто не переводится. Для его разблокировки требуется полная остановка и нажатая педаль тормоза. На электронных селекторах “R” порой можно выбрать, но самого включения в коробке не произойдет.
По автоматам вывод однозначный – масса датчиков и умная электроника не позволяют вам уничтожить коробку неправильным режимом.
Включение задней передачи на механика при движении вперед
Если с “автоматами” все однозначно, то с механикой дела обстоят куда сложнее. Ввиду того, что сам производитель отдает “коробку” на откуп пилоту, выбор неправильной ступени возможен. НО с задней передачей, в отличии от передних, есть ряд особенностей.
Дело в том, что в большинстве механических коробок реверс – это прямозубые шестерни, которые смыкаются не за счет муфты (как на передачах вперед), а за счет сдвига одной из шестерней до полного их совмещения.
Такая конструкция лишена синхронизатора, ведь нет потребности в поэтапном вращении в одном направлении (как на передачах вперед).
Задняя передача – это единственная передача, которая включается исключительно при полной остановке.
Теперь представьте: вращение двигателя направленно в одну сторону, и на “передних” передачах колеса вращаются в перед.
При попытке включить заднюю передачу на ходу, колеса по-прежнему движутся в перед, а вот действия водителя “вынуждают” часть механизма коробки включить задний ход.
В результате получаем дичайшую рассинхронизацию в частоте и направлении вращения шестерней задней передачи и попытки их зацепления путем перекрытия.
Говоря простым языком, хрен там получится впихнуть заднюю при движении вперед. Надо быть жестоким качком, чтобы две прямозубые шестерни заставить сцепится, причем движущихся не в унисон. На практике вы сможете наблюдать, что задняя просто не включается, издавая при этом неприятный скрежет.
Далеко не самый худший вариант
А что будет, если ее таки удастся впихнуть?
Включить ее, не раздолбав зубья задней передачи, не получится. Одна шестерня должна “вытормозиться” о другую. Если включение удастся до полного срезания всей ширины зубчатого зацепления и сцепление будет мгновенно отпущено – скорее всего, колеса ведущей оси “стопорнутся”. Достоверной информации об это практически нет, ведь в 99% случаев ее включить никому не удавалось.
Итоги
Честно говоря, это одна из немногих тем, которая была безумно интересна и для меня. Как видите, на автоматах заложенные производителем настройки не позволяют как случайности, так и злому умыслу “поглумиться” над коробкой.
Механика же не в силах себя спасти от идиота, но ввиду конструктивных особенностей не даст себя угробить при первой же нечаянной ошибке.
Я порекомендовал бы не экспериментировать, ведь с “разваленным карабасом” уже никуда уехать не удастся!
Источник: https://veddro.com/2016/11/chto-budet-esli-na-hodu-vklyuchit-zadnyuyu-peredachu/
Что случится если включить заднюю скорость на полном ходу
Вероятно, многие слышали утверждение, что неопытный водитель на ходу может врубить заднюю и угробить коробку «в хлам». Страшная картина разрыва трансмиссии и непоправимого ущерба автомобилю предстает перед глазами.
А если ненароком на полном ходу поставить рычаг в положение «R»на коробке автомат, то последней одна дорога – на свалку.
Соответствует ли это предположение действительности?Выясним что произойдет, если провести такой эксперимент на движущемся транспорте с разными типами трансмиссий.
Содержание
- Механическая коробка (МКПП)
- Автоматическая коробка (АКПП)
Механическая коробка (МКПП)
На механической коробке нельзя случайно включить обратную передачу в движущемся автомобиле. Во-первых есть ограничители на рычаге: требуется нажатие на рычаг или поднятие пальцами кольца.
Во-вторых устройство механической коробки позволяет включить передачу только когда соединяемые шестерни не вращаются друг относительно друга. То есть когда машина остановлена.
Попытка включения задней передачи на переднем ходу приведет к хрусту коробки и выталкиванию рычага в нейтральное положение. Шестерни не могут прийти в зацепление и отталкиваются друг от друга.
Есть небольшая вероятность включения обратной передачи при движении вперед, если коробка изношена, а у шофера сил немерено.
Тогда двигатель просто заглохнет, либо колеса будут шлифовать назад, пока машина катится по инерции вперед.
Обратите внимание, что не следует специально пытаться включать заднюю на автомобиле, который едет вперед! Это может привести к сколам зубцов шестерен коробки и преждевременной поломке.
Автоматическая коробка (АКПП)
Рассмотрим как отреагируют разные виды гидромеханических коробок передач:
- Классический вариант АКПП имеет от трех до пяти передач, которые переключаются стальным тросиком. Разработчики внедрили блокировку рычага от включения«R»во время движения.Включение обратной передачи – заблокировано, значит коробка не пострадает.
- Современный вариант более автоматизирован. Отсутствует механическая связь рычага и механизмов коробки. Рычаг здесь выступает в роли джойстика – подает команды на блок управления АКПП, который включает передачи электрическими приводами. Если в движении поставить рычаг в положение «R», сработает защита и «умный» электронный блок включит нейтральную. Автомобиль по инерции продолжит движение и никаких последствий.
Большинство водителей со стажем имеют представление об устройстве и функциях современных коробок передач. Всё же многие задумываются, что произойдет при включении обратной передачи в движении. Поломается ли коробка, как поведет себя автомобиль. Слухи о катастрофических последствиях таких действий сильно преувеличены.
На движущейся машине включить реверс – нельзя. АКПП защищена от этого программой управления, а в механической КПП шестерни отталкиваются,не зацепившись. Тем не менее чрезмерные попытки включения обратной передачи механической коробки на ходу приведут к сколам на зубцах шестерен. Поэтому не стоит проверять таким образом свой автомобиль.
Источник: https://avtoelektrik-info.ru/sovety/chto-sluchitsya-esli-vklyuchit-zadnyuyu-skorost-na-polnom-hodu
Включил заднюю передачу на скорости – ЧТО БУДЕТ? Разберем автомат (АКПП) и механику
Сейчас очень много мифов по поводу задней передачи на скорости. Мол если ее включить на скорости — то все, хана наступит коробке передач и она прикажет долго жить.
А АКПП так вообще сразу превратиться в груду металла и ее можно сразу будет выкидывать! Так ли это на самом деле и что будет, если попробовать исполнить эти маневры на скорости? Читайте и смотрите видео в конце, однозначно будет интересно …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
- Механика (МКПП)
- Автомат (АКПП)
- Что делать, как себя вести
- ВИДЕО ВЕРСИЯ
У опытных водителей этот вопрос не вызывает никаких эмоций, все потому что они знают что в современных коробках ничего страшного не случиться. А вот у новичков, если они попытаются или включат, задний ход на скорости случается сразу паника (особенно если это АКПП). В общем, не буду ходить вокруг да около, разложу по двум основным трансмиссиям.
Механика (МКПП)
Для того чтобы понять что вы — не убьете свою механическую коробку передач, нужно просто попробовать на ходу включить заднюю передачу.
Раздастся просто оглушительный хруст, причем передача никак не захочет включаться. Сколько раз бы вы ее не пытались установить.
Все дело в том, что рычаг на механике жестко связан с вилкой (вилками) переключения передач. При движении вперед валы (первичный и вторичный, возможно и промежуточный) вращаются в определенную сторону.
Чтобы включить задний ход, нужно заставить их вращаться в другую, абсолютно противоположную (что сделать – возможно), НО очень сложно! Только после полной остановки, сделать это легко и просто и они пойдут в другом направлении.
Еще такой момент у задней передачи нет синхронизатора (по сути, он ей не нужен), а поэтому передача включается только из стоячего положения. Поэтому и будет раздаваться дикий хруст.
Автомат (АКПП)
Здесь также ничего страшного не произойдет.
Не стоить верить «чудо-мастерам» на СТО которые вам говорят — что все, ПИПЕЦ, пропало! Один раз включил заднюю передачу на скорости, пусть даже не большой и АКПП на замену.
Вы сами-то в это верите? Если бы на самом деле все было именно так, тогда это была бы любимая коробка все мастерских, но обычные водители ее бы возненавидели, ибо ремонт просто – «ЗОЛОТОЙ».
Расскажу как есть. Сейчас стоит различать два типа гидротрасформаторых автоматов:
- Старый тип. Зачастую бывают с тремя, четырьмя передачами (редко пять). У них переключения передач происходят при помощи специального тросика. Поэтому что не повредить конструкцию на ходу, конструкторы придумали блокировать рычаг, когда вам хочется включить «R». Вы просто не сможете это сделать, тем самым уберегая трансмиссию от разрушения
- Новый тип. Здесь больше автоматики и электроники, зачастую рычаг жестко не привязан к АКПП, а все приказания, которые вы отдаете (при его помощи) выполняют специальные электроприводы. Таким образом, на скорости если вы воткнете заднюю, то трансмиссия обозначит это как не правильный алгоритм, начнет защищать себя от таких действий, перейдя в нейтральный режим (хотя на панели будет гореть «R»). И НИЧЕГО НЕ ПРОИЗОЙДЕТ. Вы просто будете катиться и все.
Однако если вы заметили что воткнули заднюю, на современном автомате вам нужно правильно выйти из этой ситуации.
Что делать, как себя вести
Собственно нет каких-то сложных алгоритмов, однако стоит помнить кое-что:
- Если заметили, что включена «R» не стоит газовать
- Не переключайтесь сразу в «D» это чревато!
- Вам нужно остановиться и уже после полной остановки переключиться на «DRIVE»
- Почему нужно делать именно так, а не сразу перевести с «R» на «D»? МЫ уже поняли что в современных авто при такой ошибке включается нейтральная, на которой катиться можно, но из нее не стоит включать DRIVE
- Все дело в гидротрансформаторе (сейчас будет утрированная информация чтобы просто понять принцип), у него есть две крыльчатки: первая соединена с мотором, вторая с трансмиссией.
Когда вы двигаетесь вперед, тогда от одной передается давление масла другой, то есть пошел крутящий момент. И на скорости они вращаются одинаково.
Как только вы включаете «N» (или в нашем случае «R») то автомат расцепляет связь, крыльчатки начинают вращаться с разными оборотами.
Если подать резко давление (то есть включить «D») то оно может повредить части этих турбин, поэтому его нужно сначала выровнять (остановиться), затем трогаться (думаю, понятно объяснил).
Сейчас видео версия смотрим
Думаю многие мне зададут вопрос про вариатор и робот – а как дело обстоит с ними? Здесь все просто — у них вы вообще не воткнете заднюю передачу на скорости, по аналогии со старой АКПП. Все дело в том, что у них такие конструкции которые уберегают он не правильных действий начинающего водителя.
НА этом заканчиваю, думаю было полезно, читайте наш АВТОБЛОГ, подписывайтесь на канал.
Источник: http://avto-blogger.ru/trans/vklyuchil-zadnyuyu-peredachu-na-skorosti.html
Можно ли на скорости включить заднюю передачу и что из-за этого будет?
Страшные истории про водителей, убивших свои автомобили при случайном переключении коробки на задний ход, помнятся до пенсии. О том, правда ли это, рассказывает автомобильный эксперт, капитан раллийной команды «Газ-Рейд Спорт» Вячеслав Субботин.
Как только молодой водитель впервые садится за руль и берется за рычаг коробки передач, наставники и инструкторы буквально бьют его по рукам за каждую оплошность и бывают правы. Ведь неправильное переключение может привести к серьезным поломкам трансмиссии.
Продавить до хруста
Сейчас на рынке много различных трансмиссий. Помимо классических ручных коробок двухвальной системы, есть гидромеханические автоматы, бесступенчатые вариаторы и современные преселективные роботы с двумя сцеплениями. Каждая из этих коробок имеет свои слабые места. Мы же рассмотрим только самые распространенные из них: механическую и автоматическую трансмиссии.
На многих ручных пятиступенчатых коробках положение заднего хода выставлено после высшей ступени. Поэтому практически каждый водитель когда-нибудь да мазал рычагом мимо нужных пазов и на скорости попадал в задний ход.
Обычно это происходит на старых агрегатах с разношенной кулисой без фиксаторов. В попытках переключения с «пятой» на «четвертую» и случается этот казус. Правда, раздается такой хруст и треск, что инстинктивно рука отбрасывает селектор обратно в нейтральное положение.
Кажется, что еще немного — и коробка разлетится на кусочки.
Но в реальности включить задний ход на высокой скорости очень трудно. Дело в том, что механическая коробка конструктивно не приспособлена к этому. Там есть входящий, промежуточный и выходной валы. Зацепление и передача момента реализуется с помощью зубчатых шестерен.
И если вал с шестернями вращается с высокой скоростью в одном направлении, то воткнуть в него другую шестерню, отвечающую за задний ход, невероятно трудно. Зубья будут скрежетать, вырабатываться, даже крошиться, но полноценного зацепления не будет. Для этого необходимо остановить вращение выходного вала и только тогда переводить рычаг в режим R.
Это касается механических коробок без синхронизаторов на заднем ходе и защитных стопорных устройств.
Некоторые коробки сейчас оборудуются синхронизаторами холостого хода. Это хитрое устройство облегчает зацепление шестерен. Но даже с синхронизаторами коробки почти никогда не активируют задний ход случайно. На них ставятся замки, которые нужно продавливать при переводе селектора в R.
Однако в Сети масса роликов, показывающих, что подобное включение возможно.
К примеру, на пикапе Ford с механической японской коробкой видно, как колеса начинают вращаться назад, от покрышек идет дым и корма юзит, пока автомобиль не остановится и не покатится назад.
Для столь эффектного фокуса нужно обладать недюжинной силищей и специально подготовить трансмиссию к представлению, поставив шестерни со сточенными зубьями. Тогда есть вероятность, что они попадут в зацепление.
Но если такой прием проделывать на подавляющем большинстве легковушек, то можно сломать кулису, выкрошить шестерни или погнуть тяги, так и не заставив коробку крутить колеса в обратную сторону. После этого передачи перестанут включаться вовсе. Придется ехать на станцию технического обслуживания.
Можно ли мгновенно сломать автомат?
С автоматическими трансмиссиями ситуация немного иная. Там передача крутящего момента осуществляется за счет планетарных рядов, а они всегда находятся в зацеплении. То есть конструкция коробки позволяет активировать задний ход на высокой скорости. Поэтому производители старались максимально защитить эти трансмиссии от случайного перевода в R.
На селектор ставился стопор, как и на саму коробку. Но при сильном продавливании рычага (на грани поломки) активировать реверс возможно. Тогда вал начинает вращаться в обратную сторону, и дальше все зависит от надежности механики. Если автомат рассчитан на то, чтобы выдерживать большой момент, то он провернет вал в обратную сторону и на высокой скорости. Такие агрегаты обычно устанавливаются на мощные пикапы и внедорожники с продольным расположением трансмиссии и мотора.
А вот у легковых машин автомат рассчитан на меньший момент, и у него при подобных испытаниях на прочность можно повредить механику переключения ступеней.
Если с силой продавить рычаг, то автомат попытается перейти в R, но раздастся хруст и подергивания. Автомобиль продолжит ехать вперед, но коробка будет уже нежизнеспособной.
Дальше прямая дорога в технический сервис на дорогостоящий ремонт. Но так намеренно ломать автоматы могут лишь совсем отчаянные люди.
Однако с появлением электронного управления безопасность автоматов существенно возросла.
Рычаг кулисы уже не имеет прямой механической связи с трансмиссией, а команды на включение того или иного режима отдаются по проводам.
Блок управления получает информацию о работе мотора, о скорости машины и о других параметрах движения и не станет активировать задний ход, даже если рычаг переставить в R. Коробка перейдет в нейтраль.
Источник: http://www.aif.ru/auto/practice/mozhno_li_na_skorosti_vklyuchit_zadnyuyu_peredachu_i_chto_iz-za_etogo_budet
«Если включить заднюю скорость на полном ходу», или 5 автоэкспериментов, над которыми задумывался каждый
Автомобиль – сложная система, в которой все взаимосвязано и которая требует за собой определенного ухода. В баке должно быть подходящее топливо, а в двигателе масло и охлаждающая жидкость и никак иначе.
Но, как говорится, запретный плод сладок, а человеческая любознательность не знает границ.
Так что же будет, если заправить машину чем-нибудь кроме бензина или включить заднюю передачу на ходу? Об этом и не только – читайте далее.
Многие водители как огня боятся попадания воды в топливный в бак. | Фото: info24.ru
Многие водители как огня боятся проникания воды в топливный в бак. Дело в том, что вода несжимаемая и при попадании ее в достаточном количестве в мотор последний приходит в негодность.
Так случается, когда, например, форсируя реку, двигатель засасывает жидкость через воздухозаборник. Однако если залить воду в бензобак, то… ничего страшного не случится.
Она попадет в камеру сгорания в распыленном и виде и мотор просто не заведется.
Если же небольшое количество воды попадет в бензобак к бензину или дизтопливу, то она осядет на дне, так как имеет большую массу. Однако, все не так уж безобидно. Вода в бензобаке может повредить топливный насос, а в зимний период при ее замерзании вполне возможно появление ледяных пробок в топливопроводе.
2. Что будет, если попытаться на ходу включить заднюю передачу
На самом деле, включить заднюю передачу на ходу невозможно. | Фото: 1.assets.klops.ru
Многим водителям интересно: а что же случится, если на скорости включить заднюю передачу. Поедет ли машина назад или остановится, что будет с коробкой передач и т.д. На самом деле включить заднюю передачу на ходу невозможно. Причем касается это как автоматической, так и механической КПП.
В «автомате» этого не даст сделать электроника. В «механике» же за включение задней передачи отвечают две прямозубые шестерни, которые просто не войдут в зацепление. Если же на механической КПП слишком усердно пытаться включить на ходу заднюю, можно серьезно повредить зубчатые венцы этих шестерен.
Так что лучше не проводить подобных экспериментов за рулем собственной машины.
3. Что будет, если в автомобиль ударит молния
Находиться внутри машины, в которую попала молния – безусловно, сомнительное удовольствие. | Фото: avatars.mds.yandex.ne
Кажется, что попадание молнии в автомобиль – событие весьма маловероятное. Однако, это вполне возможно. Ведь авто сделано из металла, и, находясь на возвышенности, оно будет притягивать к себе молнии.
Находиться внутри машины, в которую попала молния – безусловно, сомнительное удовольствие, тем не менее, это гораздо безопаснее, чем стоять на открытой местности во время грозы.
При попадании молнии, кузов автомобиля исполняет роль клетки Фарадея, не давая электрическому разряду попасть в салон автомобиля.
Справедливо это, однако, не для всех ситуаций. Например, если в салоне есть металлические элементы, соприкасающиеся с кузовом машины, они могут пропустить заряд внутрь.
После удара молнии ток расходится по всему кузову и через колеса уходит в землю.
В автомобиле может сгореть электроника, повредиться краска, лопнут покрышки, так как температура молнии равна 28 000 градусов Цeльcия, велика вероятность возгорания автомобиля. Не такие уж и ужасные последствия, если учитывать всю мощь молнии.
4. Что будет, если ехать на автомобиле без масла в двигателе
Трущиеся поверхности двигателя смазываются моторным маслом. | Фото: i.ytimg.com
В двигателе внутреннего сгорания работает огромное количество трущихся деталей. Чтобы продлить срок их службы поверхности с повышенным трением смазываются моторным маслом, которое формирует между ними защитную пленку. Именно для этого его заливают в двигатель. А как долго сможет проработать мотор без масла?
Такого рода эксперименты проводились уже много раз. Специалисты детально изучили их и выяснили, что в среднем уже спустя 50 км пробега в двигателе начинают происходить неприятные изменения.
Начинают появляться задиры на шейках коленчатого вала и в газораспределительном механизме. И с каждым километром увеличивается вероятность проворота вкладышей коленчатого вала.
Так, уже через 100 км пробега без масла двигатель придет в полную негодность и будет требовать капитального ремонта.
5. Что будет, если залить трансмиссионное масло в двигатель
После таких экспериментов, мотору непременно светит капремонт. | Фото: 3.bp.blogspot.com
Многие водители не понимают разницы между маслом для двигателя и коробки передач. Казалось бы, и то, и другое масло предназначено для уменьшения трения в агрегатах автомобиля. Однако, между ними есть принципиальная разница.
Температура в двигателе гораздо выше, чем в коробке передач. Соответственно моторное масло рассчитано на работу при данных температурах. Если же залить трансмиссионное масло в двигатель, то оно закоксуется от высокой температуры.
После таких экспериментов, мотору непременно светит капремонт.
Источник
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Источник: https://car-day.ru/blog/43012849610/prev
Что будет, если на ходу включить заднюю передачу
Популярные публикации
Включить «задний ход» во время движения вперед теоретически можно на любой машине — что с «автоматом», что с «механикой». А вот последующие за этим актом события будут совершенно разные. Начнем с МКП.
На некоторых современных механических коробках положения рычага одной из высших передач и «задней скорости» расположены рядом и можно случайно при переключении попасть, как говорится, не туда.
Хотя, заметим, на большинстве современных МКП для включения заднего хода требуется снять блокировку — как правило, для этого нужно потянуть вверх специальное «колечко» на рычаге КП. То есть случайное включение тут исключено.
Но существуют и трансмиссии, где ничего подобного нет — просто автопроизводитель рассчитывает на здравомыслие водителя.
Так или иначе, но включить «заднюю скорость» на машине с «механикой», которая едет вперед, теоретически можно. На практике же, при попытке сделать это, из недр машины раздается жуткий треск и скрежет, а рычаг КП вырывается из руки, стремясь в нейтралное положение.
Это вполне объяснимо: включая заднюю на скорости, мы пытаемся ввести в зацепление две шестерни коробки, вращающиеся в разные скорости. На этой стадии опыта большинство пытливых умов в испуге прерывают эксперимент.
Но на самом деле, при наличии изрядной физической силы у водителя, «лысой» резине и достаточно изношенных зубцов у шестерней КП «воткнуть заднюю» на ходу все-таки можно.
При этом ведущие колеса немедленно начнут вращаться в противоположную сторону.
На заднеприводном авто это быстро закончится остановкой машины, а на переднеприводной — мгновенной и полной потерей управляемости со всеми вытекающими последствиями.
Если при этом рульбудет хотя бы слегка повернут от прямолинейного положения в сторону, машина начнет еще и крутиться волчком — продолжая при этом двигаться по инерции вперед. В общем, на дороге лучше не пытаться вытворять такое.
В случае с автоматической КП все произойдет совершенно иначе. Ее селектор можно переводить в положение «R» при движении на любой скорости. Правда, на некоторых моделях авто это сделать не выйдет — электроника заблокирует такое движение селектора АКП.
Но на многих — без проблем. И, как ни странно, ничего с машиной не случится — она продолжит ехать вперед с прежней скоростью. Встроенная в электронные мозги авто «защита от дурака» просто заблокирует эту команду водителя «коробке».
Таким образом, перевод джойстика автоматической КП в положение «R» при движении вперед лишь включит белый фонарь заднего хода в задних блок-фарах и камеру заднего вида — если она имеется, конечно.
На движение задним ходом машина с «автоматом» по-настоящему переключится лишь при полной остановке и нажатой педали тормоза.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Источник: https://polza-sovet.ru/blog/43128641693/prev
Что если ходу включить заднюю. Что будет, если на ходу включить заднюю передачу
Продолжаем публиковать статьи из серии «Что будет если…». Сегодня обсудим – что будет, если кто-либо попробует провести такой опасный эксперимент.
Двигатель вращает колеса через ряд промежуточных звеньев: сцепление, трансмиссию, дифференциал и т.д. С помощью трансмиссии обеспечивается работа двигателя в оптимальных оборотах при разных скоростях движения, а сцепление позволяет отсоединить двигатель от трансмиссии в момент переключения передач.
- Приведем пример классической компоновки:
- После включения задней передачи, ведущий вал будет вращаться в обратную сторону.
- Механическая и автоматическая трансмиссия имеют значительные конструктивные отличия, поэтому совершенно ясно, что, если при движении вперед включить заднюю передачу, – они будут вести себя по-разному.
Автомобиль с механической трансмиссией
Конструкций трансмиссий великое множество, тем не менее, принцип работы можно проиллюстрировать на примере трехвальной коробки передач:
От двигателя (через сцепление) крутящий момент передается на промежуточный вал, на котором находится ряд жестко закрепленных шестерен. И уже с промежуточного вала крутящий момент передается к дифференциалу – на колеса.
Шестерни на пазовом вале, ведущем к дифференциалу, покоятся на подшипниках и свободно (при чем с разными скоростями) вращаются вокруг него.
Иными словами, при заведенном двигателе и нейтральном положении рукоятки КПП – вращаются вал, ведущий от двигателя, промежуточный вал, а также все шестерни. При этом пазовый вал и муфта не вращаются, и крутящий момент на колеса не передается.
Роль муфты заключается в том, чтобы жестко соединить одну из шестерен с пазовым валом (муфта может передвигаться вдоль вала) и начать передачу крутящего момента:
В зависимости от того, какую передачу выбрал водитель, муфта «выбирает» ту или иную шестерню.
Схема 5-ступенчатой механической коробки передач и задним ходом выглядит следующим образом:
- При переключении передач задействуется та или иная муфта, которая, в свою очередь, подключает одну из доступных ей шестерен.
- Задняя же передача реализуется с помощью промежуточной направляющей шестерни, которая вынуждает соответствующую ей шестерню на пазовом вале вращаться в обратную сторону.
- В момент переключения передач шлицы муфты покидают пазы на боковой части одной из шестерен, а затем муфта входит в контакт с другой шестерней.
- Для того чтобы была возможность отсоединить, а затем соединить муфту с шестерней, крутящий момент от двигателя прерывается – выжимается сцепление.
Напомню, что скорость вращения шестерен на пазовом вале – различна. Поэтому для того, чтобы при движении снизить нагрузки на элементы трансмиссии (а также сделать более комфортным управление автомобилем) – придумали синхронизаторы, которые уравнивают скорость вращения муфты и шестерни еще до их зацепления шлицами.
Итак, что же получается? А вот что: при переключении передач скорость вращения муфты
(которая равна скорости вращения ведомого вала) с помощью синхронизаторов синхронизируется со скоростью вращения шестерни
. Более того, так как шестерня заднего хода все время вращается в сторону, противоположную вращению шестерням передач и вращению муфты – шлицы муфты не смогут войти в зацепление с шестерней заднего хода
.
Оба описанных фактора и не позволят включить заднюю передачу при движении вперед – шум обеспечен, но муфта не зацепится, и даже рычаг коробки передач перевести в положение заднего хода физически не удастся.
Но здесь есть еще один важный момент: настойчивыми попытками включить на ходу заднюю передачу можно повредить синхронизатор, муфту или шестерню
– они будут работать при повышенных нагрузках (хотя и безрезультатно).
Для полноты картины стоит сказать, что да, конечно, – в начале, и даже середине прошлого века у легковых авто были коробки передач и без синхронизаторов. Но положения это не меняет – заднюю передачу на ходу включить все равно не получится, а вот вероятность повредить коробку передач – многократно возрастет.
Автомобиль с «автоматом»
- В авто с автоматической коробкой передач роль сцепления выполняет гидротрансформатор (суть его в том, что крутящий момент от двигателя передается трансмиссии не посредством механического соединения, а с помощью вязкой жидкости).
- Важное свойство автоматической коробки передач заключается в том, что для образования различных передаточных чисел задействован один набор шестерней, в то время как у МКПП используются разные наборы.
- Реализуется это с помощью планетарной передачи, у которой передаточные отношения достигаются путем фиксации различных деталей друг относительно друга.
Планетарная передача представляет собой систему, состоящую из нескольких шестерен – сателлитов, вращающихся вокруг центральной шестерни:
Неподвижный |
Ведущий |
Ведомый |
Передача |
Понижающая |
|||
Повышающая |
|||
Понижающая |
|||
Повышающая |
|||
Реверс, понижающая |
|||
Реверс, повышающая |
Переключение передач (фиксация того или иного элемента) осуществляется гидравлической или электронной системой управления.
В обоих случаях на выходном валу АКПП располагается датчик скорости, который в гидравлической системе формируется давление, пропорциональное скорости автомобиля, в электрической – напряжение.
В зависимости от скорости движения авто и загруженности двигателя определяются моменты переключения передач. Кроме того, в выборе передачи участвует клапан выбора диапазона, соединенный с рычагом АКПП и, в зависимости от его положения, запрещающий включение определенных передач.
Иными словами, в АКПП передачами управляет в первую очередь автоматика, считывающая данные с двигателя и вала АКПП. И она не включит заднюю передачу при движении вперед вне зависимости от положения рычага коробки передач
. Максимум, что может произойти – коробка передач перейдет в режим «нейтраль».
Для еще большей надежности, многие современные авто имеют устройство, не позволяющие переместить рычаг селектора АКПП если не выжата педаль тормоза.
Вывод
- На автомобиле с механической коробкой передач (также как и на роботизированной МКПП) включить заднюю передачу при движении вперед не удастся – не хватит сил. А настойчивые попытки это сделать могут привести к необходимости перебирать КПП.
- На автомобиле с автоматической коробкой передач (также как и на вариаторе) это же действо не удастся по той причине, что датчики информируют «мозг» АКПП о направлении и скорости движения, в соответствии с чем и выбирается передача. И пока целы датчики – ни что не заставит «автомат» включить заднюю передачу при движении вперед (а если датчики неисправны – автомобиль не тронется с места).
Итак, вопрос: «что будет если… при движении вперед включить заднюю передачу?» Ответ: не будет ни-че-го!
Продолжаем тему необычных, и в некотором роде, даже глупых экспериментов за рулем автомобиля, которые стали популярны в Интернете. Все эти идиотские тесты на самом деле идут на пользу человечеству, поскольку благодаря таким, казалось бы, бессмысленным экспериментам, порой и происходит прогресс человечества.
Ведь даже глупый ролик может стать для человека поучительным.
И так сегодня из серии научных глупостей предлагаем вам посмотреть видео ролик блогера с каналаAutoVlog, который решил проверить, что произойдет, если при движении на скорости 110 км/час включить в автомобиле оснащенным автоматической коробкой передач заднюю скорость.
Судя по видео, блогер перед началом эксперимента делает вид, что очень сильно нервничает, заявляя публике о том, что он ни разу еще не проводил подобный тест. Неужели блогер решил выехать на дорогу общего пользования и провести эксперимент, ранее не попробовав его на закрытой площадке
Как-то странно. Если этот ролик был бы снят в России, то мы бы не удивились. Но то, что зарубежный блогер решил впервые провести тест на обычной трассе, удивляет.
Вполне возможно, что он реально перед экспериментом попробовал включить заднюю скорость автоматической коробки передач, когда автомобиль двигался на безопасном участке дороге со скоростью 15-20 км/час.
И уже только потом снял ролик на дороге общего пользования, сделав потом вид, что сильно нервничает для зрелищности.
И так что же произошло при включении задней передачи (режим “R”) во время движения машины вперед на скорости 110 км/час? В принципе ничего не произошло.
Единственное что при включении коробки передач в режим задней скорости активировался экран информационно-развлекательной системы, на которую задняя видео камера стала передавать картинку заднего обзора.
Это немного удивило, поскольку во многих автомобилях задний видео обзор включается только при реальном включении задней скорости.
Источник: https://rusmig.ru/what-if-i-turn-the-rear-turn-what-will-happen-if-you-turn-on-the-rear-gear-on-the-run.html
При езде водитель включил заднюю на скорости: что будет с коробкой «механика» и «автомат»
Большинство производителей автомобилей стараются облегчить процесс взаимодействия водителя с коробкой передач. Это утверждение вполне справедливо как по отношению к МКПП (механические коробки), так и АКПП (коробка-автомат).
Также производители оснащают коробки дополнительной защитой от случайных включений, что позволяет избежать аварийных ситуаций в движении и непредвиденных преждевременных поломок трансмиссии.
При этом достаточно часто автолюбители сталкиваются с ситуацией или задаются вопросом о том, что будет, если включить заднюю передачу на скорости. Далее мы рассмотрим, какие последствия могут возникнуть в результате включения задней передачи на МКПП или АКПП при движении авто.
Включение задней передачи на скорости: риски и возможные последствия
Итак, на механических КПП схема переключения передач реализована достаточно просто, а включение задней скорости на большинстве современных авто имеет дополнительную «защиту», которая предполагает необходимость подъема отдельного фиксатора.
На машинах с АКПП селектор движется по разным режимам, причем без нажатия на педаль тормоза рычаг не удается передвинуть. В движении для переключения режимов коробки автомат также требуется нажатие отдельной кнопки на рычаге.
Однако некоторые водители по тем или иным причинам все же умудряются случайно включить заднюю скорость R как на МКПП, так и на АКПП, после чего возникает множество опасений касательно возможных последствий. Давайте разбираться.
При этом другие автолюбители не разделяют панических настроений, так как твердо уверены, что в современных коробках все предусмотрено и ничего страшного не произойдет. Рассмотрим, кто же прав.
- Прежде всего, механика МКПП не позволит просто так включить заднюю скорость на ходу. Если попробовать это сделать, можно услышать сильный треск, хруст и т.п. Однако этот звук никак не означает, что в коробке обязательно и сразу возникла критическая поломка.
В двух словах, рычаг КПП на механике имеет жесткую связь с вилкой (вилками) переключения передач. Также при езде вперед валы коробки (первичный, вторичный, промежуточный) вращаются в одну сторону. После включения задней передачи валы должны вращаться в другую сторону.
На полностью обездвиженной машине задняя скорость включается легко, однако с учетом особенностей конструкции при движении вперед «воткнуть» заднюю скорость предельно трудно, хотя возможно.
Также задняя скорость на большинстве авто не имеет синхронизатора (в нем нет необходимости), так как данная передача включается только на полностью остановленном авто. Если машина будет двигаться, передача зачастую не включится, вместо этого раздается сильный хруст.
Если рассматривать вопрос более подробно, в МКПП при переключении передач скорость вращения муфты, которая равна скорости вращения ведомого вала, синхронизируется со скоростью вращения шестерни.
Именно это и не позволяет включить заднюю передачу при движении вперед. Хруст будет, но муфта не войдет в зацепление, то есть передача не включится. Если же пытаться несколько раз включить заднюю в движении, можно повредить синхронизатор, муфту или шестерню.
- Теперь перейдем к автомату АКПП. Сразу отметим, в этом случае также включение задней передачи не будет означать, что произошла критическая поломка. Прежде всего, существует несколько типов автоматов, которые управляются механически и электроникой.
Старые АКПП имеют тросиковое управление. Для защиты коробки срабатывает блокировка, а обязательным условием для ее снятия при включении задней скорости (режима «R») является нажатие педали тормоза. Другими словами, заднюю включить не получится, не нажав на тормоз.
Современные автоматы управляются электроникой, то есть рычаг (селектор) АКПП не имеет жесткой связи с самой коробкой передач. Другими словами, его перемещение является просто электрическим сигналом, который посылается на исполнительные механизмы.
Получается, даже если водитель включит заднюю на АКПП на скорости, электронный блок, который получает информацию от группы датчиков (датчик скорости, ДПДЗ и т.д.), посчитает такое включение сбоем или ошибкой.
Если просто, коробка переключится в нейтраль «N», причем на панели может гореть включение «R». Получается, задняя скорость попросту не включится, автомобиль покатится на нейтралке. Единственное, если такое произошло, в этом случае нужно правильно действовать дальше.
- В случае, кода водитель замечает, что на автомате включен режим «R», не нужно нажимать на педаль газа. Также не спешите переводить селектор в режим «D», что также может привести к сбоям и ошибкам.
Прежде всего, остановите автомобиль полностью, затем переключитесь в «N» и выдержите небольшую паузу, а уже затем можно переключиться в «драйв» и продолжить движение. Необходимость таких действий продиктована наличием гидротрансформатора в устройстве АКПП.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как правильно эксплуатировать АКПП. Из этой статьи вы узнаете об особенностях использования коробки-автомат, а также на что обратить внимание в рамках эксплуатации агрегата данного типа.
Если сразу после случайного включения задней скорости попытаться перейти обратно на драйв в движении, как уже было сказано выше, фактически, в режим «D» будет переводиться катящийся на нейтралке автомобиль.
Так вот, гидротрансформатор является устройством с двумя крыльчатками, между которыми через масло передается крутящий момент от мотора. Под нагрузками скорости их вращения приблизительно равны.
Если машина просто катится (на скорости включить «N» или по ошибке «R», что также приведет к включению нейтралки), связь трансмиссии и мотора прерывается, крыльчатки начинают вращаться с разными оборотами.
Если резко подключить «D», давление масла возрастет, что может стать причиной повреждений крыльчатки в ГДТ. Именно по этой причине нужно сначала остановить машину, затем переключится с «нейтрали» на «драйв» и только после этого трогаться.
Напоследок отметим, что в случае с вариаторами и роботизированным коробками включить заднюю скорость на ходу также не получиться, так как ее включение не позволит сделать электроника и ряд имеющихся блокировок.
Что в итоге
С учетом вышесказанного становится понятно, что производители авто как с МКПП, так и с АКПП отдельно учитывают вариант возможных ошибок и случайного включения задней передачи. При этом включить заднюю скорость на механике практически невозможно благодаря особенностям конструкции самой КПП.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как ездить на вариаторе правильно. Из этой статьи вы узнаете, как эксплуатировать коробку вариатор, а также что нужно учитывать при использовании коробки вариатор.
Что касается автомата, в данном случае современные типы АКПП под управлением электроники попросту переключатся в «нейтраль» вместо задней скорости. Старые же автоматы с механическим управлением имеют блокировки, которые не позволят переместить селектор в режим «R» без нажатия на тормоз и до полной остановки автомобиля.
Источник: http://KrutiMotor.ru/vklyuchit-zadnyuyu-peredachu-na-hodu-chto-budet/