Почему 92 марка бензина не подходит современным моторам

Каждый двигатель разрабатывается под определенный вид топлива, и если кормить его неправильным горючим, то недалеко до капитального ремонта. Какой вред может нанести АИ 92 современным моторам, рассказывает доцент РГУ Нефти и Газа Леонид Багдасаров.

На рынке достаточно автомобилей, рассчитанных под неэтилированный бензин и спокойно переносящих АИ-92. Однако времена меняются и сходящие с конвейера массовые модели теперь имеют иные требования к сортам горючего. Теперь популярные в нашей стране бюджетные седаны за малым исключением приучены потреблять только бензин с октановым числом не менее 95.

К примеру, АИ 95 предписан для Volkswagen Polo с российскими 1,6-литровыми атмосферниками. Он безальтернативен и для Hyundai Solaris, а так же для новых KIA RIO, Skoda Rapid, не говоря уже о владивостокских «Маздах» и для многих других автомобилей среднего сегмента. Однако не все потребители следуют техническим предписаниям по эксплуатации и по старинке льют в новые машины старое топливо.

Не удивительно, что через несколько месяцев из выхлопной трубы любимой «ласточки» начинает валить черный дым, как предвестник больших проблем с силовым агрегатом. Чадящий мотор требует капитального ремонта, ну а в крайних случаях просто отправляется на свалку.

Непреднамеренный взрыв

«Причиной разрушения деталей двигателя становятся вредоносные детонации, вызванные топливом с низким октановым числом, — рассказывает доцент Леонид Багдасаров. — Определить их просто. На высоких оборотах мотора под нагрузкой раздается звон из-под капота. Создается впечатление, что стучат клапана. Однако тревожные звуки свидетельствуют о совсем иных процессах».

Дело в том, что каждый сорт топлива имеет свои характеристики сгорания. Цифры в именовании топлива говорят о его способности сопротивляться самовоспламенению при цикле сжатия в камере сгорания.

Это называется детонационной стойкостью.

Правильный процесс подрыва смеси предполагает полное сгорание смеси в течение определенного периода времени, в результате чего образуется ударная волна заранее просчитанной силы и выделяется определенное количество тепла.

При штатном подрыве смеси, ударная волна толкает поршень вниз с получением полезного момента, который далее передается в коленвал и в коробку передач.

Обратите внимание

Однако, если в мотор попадает непредназначенное для него топливо, то жди проблем. Бензин с низким октановым числом не выдерживает цикла сжатия и воспламеняется раньше намеченного.

По сути, в цилиндре происходит непредвиденный взрыв, ударная волна многократно отражается от стенок цилиндра и постепенно разбивает механику. А сила ее немаленькая.

Если при нормальном горении смеси вспышка распространяется со скоростью 20-40 м/сек, то при детонационном взрыве уже 1500 м/с.

Ударная волна бьет в поршень, который еще не вернулся в исходное положение, и препятствует его движению. Внутри мотора возникают непредвиденные нагрузки и падает его отдача. Мощность снижается, растет температура и раздается громкий звон из блока цилиндров.

Работа за пределами ненормативных нагрузок опасна для техники. При разборке поврежденных моторов механики обнаруживают внутри исцарапанные стенки цилиндров, оплавившиеся поршни, потерявшие форму шатуны и спекшиеся кольца.

Поэтому лучше поберечь свой мотор и заливать в бак только то топливо, что рекомендовано производителем. Если на крышке горловины написано только АИ-95, то не следует испытывать судьбу и вливать туда 92-й бензин с целью сэкономить 50-100 рублей на одной заправке.

Капитальный ремонт гораздо дороже. 

Зачем повышают октановое число?

Но почему же производители стараются переходить на дорогие сорта бензина?

Руководствуясь требованиями экологов инженеры повышают степень сжатия новых моторов, за счет чего получают прибавку в мощности и благодаря другим системам достигают высокого крутящего момента на низких оборотах при том же потреблении топлива.

Такие двигатели обладают высокой эластичностью и не требуют частого переключения низших ступеней в коробке передач. Как правило, моторы со степенью сжатия выше 10 рассчитаны потреблять только АИ 95 и выше.

Обратите внимание

А вот старые моторы со степенью сжатия ниже 10 вполне обходятся и девяносто вторым бензином.

Важно

Но что же делать, когда по ошибке или по необходимости в бак нового автомобиля был залит АИ-92?

«В этом случае лучше не жать сильно на газ и стараться ехать без активных разгонов», — утверждает Леонид Багдасаров. При щадящих нагрузках мотор может переварить и АИ-92. Главное не раскручивать его свыше 2,5 тысяч оборотов и не повторять такие эксперименты часто. Тогда детонаций можно избежать.

– Россия на пороге крупнейшего после 2008–2009 годов рукотворного кризиса – Где взять деньги ? – Неадекватные чиновники построили неадекватную экономику – Центробанк: На пенсии россиянам скоро не будет денег – Малой, Сухой и Писатель. Чем сражал женщин Роман Карцев – Новая схема мошенничества через терминалы Сбербанка – Вот как можно не по назначению использовать «Кока-колу» – В России отрублена невидимая рука рынка – Минфин предложил порезать пенсии, увеличив расходы на полицию и чиновников – Кремль высказался о новой встрече Путина и Трампа

09:25Май, 27 2018 3789

Источник: http://ru24ru.net/pochemu-92-y-benzin-nelzya-zalivat-v-sovremennie-motori/

Качество бензина, заливаемого в топливный бак

Владельцы автомобилей часто интересуются можно ли заливать 92 бензин вместо 95, а также наоборот, вместо 95-го 92-ой, использовать бензиновое топливо Аи-98. Все дело в том, что горючее нужной марки не всегда бывает на автозаправках, да и стоит 92-ой бензин немного дешевле.

Когда машина эксплуатируется нечасто, разница топлива в цене не имеет большого значения, но если водитель проезжает каждый день не одну сотню километров, экономия при использовании дешевого горючего может быть ощутимой. Только не отразится ли «не тот» бензин на ресурсе двигателя, и многие интересуются, не будет ли в этом случае ухудшений в работе двигателя.

Октановое число

Такой показатель как октановое число (ОК) определяет, насколько двигатель при использовании определенного вида бензинового топлива (БТ) может противостоять детонации. Чем выше число указывается в марке бензина, тем лучше топливо противостоит самовоспламенению, и может использоваться в форсированных моторах с высокой степенью сжатия в цилиндрах.

Сейчас в России применяется три вида БТ – это Аи-92, Аи-95 и Аи-98. До недавнего времени также в ходу был бензин А-76 (еще раньше А-72 и А-66), а марка Аи-80 производится только по заказу.

Но низкооктановое топливо не зря исчезло с заправок: оно не позволяет добиться высокой мощности от двигателя, КПД получается низкий, также содержание токсичных веществ в выхлопных газах не соответствует нынешним нормам экологии.

Последствия заправки автомобиля низкооктановым топливом

Рассмотрим, что может быть, если машину заправить, допустим, бензином Аи-80 вместо 92-го. На топливе с октановым числом значительно ниже рекомендуемого мотор «задыхается», начинает работать заметно хуже:

  • теряется мощность;
  • появляются провалы при ускорении автомобиля;
  • возникает детонация (еще говорят «звенят пальцы»);
  • движок начинает дымить (выходит черный дым из трубы глушителя).

Проехать некоторое расстояние на таком БТ все-таки допускается, если ситуация безвыходная, но долго эксплуатировать машину нельзя. Постоянное применение бензина с низким ОК приводит к весьма плачевным последствиям:

  • разрушаются перегородки поршней, нередко происходит и прогар поршня;
  • залегают поршневые кольца, вследствие чего появляется сизый дым из трубы глушителя, заметно увеличивается расход масла;
  • быстро забивается катализатор;
  • преждевременно выходят из строя свечи зажигания.

Разница между октановыми числами 92 и 95 не такая ощутимая, тем не менее, она есть. Если заводом-изготовителем рекомендовано заливать Аи-95, то нужно придерживаться инструкции, последствия несоответствия марки топлива все равно когда-нибудь проявят себя.

Преимущества 95-го бензина

Если автомобиль рассчитан на использование Аи-92, то и нужно заливать именно эту марку топлива, но некоторые автовладельцы используют 95-ый бензин. От этого негативных последствий не происходит, и даже есть положительные моменты:

  • ДВС работает мягче и тише, более ровно и спокойно;
  • улучшается динамика (правда, незначительно);
  • пропадают провалы, если они были на девяносто втором бензине;
  • машина расходует горючее экономичнее;
  • выхлоп отработанных газов получается более экологически чистым.

Но мнения водителей здесь неоднозначные, нужно учитывать российский фактор – топливо на заправках РФ бывает не лучшего качества, и на АЗС одной и той же компании можно заправиться и хорошим бензином, и откровенным суррогатом.

Когда вместо положенного 95-го постоянно заливают 92-ой бензин, в камерах сгорания быстрее скапливается нагар, могут чаще выходить из строя свечи зажигания, не исключено некоторое сокращение ресурса ДВС.

Кто-то может возразить, что чистого «девяносто пятого» как такового не существует, он получается за счет добавления присадок, но следует отметить, что и чистый 92-ой бензин в природе практически не встречается, в него тоже добавляют присадки.

Теоретически получить «девяносто второй» без добавок можно, только стоить он будет очень дорого.

Последствия заправки 98-ым бензином

Аи-98 – самый высокооктановый бензин, который на сегодняшний день имеется на АЗС в России, он больше рассчитан для использования на спортивных автомобилях, машинах премиум-класса с мощными и технически сложными двигателями.

А можно ли это топливо применять для стандартных авто с обыкновенными атмосферными ДВС? Если транспортное средство рассчитано на БТ Аи-95, хуже от «девяносто восьмого» не будет, опять же, мотор только заработает мягче, улучшится динамика разгона.

Допустимо заливать это горючее и на машинах, работающих на Аи-92, если бензин качественный, ничего плохого не случится.

Совет

Существует мнение, что от горючего с высоким октановым числом могут прогорать выпускные клапана, так как температура в камере сгорания достигает очень высоких значений. В отдельных случаях, действительно, прогар происходит, но только на старых автомобилях, где положено заливать бензин А-76 или Аи-80.

То есть, разница в октановом числе должна быть ощутимой, не менее 12-15 единиц, и еще имеет значение корректировка угла зажигания. В современных двигателях угол опережения выставляется автоматически с помощью датчика детонации, на многих машинах прошлого столетия зажигание приходится регулировать вручную.

Качество топлива

Не всегда решающее значение имеет октановое число, нередко плохое качество горючего заставляет прекращать спор «какой марки бензин лучше». В погоне за прибылью «предприимчивые» автозаправщики добавляют в топливо недопустимые к применению присадки, после заливки в бензобак суррогата:

  • автомобиль практически не едет, иногда и вовсе встает на дороге;
  • забивается сажей катализатор;
  • перестают работать свечи зажигания;
  • засоряются бензиновые фильтры, в том числе и грубой очистки.

Если вы заправили машину суррогатным топливом, не стоит испытывать судьбу и продолжать движение, в первый очередь следует:

  • остановиться, вызвать эвакуатор или дотянуть машину до автосервиса на буксире;
  • слить все содержимое бензобака;
  • промыть топливную систему;
  • провести диагностику свечей зажигания и форсунок.

От некачественного бензина не застрахован никто, но есть ряд правил, выполняя которые, вы меньше рискуете нарваться на подделку, тем самым продлевая ресурс двигателя и деталей топливной системы.

Правила, помогающие избежать заправки суррогатом

Чтобы не встать на дороге по причине заливки в бак плохого бензина, придерживайтесь негласных правил:

  • заправляйте машину на АЗС одной и той же компании, вызывающей у вас доверие;
  • даже если кончается бензин, старайтесь не заливать топливо на мелких автозаправочных станциях вдали от города, бензин сомнительного качества здесь встречается чаще;
  • не ведитесь на подозрительно дешевую цену топлива, хороший товар не может продаваться за копейки.

Чеки, выданные на заправочной станции, нужно сохранять: если после заливки суррогатного бензина выйдет из строя двигатель, их можно предъявить в суде.

При этом следует слить бензин из бака в любую небольшую емкость и отдать ее на экспертизу. При неоспоримых доказательствах вины АЗС суд встанет на вашу сторону, и виновник должен будет оплатить внеплановый ремонт.

Источник: https://avtobrands.ru/kachestvo-benzina-zalivaemogo-v-toplivnyj-bak/

Марки и маркировка бензина

Бензин – сложно вспомнить что-то более привычное для автомобилиста. Ежедневно автомобили сжигают сотни тысяч литров этого топлива, однако мало кто из автовладельцев всерьез задумывался над тем, как его производят, об особенностях состава топлива и других аспектах.

Читайте также:  Подержанная лада веста против иномарок: первые отзывы

Немного терминологии

Как сообщают справочники, бензином именуется смесь лёгких углеводородов разных типов:

  1. Ароматические;
  2. Олефиновые;
  3. Парафиновые и прочие.

Эти углеводороды обладают горючими свойствами. Температура кипения смеси варьируется от 33 до 250 °С, что зависит от применяемых присадок.

Из чего делают бензин

Схема производства бензина

Горючее выпускается на мощностях нефтеперерабатывающих заводов. Сам производственный процесс очень сложен и делится на несколько циклов.

Сначала сырая нефть поступает на предприятие по трубопроводам, закачивается в огромные резервуары, после чего отстаивается. Далее начинается промывка нефти – в нее добавляется вода, а потом пропускается электрический ток. В итоге соли оседают на дно и стенки резервуаров.

  • Во время последующей атмосферно-вакуумной перегонки происходит подогрев нефти и ее деление на несколько типов. Осуществляются 2 этапа обработки:
  • По завершении процесса первичной переработки начинается каталитический риформинг, во время которого происходит очередное очищение бензина и извлечение фракций 92-го, 95-го и 98-го бензина.

  • Фото: aif.ru
  • Это процесс, который еще называют вторичной переработкой, включает 2 основных этапа:
  1. Крекинг – очистка нефти от примесей серы;
  2. Риформинг – наделение субстанции октановым числом.

Видео: Как делают бензин из нефти. Просто о сложном

По окончании данных этапов проходит контроль качества горючего, который занимает несколько часов.

Примечательно, что отечественные заводы (в большинстве) из 1 тонны нефти получают 240 литров бензина. Остальное приходится на газ, дизтопливо, мазут и авиационное горючее.

Что такое октановое число

Эта фраза известна очень многим, однако далеко не все знают, что именно означает данный термин и почему он так важен.

Октановое число – это способность топлива (в том числе и бензина) противостоять самопроизвольному возгоранию под давлением. Иначе говоря – его детонационная стойкость.

В процессе работы двигателя поршень сжимает топливно-воздушную смесь (такт сжатия). В этот момент, когда готовая смесь находится под давлением, может произойти ее самопроизвольное воспламенение еще до того, как свеча зажигания дала искру. В народе это явления называется одним словом – «детонация». Характерным признаком детонации являются шумы в двигателе – металлический звон.

Следовательно, чем выше октановое число, тем выше способность горючего сопротивляться детонации.

Маркировка бензина

На АЗС можно встретить самые разные наименования, не исключая и наиболее привычные для большинства автомобилистов. Обычно бензин маркируется литерами «А» и «АИ». Их расшифровка:

  1. «А» – это обозначение свидетельствует, что бензин автомобильный;
  2. «АИ» – буква «И» означает метод, которым было определено октановое число.

Существует 2 способа определения октанового числа – исследовательский (АИ) и моторный (АМ).

Исследовательский метод – он определяется путем тестирования топлива на одноцилиндровой силовой установке, при условии переменной степени сжатия, частоте вращения коленвала в 600 об/мин, угле опережения зажигания в 13° и температуре воздуха (всасываемого) в 52 °С. Эти условия аналогичны небольшим и средним нагрузкам.

Обратите внимание

Моторный метод – его определение осуществляется на аналогичной установке, однако прочие условия другие. Температура воздуха (всасываемого) составляет 149 °С, частота вращения коленвала равна 900 об/мин, а угол опережения зажигания переменный. Такой режим аналогичен высоким нагрузкам – езда в гору, работа мотора под нагрузкой и т. д.

Следовательно, число АМ всегда ниже, нежели АИ, а разница в показаниях свидетельствует о чувствительности горючего к работе силового агрегата в разных режимах. Примечательно, что в некоторых государствах на Западе октановое число определяется как среднее между значениями «АМ» и «АИ». В РФ же обозначается только более высокое значение «АИ», что и можно увидеть на всех АЗС.

Марки бензина

Чаще всего на отечественных заправочных станциях встречаются следующие обозначения:

  • Бензин АИ-98.  Отличается высоким октановым числом. В отличие от АИ-95, который производится в соответствии с ГОСТом, 98-й выпускается согласно ТУ 38.401-58-122-95, а также ТУ 38.401-58-127-95. В производстве этой марки бензина запрещено применение алкилсвинцовых антидетонаторов. Выпуск данного высокооктанового бензина осуществляется с использованием ряда компонентов – толуола, изопентана, изооктана и алкилбензина.
  • Экстра АИ-95 – бензин повышенного качества, что достигается путем применения присадок антидетонационного типа. Производится из дистиллятного сырья, бензина каталитического крекинга, с добавлением изопарафиновых элементов (ароматических) и газового бензина. В составе нет свинца, что обеспечивает высокое качество бензина.
  • АИ-95 – основное отличие от Экстра АИ-95 в концентрации свинца, которая выше на 30%;
  • АИ-93 – делится на 2 категории: этилированный и неэтилированный. Этилированное топливо выпускается на основе бензина каталитического риформинга (мягкий режим) с добавлением в его состав толуола и алкилбензина, а также бутан-бутиленовой фракции. Неэтилированный выпускается из того же бензина каталитического риформинга (жесткий режим), с добавлением бутан-бутиленовой фракции, алкилбензина и изопентана;
  • АИ-92 – наиболее распространенный на рынке бензин среднего качества, с содержанием присадок антидетонационного типа. Максимальная плотность – 0,77г/смА-923. Может быть как этилированным, так и неэтилированным;
  • АИ-91 – отличается содержанием присадок антидетонационного типа. Это неэтилированный бензин с ненормированной плотностью и определенным процентом свинца в составе;
  • А-80 – состав этого бензина аналогичен таковому у АИ-92. Максимальная плотность – 0,755г/смА-803;
  • А-76 – обычно применяется в сельском хозяйстве. Выпускается этилированный и неэтилированный А-76 с ненормируемой плотностью. В его составе содержатся присадки разных типов (антиокислительные и антидетонационные), прямогонный бензин, а также итоговые продукты коксования, пиролиза и крекинга (термического и каталитического).

Видео: Аи-92 или Аи-95? Разгон до 100км и расход топлива на Mazda Demio (Ford Festiva Mini Wagon)

Многие ищут ответ на этот вопрос, чтобы ненароком не навредить двигателю. В данном случае все просто – требования к топливу указаны в инструкции по эксплуатации конкретного автомобиля, а также продублированы на обратной стороне лючка бензобака.

Если производитель в качестве рекомендуемого топлива указал АИ-95, то заливать нужно именно его, а заправляться 92-м можно только на свой страх и риск.

Однако стоит помнить, что в мануале и на этикетке может быть указано как октановое число, так и марка топлива.

Также в мануале могут быть записаны разные типы бензина. Например:

  1. АИ-92 – допустимый;
  2. АИ-95 – рекомендуемый;
  3. АИ-98 – для улучшения характеристик.

Как видно, заливать в бак необходимо только рекомендуемое производителем авто топливо. Впрочем, использование бензина с более высоким октановым числом никакого вреда двигателю не нанесет.

Ведь чем выше октановое число, тем медленнее скорость горения и больше КПД топлива, что благотворно сказывается на отдаче двигателя, экономичности и других моментах. Как правило, прибавка в мощности и экономичности достигает 7%.

Кроме того, современные машины комплектуются ЭБУ, которые учитывают качество горючего и его октановое число, корректируя настройки.

Это значит, что в бак современного автомобиля с атмосферным мотором необходимо заливать АИ-95 на качественной АЗС. В крайнем случае, допускается АИ-92. Также можно ориентироваться на степень сжатия – если она ниже 10 ед., можно заливать АИ-92. Если выше – только 95-й.

Что касается турбированных двигателей, то для них рекомендуемое топливо – АИ-98 или Экстра АИ-95, но  не АИ-92.

Можно ли смешивать бензин?

Этим вопросом задаются многие. В целом от смешивания горючего с разным октановым числом ничего катастрофического не произойдет, но только если смешивать рекомендуемый бензин с более высоким (по октановом числу).

К примеру, рекомендуемый для машины 92-й смешать с 95-м. Однако понижать не нужно.

Также стоит помнить, что плотность у бензина с разным октановым числом различается, так что его смешивания может вообще не произойти – горючее с более высоким октановым числом просто окажется вверху бака, а с низким внизу.

Важно

В целом, чтобы сохранить двигатель, рекомендуется не экономить, заправляться только на сертифицированных станциях крупных сетей (не франшиза) и лить в бак бензин с октановым числом, рекомендованным изготовителем (но не ниже).

Источник: http://AvtoMotoProf.ru/v-pomoshh-avtomobilistu/marki-i-markirovka-benzina/

Почему 92-й бензин нельзя заливать в современные моторы

Каждый двигатель разрабатывается под определенный вид топлива, и если заправлять его неправильным горючим, то недалеко до капитального ремонта.

Какой вред может нанести АИ-92 современным моторам, рассказывает доцент РГУ нефти и газа Леонид Багдасаров.

На рынке достаточно автомобилей, рассчитанных под неэтилированный бензин и спокойно переносящих АИ-92. Однако времена меняются: сходящие с конвейера массовые модели теперь имеют иные требования к сортам горючего. Теперь популярные в нашей стране бюджетные седаны — за малым исключением — приучены потреблять только бензин с октановым числом не менее 95.

К примеру, АИ-95 предписан для Volkswagen Polo с российскими 1,6-литровыми атмосферниками. Он безальтернативен и для Hyundai Solaris, а также для новых KIA Rio, Skoda Rapid, не говоря уже о владивостокских «Маздах», и для многих других автомобилей среднего сегмента. Однако не все потребители следуют техническим предписаниям по эксплуатации и по старинке льют в новые машины старое топливо.

Неудивительно, что через несколько месяцев из выхлопной трубы любимой «ласточки» начинает валить черный дым как предвестник больших проблем с силовым агрегатом. Чадящий мотор требует капитального ремонта, а в крайних случаях просто отправляется на свалку.

Непреднамеренный взрыв

«Причиной разрушения деталей двигателя становятся вредоносные детонации, вызванные топливом с низким октановым числом, — рассказывает доцент Леонид Багдасаров. — Определить их просто. На высоких оборотах мотора под нагрузкой раздается звон из-под капота. Создается впечатление, что стучат клапаны. Однако тревожные звуки свидетельствуют о совсем иных процессах».

Дело в том, что каждый сорт топлива имеет свои характеристики сгорания. Цифры в именовании топлива говорят о его способности сопротивляться самовоспламенению при цикле сжатия в камере сгорания.

Это называется детонационной стойкостью.

Правильный процесс подрыва смеси предполагает полное сгорание в течение определенного периода времени, в результате чего образуется ударная волна заранее просчитанной силы и выделяется определенное количество тепла.

Совет

При штатном подрыве смеси ударная волна толкает поршень вниз с получением полезного момента, который далее передается в коленвал и в коробку передач.

Однако если в мотор попадает не предназначенное для него топливо, то жди проблем. Бензин с низким октановым числом не выдерживает цикла сжатия и воспламеняется раньше намеченного. По сути, в цилиндре происходит непредвиденный взрыв, ударная волна многократно отражается от стенок цилиндра и постепенно разбивает механику. А сила ее немаленькая.

Если при нормальном горении смеси вспышка распространяется со скоростью 20-40 м/с, то при детонационном взрыве — уже 1500 м/с. Ударная волна бьет в поршень, который еще не вернулся в исходное положение, и препятствует его движению. Внутри мотора возникают непредвиденные нагрузки, падает его отдача.

Мощность снижается, растет температура, и раздается громкий звон из блока цилиндров.

Работа за пределами нормативных нагрузок опасна для техники. При разборке поврежденных моторов механики обнаруживают внутри исцарапанные стенки цилиндров, оплавившиеся поршни, потерявшие форму шатуны и спекшиеся кольца.

Поэтому лучше поберечь свой мотор и заливать в бак только то топливо, что рекомендовано производителем. Если на крышке горловины написано только АИ-95, то не следует испытывать судьбу и вливать туда 92-й бензин с целью сэкономить 50-100 рублей на одной заправке.

Капитальный ремонт гораздо дороже. 

Зачем повышают октановое число?

Но почему же производители стараются переходить на дорогие сорта бензина?

Руководствуясь требованиями экологов, инженеры повышают степень сжатия новых моторов, за счет чего получают прибавку в мощности и, благодаря другим системам, достигают высокого крутящего момента на низких оборотах при том же потреблении топлива.

Такие двигатели обладают высокой эластичностью и не требуют частого переключения низших ступеней в коробке передач. Как правило, моторы со степенью сжатия выше 10 рассчитаны на потребление только АИ-95 и выше.

Но что же делать, когда по ошибке или по необходимости в бак нового автомобиля был залит АИ-92?

«В этом случае лучше не жать сильно на газ и стараться ехать без активных разгонов», — утверждает Леонид Багдасаров. При щадящих нагрузках мотор может переварить и АИ-92. Главное — это не раскручивать его свыше 2,5 тысячи оборотов и не повторять такие эксперименты часто. Тогда детонаций можно избежать.

aif.ru

Реклама

Источник: http://novoshishminsk.ru/news/pozdravleniya/pochemu-92-y-benzin-nelzya-zalivat-v-sovremennye-motory

Какие новые автомобили потребляют АИ-92 – Колеса.ру

Расходы на топливо – первейшая статья расходов после собственно покупки нового автомобиля. Не так давно мы рассчитывали стоимость владения автомобилями первой десятки по популярности и выяснили, что зачастую автомобиль, недорогой в обслуживании и располагающий к дешевой страховке, может сам нивелировать это финансовое преимущество высоким расходом и необходимостью заправки 95-м бензином. И наоборот: иногда более высокая стоимость ТО, ОСАГО и каско не становится причиной выхода стоимости годового содержания на новый ценовой уровень благодаря возможности безболезненно сэкономить на каждом литре бензина. Заинтересовавшись, мы решили выяснить, какие из продающихся новых автомобилей это позволяют.

Начиная это маленькое исследование с премиум-сегмента, можно пропустить мимо ушей несколько традиционных возгласов на тему «Неужели кто-то, покупая машину за 3-5 миллионов, будет думать об экономии бензина?». Да, будет – очень многие покупатели ценят в своем автомобиле умеренный расход и адекватную стоимость ежемесячного рациона. А посему вспомнить неприхотливых представителей «премиума» – вполне актуальная задача.

Однако вспомнить их удалось совсем немного – точнее, всего одного. Разумеется, ждать от современных моторов «немецкой тройки» или «японской двойки» возможности потребления 92 бензина было бы излишне оптимистично.

Но и менее требовательные на первый взгляд «американцы» вроде всех моделей Cadillac и подавляющего большинства Jeep желают видеть в своем баке топливо с октановым числом не менее 91 по американскому стандарту – то есть, эквивалента российского АИ-95. Да-да, даже «мамонты» вроде Grand Cherokee, Escalade и Tahoe предполагают наличие в своих огромных баках 95-го.

Единственным исключением стал Jeep Wrangler, который готов питаться неэтилированным бензином с минимальным исследовательским октановым числом 91.

На фото: Jeep Wrangler ‘2007–н.в.

Средний сегмент

В среднем сегменте машин, позволяющих экономить на бензине по паре рублей с литра, естественно, побольше – здесь класс уже позволяет иметь эту характеристику в числе конкурентных преимуществ. Тем не менее, способность машин переваривать 92-й бензин никто особенно не выпячивает – найти данные о типе топлива, как правило, можно лишь в инструкциях по эксплуатации.

Под капотом Ford Kuga ‘2016–н.в.

Например, есть такие данные у Ford. В руководствах Fiesta, Kuga, EcoSport, Explorer и других четко сказано: используйте неэтилированный бензин с октановым числом не ниже 92. В руководстве Mondeo, имеющемся на сайте, правда, указан американский стандарт AKI с октановым числом 87 – но и он соответствует именно «нашему» АИ-92.

На фото: Ford Fiesta ‘2017

У Honda, в отличие от многих, тип используемого топлива прописан прямо на сайте, в числе прочих технических характеристик. Думается, что отчасти этому поспособствовал как раз тот факт, что это топливо – АИ-92. Бензин класса «Регуляр» рекомендован как для Pilot, так и для CR-V с обоими моторами на 2 и 2,4 литра.

На фото: Honda Pilot ‘2015–н.в. и Honda CR-V ‘2016–н.в.

Другой японский производитель, Mitsubishi, тоже имеет в своем арсенале «всеядные» машины – правда, всего две. Это возрастной, но такой «настоящий» Pajero и куда более свежий Outlander: они имеют в графе «Тип топлива» отметку «АИ-92», в то время как новый Pajero Sport этим бензином уже не удовлетворяется.

На фото: Mitsubishi Pajero ‘2006–н.в.

Схожая ситуация – у Nissan: здесь только в описании бюджетной Almera четко сказано, что заливать нужно неэтилированный бензин с октановым числом 92.

У всех остальных бензиновых моделей в качестве типа топлива скромно указан «бензин», притом руководств по эксплуатации на сайте нет, как и четких рекомендаций в брошюрах.

Важно

Долгие поиски приводят нас к тому, что логично проистекает из этой неизвестности: все остальные модели Nissan предпочитают 95-й бензин.

Под капотом Nissan Almera ‘2012–н.в.

Новости / Авторынок

Новый Приус построен на базе модульной архитектуры TNGA. Модель оснащается бензиновым мотором 1.8 мощностью 98 л.с., электродвигателем, высоковольтной батареей ёмкостью 6,5 А*ч и вариатором. Суммарная отдача гибрида –…

2909 0 0 15.03.2017

Еще интереснее ситуация у Toyota. Здесь рекомендованный тип топлива разнится не только между моделями, но даже в пределах одной модели, оснащаемой несколькими моторами.

Так, Corolla с базовыми двигателями на 1,4 и 1,6 литра можно заправлять только бензином с октановым числом 95 и выше, а вот старший 1,8-литровый мотор может переварить и октановое число от 91. Это выглядит вдвойне интересно на фоне того, что степень сжатия в моторах 1,6 и 1,8 практически одинакова – 10,2 и 10 соответственно.

А вот у Camry ситуация обратная: младшие двигатели на 2 и 2,5 литра переваривают 92-й бензин, в то время как V-образная «шестерка» требует 95-го. Та же ситуация у Land Cruiser Prado: агрегат на 2,7 литра «ест» 92-й, а четырехлитровый мотор – 95-й.

Ну а вседорожники в лице RAV4 и Highlander, возглавляемых Land Cruiser 200, могут потреблять «дешевое» топливо во всех бензиновых исполнениях. Завершая разговор о Toyota, стоит отметить, что и новый Prius тоже экономит деньги не только благодаря гибридной трансмиссии, но и за счет цены горючего.

У Hyundai информацию о рекомендуемом типе топлива найти не так просто. Руководства по эксплуатации представлены не на все модели, но даже те, что есть, иногда не содержат нужных данных. Так, информации о требуемом топливе для Creta в руководстве нет – зато есть данные, например, по Elantra и i30.

Рекомендации разнятся в зависимости от страны эксплуатации: в Европе надо заправляться 95-м, а вне Европы для достижения оптимальных характеристик достаточно применять неэтилированный бензин с октановым числом RON (по исследовательскому методу) 91 / антидетонационным показателем AKI 87 – иначе говоря, наш 92-й.

Соотечественники из Kia чуть более открыты в вопросе того, чем «кормить» их автомобили: для Rio на официальном сайте исчерпывающе указан «неэтилированный бензин с октановым числом не менее 92». Для прочих же моделей вроде cee’d, Optima, Sportage, Venga и так далее нужно добраться до руководства по эксплуатации, чтобы увидеть те же данные, что и у Hyundai.

На фото: Kia Rio ‘2016–н.в.

Бюджетный сегмент

Говорим «бюджетный сегмент» – подразумеваем «Lada»: отечественный производитель уверенно лидирует по части продаж. Столь же уверенно он указывает в технических характеристиках своих автомобилей требования к топливу.

Единственное «разочарование», пожалуй, в том, что самые бюджетные модели при этом не используют самый бюджетный бензин: Granta и Kalina, а заодно 4×4, нуждаются как минимум в 95-м.

Зато с Vesta и Xray ситуация обратная: обе новинки Волжского автозавода с радостью принимают «дешевую диету». Двойственна ситуация с Largus: с восьмиклапанным мотором на 87 л.с. он довольствуется АИ-92, а вот более мощный шестнадцатиклапанный агрегат на 102 л.с.

Совет

уже требует АИ-95. Любопытно еще и то, что на Granta тот же 87-сильный мотор, как мы помним, потребляет 95-й бензин, в то время как у Largus он перенастроен на 92-й.

На фото: Lada XRAY ‘2015–н.в.

Еще один бюджетный автопроизводитель, внимательно относящийся к вопросу сокращения стоимости владения своей продукцией — это Ravon. Здесь никаких оговорок нет вовсе: любой из узбекских автомобилей заокеанского происхождения от R2 до Gentra готов всю жизнь питаться АИ-92 и не подавать никаких признаков недовольства.

Есть «исключения из правила 95» и у некоторых китайских производителей – например, Lifan. Так, новый Solano сотоварищи ездят на 95-м бензине, а вот уже далеко не новый Smily на пару с Cebrium вполне устраивает и 92-й.

На фото: Lifan 720 ‘2013–н.в.

Ну а логичным «финальным аккордом» списка становится продукция Ульяновского автозавода. Было бы весьма странно увидеть в требованиях к содержанию «ветерана» Hunter 95-й бензин – и его там, конечно же, нет. Нет его и в спецификациях для остальных внедорожников: вся бензиновая продукция УАЗ успешно работает на АИ-92.

На фото: УАЗ Патриот ‘2016–н.в.

Подводя итоги

Окинув взглядом список, несложно сделать вывод, что новых автомобилей, способных переваривать 92-й бензин, на рынке отнюдь не большинство. Тем не менее, выбрать тоже есть из чего: если вы ездите очень много и внимательно относитесь к вопросу выбора топлива, возможно, мы немного облегчили вам задачу поиска новой машины.

Кроме того, стоит помнить, что форумы, посвященные абсолютно любой марке, обильно усеяны темами вроде «92 или 95», «Лью 92 и все нормально», «Лью 92, регулярно меняю свечи/катализаторы/поршни и мне нормально» и так далее.

Жаркие дискуссии о том, что «95-го в России нет – это все 92-й с присадками!» не утихают ни на секунду, а потому и итоговый выбор жидкости, заливаемой в бак, как всегда, остается за владельцем.

Источник: https://www.kolesa.ru/article/neprihotlivye-kakie-novye-avtomobili-potreblyayut-ai-92

Можно ли 92 бензин вместо 76 (80)?

Подскажите кто в курсе. Что может случиться с двигателем например бензопилы урал или дружба предназначенной для работы на 76 бензине, если её заправить 92 или 95 .

И что может случиться с ДМ-1 ( мотокультиватор Луч или Нева) тоже в такой ситуации. Визуально никаких особых нет различий. Субьективно-вроде как мощность слабовата и бывает глохнет внезапно.

просто в штиль льём 95 поэтому вроде как в дружбу и в луч тоже не должно повредить.

В двухтактном двигателе – падение мощности и перегрев.
В 4-х тактном то же самое + прогорание выпускного клапана.

Лить надо то, на что рассчитан двигатель. Либо переделывать (увеличивать степень сжатия).

А как эту степень сжатия увеличить?

Andrei 1993 написал :
А как эту степень сжатия увеличить?

Отфрезеровать (опустить) головку цилиндра для уменьшения камеры сгорания.
Естественно нужно сначала правильно рассчитать на какую толщину.

а потом еще подобрать регулировки карбюратора и системы зажигания. по хорошему нужен тормозной стенд.

BECHA написал :
по хорошему нужен тормозной стенд

Обратите внимание

По хорошему да.
Но регулировки карба на низкооборотистом двигле мотоблока, при небольшом навыке, можно подобрать и без стенда. Зажигание тоже. В комплексе это будет гораздо лучше, чем просто лить высокооктановый бензин.

У меня мотоблок уже год после переделки (фрезеровка головы и замена карба) отработал на 92-м. Пока всё в норме. И мощи прибавил.

Добавить на крайняк солярки 10-10%, правда дымить будет, мы при совке так УАЗы авиационным бензином заправляли, другого не было

  • Виталий С написал :
    В двухтактном двигателе – падение мощности и перегрев.
  • В 4-х тактном то же самое + прогорание выпускного клапана.

С чего бы это? Кто нибудь из присутствующих хоть раз видел прогоревший клапан от одноцилиндрового двигателя? Не будет абсолютно ничего страшного, а двигателю это даже на пользу пойдет. Не буду расписывать почему, за меня это уже кто то писал

Бело написал :
Добавить на крайняк солярки

Лучше олифы. Или битума.
В крайнем случае настоять бензин на коровяке.

SERVER77 написал :
С чего бы это? Кто нибудь из присутствующих хоть раз видел прогоревший клапан от одноцилиндрового двигателя?

Да, низкооборотистые дефорсированные движки не так чувствительны к ОЧ. Может быть двигатель и съест высокооктановый бенз без последствий, но хорошего тоже ничего не будет. А если немного доработать, то можно заодно поднять мощность и момент.

Читайте также:  Почему нельзя прогревать двигатель автомобиля

SERVER77 написал :
за меня это уже кто то писал

Вы хоть бы прочитали сначала то, что выкладываете.

если не регулировать зажигание и карбюратор, то заливка вместо 80-го 92-го бензина или даже 95-го не приведет к плохим последствиям… просто двигатель не сможет развить опасных оборотов, а просто зас**т свечу и заглохнет при длительном использовании… а вот в варианте с заливкой низкооктанового топлива последствия не заставят себя ждать – это просто перегрев и повышенный износ поршневой.

Виталий С написал :
Вы хоть бы прочитали сначала то, что выкладываете.

Вроде там доступно все написано, что Вам не понятно?

SERVER77 написал :
Вроде там доступно все написано, что Вам не понятно?

А вы прочитайте внимательно.

Виталий С написал :
А вы прочитайте внимательно.

И я тоже прочитал. Не понял в чём подвох? Да и в начале темы упоминаются в качестве пожирателей бензина Уралы и Дружбы и двигатель ДМ-1. Приговор для всех?

vadim 08355 написал :
Не понял в чём подвох?

Там как раз говорится об опыте использования 92-го (пусть этилированного) вместо 76-го.
А потом говорится о том, что не страшно заменить 92-й на 95-й.

vadim 08355 написал :
Уралы и Дружбы и двигатель ДМ-1. Приговор для всех?

Я не выносил приговора. Я ответил на вопрос Незнайки. Прочитайте внимательно как он звучит.
Далее я дал совет как этого можно избежать.

Важно

Я одного не пойму: зачем такие эксперименты? Прямо как в том анекдоте про японскую пилу.

Виталий С написал :
Там как раз говорится об опыте использования 92-го (пусть этилированного) вместо 76-го.

Виталий С написал :
Я одного не пойму: зачем такие эксперименты?

Всяко в жизни бывает.

vadim 08355 написал :
Разница между 92 и 76 в (83-76) 7 единиц. Это много?

У меня двигатель до фрезеровки головы (степень сжатия 7,4) бывало детонировал на 80-м . После фрезеровки (степень сжатия 8.6) на 92-м не детонирует.
Много это или мало?

Виталий С написал :
У меня двигатель до фрезеровки головы (степень сжатия 7,4) бывало детонировал на 80-м .

А что там со степенью сжатия у ДМ-1?

vadim 08355 написал :
Медленней сгорает?

Так в том то и дело что не медленней. Это раньше, в советские времена, когда для повышения ОЧ использовали тетраэтилсвинец, он уменьшал скорость горения, соответственно возникал перегрев и т.п. проблемы.

А в наше время ОЧ повышают преимущественно эфирами, а значит цитирую вышесказанное “скорость сгорания окажется даже выше. Отсюда – небольшая экономия топлива плюс некоторое снижение токсичности выхлопа.

Получаемый при этом запас по детонации, наоборот, уменьшает вероятность прогаров поршней и клапанов.”

SERVER77 написал :
Так в том то и дело что не медленней.

Да знаю я, знаю… Я на эту ботву давно внимания не обращаю. Если честно. Качество смеси реально сильнее влияет на процесс (скорость), нежели указанный компромисс с привлечением 92, вместо 80. Нам чё, трудно с 92-м смесь обеднить, ежели кого-то его малая скорость сгорания не устраивает? Карбом многое нивелируется. Глупо конечно спорить, что в этом случае достижим оптимум, но и аварии особо ожидать не следует. Но!!! С другой стороны люди говорят, что движки кирдыкаются… Не думаю, что это происходит вдруг, внезапно. Наверное люди просто забивают,видят предшествующие аварии проявления, но забивают. А позже грешат именно на бензин. Хотя сами могли-бы аварию исключить, исключить. Повторяюсь? Значит пора спать. Всем спокойной ночи! С праздником!

После 19 постов имеем следующую ситуацию:

Совет

Существует опасность прогара выпускного клапана или прокладки при использовании АИ-93 , т.к. в нем тетраэтилсвинец. При Использовании А-92 с антидетонирующими добавками на основе эфиров, вредного воздействия на элементы двигателя отсутвуют?

Получаеться что в двигатель ДМ-1 4хтактный можно заливать современный А-92 без последствий?
В настоящий момент провожу испытания на мотоблоке в деревне. В принципе я ничего против использования А-80 в качестве топлива для мотоблока не имею, другое дело, что и возможности заправить неимею. сейчас наработка где-то порядка 20-25 часов на А-92.

SERVER77 написал :
Не будет абсолютно ничего страшного, а двигателю это даже на пользу пойдет

.. в инструкции к мой пилке написано, что не в коем случае не применяйте 95… 76 допустимо…

НЕЗНАЙКА_ написал :
При Использовании А-92 с антидетонирующими добавками на основе эфиров, вредного воздействия на элементы двигателя отсутвуют?

А как мы это узнаем, каким именно образом выработан 92 бензин. Он ведь может быть запросто получен и без всяких присадок. Может. И такое очень бывает. Октаноповышающие присадки могут быть и не основе эфиров. Может в состав вводиться и алкил бензин.
Лично я во вред высокооктанового в ЧЕТЫРЁХТАКТНОМ клапанном двигателе запросто верю. Это было, наверное есть и конечно будет.

vadim 08355 написал :
А как мы это узнаем, каким именно образом выработан 92 бензин. Он ведь может быть запросто получен и без всяких присадок. Может. И такое очень бывает. Октаноповышающие присадки могут быть и не основе эфиров. Может в состав вводиться и алкил бензин.

Интересная тема, поинтересовался я насчет того почему производители пользуются присадками а не производят сразу бензины с нужным ОЧ.

И вот что накопал:
*”Для получения высокооктанового бензина из нефти используют разные технологии, но только одна из них – каталитического риформинга – позволяет сразу получить нужные октановые числа – вплоть до 99. Но это – дорого: доля такого бензина в общем балансе высокооктановых топлив не достигает 50%.

Обратите внимание

Остальные же вырабатывают по менее сложным технологиям типа каталитического крекинга или гидрокрекинга: для них октановые числа – 82–85. А самые простые и дешевые – прямогонные бензины, но их октановые числа редко превышают 50–60 единиц.

Вот тут-то и возникают различные октаноповышающие присадки и добавки. Их можно условно разделить на три группы.

Первая базируется на применении металлсодержащих присадок – достопамятного тетраэтилсвинца, давшего миру этилированные бензины, ныне практически повсюду запрещенные.

Присадка была крайне дешевой и жутко эффективной – в общем, мечта нефтяника. Правда, из выпускной трубы двигателя вылетали мерзкие канцерогены… Сейчас на замену ей пришел куда менее опасный ферроцен.

Основная проблема таких присадок – образование налетов и отложений в камере сгорания, на свечах, а также в катализаторах и на рабочих поверхностях датчиков системы управления двигателем. Предельный уровень ферроцена нормирован – 0,017%, но кто за этим следит? Есть присадки на базе никеля, марганца, но проблемы те же…

Другая группа высокооктановых добавок работает по принципу «смесевого» повышения октанового числа: базовый бензин смешивают с чем-то очень-очень стабильным. Чаще всего применяют монометиланилин (ММНА), чье октановое число аж 280. Эти бензины дороже ферроценовых, но главное препятствие к их распространению – нормы Евро III и Евро IV, ограничивающие уровень «ароматики».

Третья, самая продвинутая группа – эфиры и спирты. С экологией в этом случае все в порядке, но и проблемы есть. Во-первых, сравнительно невысокое октановое число – около 120, так что требуется их довольно много – иногда даже больше 10%.

Поскольку у эфиров значительно более низкая теплотворная способность, чем у базового бензина, падает «калорийность» топлива. Во-вторых, эфиры агрессивны по отношению к резинам, краске, некоторым пластикам.

Важно

Именно агрессивность эфиров потребовала нормативного ограничения их концентрации – 15%”*

Т.е. получается что наиболее выгодный вариант для производителей – это прямогонный бензин с добавлением железосодержащих добавок для повышения ОЧ, но этот вариант чреват неприятными последствиями т.к. двигатели иномарок от такого бенза быстро засираются и выходят из строя.

Получение бензинов сразу с нужным ОЧ без использования присадок – невыгодно т.к. очень дорого при производстве. Остаются бензины с присадками на основе эфиров и спиртов, “смешанные” бензины, При производстве “эфирные” дешевле всего, а следовательно и самые распространенные.

ur5imw написал :
.. в инструкции к мой пилке написано, что не в коем случае не применяйте 95… 76 допустимо…

Конечно никто не может знать технику лучше тех кто ее создал. Но большинство производителей 2-х и 4-х тактных двигателей в инструкциях пишут “использовать бензин с октановым числом не ниже …” или “использовать бензин с октановым числом выше …”

2SERVER77 …а Вы ни когда не видели прогоревший поршень?… такая маленькая дырочка в поршне., …

SERVER77 написал :
Т.е. получается что наиболее выгодный вариант для производителей – это прямогонный бензин с добавлением железосодержащих добавок для повышения ОЧ,

Ниже пояса. Это вообще не автомобильный бензин. Таким путём может пойти какой-либо вообще неконтролируемый производитель (хозяин нефтебазы) имеющий сговор с владельцем какой-либо задрипанной заправки. Всякие железосодержащие ……вне закона.

Совет

SERVER77 написал :
“Для получения высокооктанового бензина из нефти используют разные технологии, но только одна из них – каталитического риформинга – позволяет сразу получить нужные октановые числа – вплоть до 99.

Вы знаете. Я живу в маленьком, задрипанном городочке. Можно сказать почти деревня. Но на нашем НПЗ имеются все эти технические штучки и бенз производят точно без железосодержащих присадок.
Долю ароматики (бензол) снижают в установке по изомеризации.

Без проблем! Это то, рядовое НПЗ, чья продукция наверняка не лучшего качества, но имеет серьёзный лабораторный контроль. Скляночки отправляют к “нужным людям”. Если по какой-то позиции бенз не входит в норму, дрюкают всех и занимаются технологией.

Хотя всё это и не важно. Я не думаю , что приведённый Вами ссылки по четырёхтактным движкам имеют зеркальное отношение и к двигателю с “пониженной” степенью сжатия. Ваши ссылки действенны для соответствующих 4Т двигателей. Как не крути, но клапана раньше горели. Причина этого ни для кого секретом не была.

vadim 08355 написал :
Как не крути, но клапана раньше горели. Причина этого ни для кого секретом не была.

Раньше автослесари в магазины за клапанами с магнитиком ходили, и каждый покупаемый клапан проверяли магнитится или нет, сам видел. И все как один говорили что если магнит к клапану прилипает то такой клапан обязательно прогорит. Значит не только в бензине причина то?

SERVER77 написал :
Раньше автослесари в магазины за клапанами с магнитиком ходили,

Слышал такое. Нам бы родные клапана сберечь….. Что-бы без беготни. В этом то и вопрос. А вообще сталей дофига и может быть всякое. У меня ома несколько ножей с нержавейки, однако магнитятся.

Бензины упомянутых выше марок отличаются колличеством антидетонационных присадок.Калорийность у них одинакова.Так почему должны прогорать клапаны (выпускные) и поршни?Все это страшилки прошлого века.Всю жизнь пользуюсь техникой и было такое не один раз,что приходилось лить 92,95 вместо 76 и ни когда ничего не прогорало.Намного хуже лить 76 бензин вместо 95.

Обратите внимание

azimut написал :
Всю жизнь пользуюсь техникой и было такое не один раз,что приходилось лить 92,95 вместо 76 и ни когда ничего не прогорало.Намного хуже лить 76 бензин вместо 95.

Второй вариант не гуд. Однозначно.

azimut написал :
Бензины упомянутых выше марок отличаются колличеством антидетонационных присадок.

Ничего подобного. Разница между 80 и 92 (95) просто огромная. И технология отличная и требования к сырью …… Восьмидесятку тоже вырабатывают (на НПЗ!!!!!) технологическим путём и те присадки, что для него норма, в 92 и 95 просто исключены. Не упрощайте.

Источник: http://www.MasterGrad.com/forums/t110733-mozhno-li-92-benzin-vmesto-76-80/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector