Чем быстрее двигается автомобиль, тем больше вероятность попадания в ДТП, и выше риск получения травм или смерти водителя и пассажиров. Соотношение между скоростью и вероятностью ДТП зависит от многих факторов.
Тяжесть последствий ДТП, например, степень деформации транспортного средства, определяется не только скоростью автомобиля, но и массой транспортного средства, а также разницей между массами столкнувшихся автомобилей.
Если рассматривать скорость, то скорость сама по себе имеет более заметную роль в сложных дорожных ситуациях, например, на городских дорогах, чем в условиях движения на автомагистралях, где этот фактор менее значим.
Независимо от характера ДТП, эффект превышения скорости определяется скоростью транспортного потока, типом дорог и разницей между скоростями транспортных средств.
Для автотехнических экспертиз ДТП, скорость является самым приоритетным фактором при расследовании и реконструкции ДТП. Это главный фактор риска на всех уровнях системы ВАДСУ.
Скорость, как основной фактор риска в условиях автомобильного движения требует пристального внимания экспертов автотехников, производящих реконструкцию и анализ ДТП. Ошибка при проведении автотехнической экспертизы, в данном случае, недопустима.
Высокие скорости движения обеспечивают высокие скорости столкновений транспортных средств и, как следствие, становятся причиной высокого травматизма.
Двигающийся на высоких скоростях водитель, несомненно обрабатывает меньшее число исходной информации о дорожной обстановке, остановочный путь его автомобиля существенно длиннее, соответственно при высоких скоростях движения неизбежно повышается риск столкновения или наезда. Для сравнения покажем на иллюстрации повреждения автомобилей, попавших в ДТП с разными скоростями.
Рис.1 Повреждение автомобиля на скорости 60 км/час.
Рис.2 Повреждение аналогичного автомобиля на скорости 30 км/час
Но мы все прекрасно понимаем, что в нашей стране любят быструю и беспечную езду. Именно поэтому, большая часть автотехнических экспертиз, проводимых в нашей лаборатории касается ДТП с пострадавшими или погибшими.
Однако пока трудно установить точную зависимость меду скоростью движения и безопасностью на дороге, какие-либо случайные факторы могут оказать критическое влияние на получении более тяжелых последствий ДТП.
Это обстоятельство существенно затрудняет вычисления для принятия соответствующих мер по снижению аварийности и травматизма на дорогах.
Насколько важна роль автотехнической экспертизы при определении скорости?
На практике, скорость играет существенную роль в каждом ДТП, ведь если бы все стояли на месте, то не было бы трафика. Тем не менее, точно определить количество аварий в котором слишком быстрая скорость была основной причиной трагедии довольно сложно.
В дополнение к скорости, роль других факторов, связанных с общим результатом – ДТП, можно ранжировать и рассчитать при помощи математических и статистических приемов.
Сама по себе скорость не может быть непосредственной причиной ДТП без сочетания других факторов, таких, например, как ограничение видимости, или профиль проезжей части.
Но именно скорость – та мера, которая позволяет реконструировать ДТП при проведении автотехнической экспертизы. Именно поэтому, чаще всего требуется установить именно скорость движения транспортного средства или пешехода перед аварией.
Определение скорости на месте ДТП практически невозможно в силу сложности процесса экспертизы и расчетов. Однако если автомобиль оборудован блоком SRS в котором есть подпрограмма функции EDR. Но для доступа к этим данным у инспектора ДПС должно быть специальное оборудование и знание автомобиля.
Что к сожалению, пока никак нельзя организовать в скором времени вследствие высокой стоимости самого оборудования.
Именно поэтому, автотехническая экспертиза, как совокупность нескольких направлений исследований в области безопасности дорожного движения, необходима для ответа на вопрос о скорости движения автомобиля перед ДТП и влиянии скорости как фактора, оказывающего непосредственное влияние на создание аварийно-опасной ситуации.
Принято считать, что примерно треть аварий со смертельным исходом является следствием превышения скорости. Соотношение между скоростью и безопасностью фактически является базовым показателем качества организации безопасности дорожного движения.
Способы измерения данных соотношений включают в себя несколько апробированных методов статистического контроля и планирования.
Анализ соотношения между скоростью и тяжестью последствий ДТП, с точки зрения материального ущерба и тяжести травм водителя и пассажиров является основным направлением в исследованиях данной проблемы.
Именно поэтому роль автотехнической экспертизы в настоящее время можно определить как совокупность определения базовых системообразующих факторов безопасности дорожного движения в рамках структуры безопасности всего государства.
С точки зрения физики, скорость, как составляющая кинетической энергии, мгновенно преобразуется в процессе удара в энергию, затрачиваемую на деформацию деталей ТС и потери тепловой энергии.
Человеческое тело, как очень непрочная структура сильно уязвимо для энергий, действующих на него в процессе столкновения или наезда.
Поэтому автопроизводители уделяют большое внимание оснащению современных автомобилей системами пассивной безопасности (подушек безопасности и преднатяжителей ремней). Рассматривая скорость, как основную меру для срабатывания той или иной системы в момент столкновения.
Именно поэтому постоянно проводятся краш-тесты, позволяющие оценить сочетание технической составляющей отношения скорости и безопасности. Так, например, при скорости столкновения 80 км/час, вероятность гибели пассажиров в 20 раз больше чем при столкновении на скорости 30 км/час (IHHS, 1987).
Пассажиры каких транспортных средств имеют наибольший риск получить травму при ДТП?
Кроме скорости, масса транспортных средств, участвующих в столкновении оказывает существенное влияние на степень тяжести полученных при ДТП травм водителя и пассажиров.
При столкновении двух транспортных средств разной массы, люди, находящиеся в более легком автомобиле, как правило, получают более серьезный вред здоровью.
Разница в массе транспортного средства определяет, какой автомобиль в процессе столкновения и соответствующих столкновению деформаций поглощает большую часть выделившейся энергии удара. Образно говоря, поглощение энергии удара пропорционально массам транспортных средств.
При существенной разнице между массой грузового автомобиля и массой легковушки, риск получить смертельную травму у пассажиров легкового автомобиля в 10-30 раз выше, чем у водителя или пассажиров грузового автомобиля.
Рис.3 ДТП с участием неравных по массе транспортных средств
Эта «несовместимость» массы различных транспортных средств на проезжей части является пока что неразрешимой проблемой с точки зрения безопасности дорожного движения и решение данной проблемы имеет решение только мерами несколько иного порядка, нежели мы пока можем себе позволить. Существенные различия масс легковых и грузовых автомобилей в совокупности с скоростью движения, являются критичными при оценке тяжести последствий ДТП. Для пешеходов и велосипедистов ситуация еще более тяжелая.
Лабораторные испытания показали, что при наезде автомобиля на пешехода, выживаемость пешехода в подобном ДТП сильно уменьшается по мере увеличения скорости движения автомобиля: так, при скорости 30 км/час, всего лишь 5% пешеходов будут убиты, на скорости 50 км/час, смертность достигает 45%, а при скорости 65 км/час, число убитых приближается к 85% (ETSC, 1995).
Каково соотношение между скоростью и тяжестью аварии?
Ключевым вопросом связующим воедино скоростью и безопасность дорожного движения, является оценка риска ДТП. Быстрое вождение автомобиля, повышает риск попасть в аварию. Отчасти это связано с более долгим процессом торможения автомобиля. Время реакции водителя остается в данном случае постоянным на любой скорости, а вот остановочный путь существенно увеличивается.
Соответственно увеличивается тяжесть последствий аварии. При проведении автотехнических экспертиз, мы часто сталкиваемся с тем, что водителю не хватило буквально секунды для того чтобы избежать столкновения.
Следует отметить также, что соотношение между скоростью движения автомобиля и скоростью самого процесса аварии намного сложнее, нежели отношение тяжести последствий и скорости автомобиля перед ДТП.
Какое влияние оказывает скорость движения автомобиля на деформацию автомобиля?
Относительно много исследований исследовали связь между скоростью движения и деформациями. Независимо от используемого метода исследования, практически все исследования пришли к выводу, что соотношение между скоростью и деформацией можно охарактеризовать степенной функцией: при увеличении скорости движения автомобиля, увеличивается степень деформации, и наоборот.
Рис. 4. Соотношение скорости в момент столкновения и степени деформации кузова автомобиля
Очень хорошо известны исследования шведского исследователя Нильсена, которые до сих пор часто цитируются. Эти исследования изучали связь количества аварий при увеличении и уменьшении средних скоростей движения на отдельном участке дороги, связанные с ограничением скорости движения.
Аналогичные исследования проводились и в России, Австралии и США. Много исследований проводилось в поисках взаимосвязей алкогольного опьянения и степени тяжести ДТП. Исследования скорости в городских условиях показали, что превышение скорости всего на 5 км/час увеличивают риск возникновения ДТП вдвое.
На 10 км/час увеличивает риск в четверо, по сравнению со скоростью 60 км/час.
Одинаково ли соотношение скорости и тяжести последствий ДТП для всех дорог?
Тот факт, что увеличение скорости показывает более высокий риск получения тяжких последствий ДТП, предполагает, что меры по снижению скоростного режима на проблемных участках могут иметь большее влияние, например, на автомагистралях, чем на городских дорогах.
Тем не менее, это не так, потому что скорость движения автомобиля и тип ДТП сильно зависят от типа дороги. Грубо говоря, на автострадах с низким уровнем аварийности и, по мере увеличения скорости, скорость прироста количества ДТП меньше, чем для дорог более низких категорий, расположенных в населенных пунктах.
Обратное утверждение также верно, падение скорости (в км/ч) имеет больший эффект с точки зрения безопасности и тяжести последствий ДТП на дорогах населенных пунктов, чем на дорогах категории А.
Скорее всего это связано с сложностью окружающей водителя дорожной среды, которая в сочетании с человеческим фактором, приводит к соответствующему результату. Например, сельские дороги с точки зрения условий вождения более сложны для водителя чем автострады.
В целом можно сделать вывод о увеличении количества аварий и тяжести последствий ДТП с увеличение скорости движения. Именно поэтому, в практике работы экспертов автотехников большая часть ДТП, для которых проводятся автотехнические экспертизы имеет пострадавших или погибших.
Источник: https://kitocenka.ru/sootnoshenie-mezhdu-skorostyu-i-dtp-obschie-vyvody-statistiki-avtotehnicheskih-ekspertiz
Пдд 10. скорость движения
Особое внимание в ПДД традиционно уделяется движению в населенных пунктах. Скорость движения в городах и поселках всегда существенно ниже, чем на автомагистралях. Данное ограничение легко объяснить.
Пешеходы очень уязвимы к ДТП, их не защищает подушка безопасности и металлический каркас автомобиля.
Даже небольшая по автомобильным меркам скорость в 80 км/час может стать для пешехода фатальной или привести к крайне тяжелым повреждениям.
Скорость движения ПДД
ПДД подробно регламентируют скоростной режим для любых видов автомобилей. Основными категориями являются следующие параметры:
- Местность;
- Вид ТС – грузовой/легковой автомобиль;
- Наличие опасного груза в машине;
- Наличие людей в машине – осуществляется движение без пассажиров или в ТС есть люди (в особенности дети или группы людей).
Помимо этого, максимальный предел скорости могут регулировать дополнительные дорожные знаки. Нельзя игнорировать их и допускать превышения скорости.
Правила основываются на двух важных понятиях:
- Первым понятием является тормозной путь автотранспорта. Понятие выводится исключительно из физических законов. Тормозным путем называют расстояние, которое пройдет транспортное средство с нажатой педалью тормоза. На расстояние влияет скорость, поверхность проезжей части, вес автомобиля.
- Второе понятие – остановочный путь. Под понятием подразумевается расстояние в метрах, которое пройдет машина до полной остановки с момента обнаружения водителем опасной ситуации. Как не трудно догадаться, остановочный путь складывается из двух компонентов –скорость реакции водителя на опасную ситуацию плюс непосредственно тормозной путь. На скорость реакции влияют многие факторы. К таким факторам относят видимость и относительно субъективное понятие – психофизиологическое состояние водителя.
Если на проезжей части оборудовано плохое освещение или присутствует туман, все это приведет к замедленной реакции водителя при опасности.
Помимо этого, сам водитель может быть не сконцентрирован (например, вследствие недосыпания), что аналогичным образом приведет к увеличению остановочного пути. От концентрации зависит безопасность – личная, пешеходов, и других водителей.
Если подойти к вопросу невнимательно, водить с нарушениями, за несоблюдение ПДД следует готовиться к уплате штрафа или даже уголовному наказанию.
Основываясь на физических законах, статистике и международной практике в ПДД были выработаны скоростные режимы, предусмотренные для разных местностей и условий.
Скорость движения легкового автомобиля
Легковые автомобили – самые распространённые транспортные средства, есть практически у каждой семьи.
Стандартными ограничениями для «легковушек» являются следующие рамки:
- Ограничение скорости в населенном пункте – 60 километров/час;
- Максимальная скорость вне города (населенных пунктов) – 90 километров/час;
- Разрешенная скорость на трассе и автомагистрали – 110 километров/час.
В данном списке есть еще один важный нюанс. На дворовых территориях, то есть непосредственно в жилых зонах, скорость ограничена до минимума, не больше 20 км/ час.
Риск ДТП с пешеходом на территории жилой зоны значительно выше, чем просто на оживленной дороге, проходящей на относительном удалении от многоквартирных домов.
Тем самым ограничение скорости является обоснованным и разумным требованием.
Если осуществляется буксировка транспортных средств, то для всех видов местности установлен предел в 50 км/ час. Но для дворовых территорий действует все предыдущее правило – не больше 20 км/ час. Помимо этого, при вождении следует обращать внимание на знаки.
Знаки бывают трёх видов (см. ниже):
- Запрещающий знак (№1 и №2)– снижает максимальную скорость, зачастую можно встретить на ремонтируемых участках или около школ, больниц, других общественных мест;
- Предписывающий знак (№3)– устанавливает предусмотренную на данном участке дороги скорость. Например, она может быть равна 90 километрам в час, чтобы не создавать лишних пробок;
- Рекомендуемый знак (№4 и №5 (окончание зона))– аналогичен предписывающему знаку, но носит рекомендательный, а не обязательный характер.
- знак ограничение скорости;
- знак ограничения скорости временно;
- знак, ограничивающий минимальную скорость движения на автомобиле;
- знак рекомендуемой скорости движения;
- конец зоны действия знака, рекомендуемой скорости движения.
Скоростные режимы для грузовых автомобилей
К грузовым автомобилям предъявляются повышенные требования по многим причинам. Грузовое ТС сложнее в управлении вследствие своей массы и габаритов. Тормозной путь грузовика будет гораздо длиннее, чем у легковушки. Помимо этого, грузовой автомобиль тяжело разворачивается, вождение требует большого опыта и сноровки от водителя.
Для «легких» грузовиков массой до 3500 килограмм действуют ограничения:
- максимальная скорость в населенном пункте до 60 км/час;
- максимальная скорость за городом и на автомагистрали до 110 км/час.
Но грузовые перевозки зачастую осуществляются более массивными транспортными средствами, весом в несколько раз превышающих предел в 3500 килограмм. Таким грузовикам установлены следующие ограничения:
- Для населенного пункта – 60 километров/час;
- Максимальная скорость вне города/поселка – 70 километров/час;
- Разрешенная скорость на автомагистрали – 90 километров/час.
Если транспортное средство перевозит опасный груз, то действуют особые правила. В зависимости от типа груза действуют свои нормы. Общим для всех является запрет на обгон, обгон запрещается на скорости выше 30 км/ час. Существуют также городские зоны, в которых движение грузовика с опасным грузом категорически запрещено.
Грузовики с пассажирами в кузове должны придерживаться лимита – 60 км/ час. Правило действует и при перевозке детей. Если производятся организованные перевозки детей, например, в летний лагерь, то превышать установленный предел не разрешается.
Таблица скоростных режимов на дорогах России
Тип ТС Дорога | Автомагистраль | Вне населенного пункта | В населенном пункте | Жилая зона |
Мотоциклы | 90 кмч. | 90 кмч. | 60 кмч. | 20 кмч. |
Легковые и грузовые австомобили с РММ до 3,5 т. | 110 кмч. | 90 кмч. | 60 кмч. | |
Легковые ТС с прицепом | 90 кмч. | 70 кмч. | 60 кмч. | |
Грузовые машины с РММ больше 3,5 т. | 90 кмч. | 70 кмч. | 60 кмч. | |
Междугородние и маломестные автобусы | 90 кмч. | 90 кмч. | 60 кмч. | |
Другие автобусы | 90 кмч. | 70 кмч. | 60 кмч. | |
Грузовые автомобили при перевозке людей | 60 кмч. | 60 кмч. | 60 кмч. | |
ТС при организованной перевозке детей | 60 кмч. | 60 кмч. | 60 кмч. | |
ТС при буксировке других ТС | 50 кмч. | 50 кмч. | 50 кмч. |
Видео: Скорость движения на дорогах и ее ограничение
Источник: http://pddgarazh.ru/pravila/skorost-dvizheniya.html
Определение скорости автомобиля при ДТП – как правильно рассчитать?
После каждого дорожно-транспортного происшествия обязательно определяется скорость транспортного средства до и в момент удара или наезда. Данная величина имеет столь большое значение по нескольким причинам:
- Самый часто нарушаемый пункт правил дорожного движения именно превышение максимально допустимой скорости движения, и, таким образом, становиться возможным определить вероятного виновника ДТП.
- Также скорость влияет на тормозной путь, а значит и на возможность избежать столкновения или наезда.
Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.
Это быстро и бесплатно!
Определение скорости автомобиля по тормозному пути
Под тормозным путём обычно понимают расстояние, которое проходит то или иное транспортное средство от начала торможения (или, если быть более точным, с момента активации тормозной системы) и до полной остановки. Общая, недетализированная формула, из которой возможно вывести формулу для расчета скорости, выглядит так:
Более подробно процесс определения скорости во время ДТП рассказан в замечательной статье Учет потенциальной деформации при определении скорости автомобиля в момент ДТП. Вы можете скачать ее в формте PDF. Авторы: А.И. Денега, О.В. Яксанов.
Исходя из указанного выше уравнения, можно сделать вывод, что на тормозной путь влияет в первую очередь скорость автомобиля, которую при известных остальных величинах нетрудно вычислить. Наиболее сложной частью вычислений по этой формуле является точное определение коэффициента трения, так как на его значение влияет целый ряд факторов:
- тип дорожного покрытия;
- погодные условия (при смачивании поверхности водой коэффициент трения уменьшается);
- тип шин;
- состояние шин.
Для точного результата расчётов также нужно принимать во внимание особенности тормозной системы конкретного транспортного средства, например:
- материал, а также качество изготовления тормозных колодок;
- диаметр тормозных дисков;
- функционирование или нарушения в работе электронных устройств, управляющих тормозной системой.
Тормозной след
После достаточно быстрой активации тормозной системы на дорожном покрытии остаются отпечатки – тормозные следы.
В случае если колесо во время торможения заблокировано полностью и не вращается, остаются сплошные следы, (которые иногда называют «след юза») которые многие авторы призывают считать следствием максимально возможного нажатия на педаль тормоза («тормоз в пол»).
В случае же когда педаль нажата не до конца (или присутствует какой-либо дефект тормозной системы) на дорожном покрытии остаются как бы «смазанные» отпечатки протектора, которые образуются вследствие неполной блокировки колес, которые при таком торможении сохраняют возможность вращаться.
Остановочный путь
Остановочным путём считают то расстояние, которое проходит определённое транспортное средство начиная с обнаружения водителем угрозы и до остановки автомобиля.
Именно в этом заключается главное отличие тормозного пути и остановочного пути – последний включает в себя и расстояние, которое преодолел автомобиль за время срабатывания тормозной системы, и расстояние, которое было преодолено за время, понадобившееся водителю на осознание опасности и реакции на нее. На время реакции водителя влияют такие факторы:
- положение тела водителя;
- психоэмоциональное состояние водителя;
- утомление;
- некоторые заболевания;
- алкогольное или наркотическое опьянение.
Определение скорости исходя из закона сохранения количества движения
Возможно также и определение скорости движения автомобиля по характеру его перемещения после столкновения, а также, в случае столкновения с другим транспортным средством, по перемещению второй машины в результате передачи кинетической энергии от первой. Особенно часто данный метод используют при столкновениях с неподвижными транспортными средствами, или если столкновение случилось под углом, близким к прямому.
Определение скорости автомобиля исходя из полученных деформаций
Лишь очень незначительное количество экспертов определяют скорость движения автомобиля таким способом. Хотя зависимость повреждений автомобиля от его скорости и очевидна, но единой эффективной, точной и воспроизводимой методики определения скорости по полученным деформациям не существует.
Это связано с огромным количеством факторов, влияющих на образование повреждений, а также с тем, что некоторые факторы попросту невозможно учесть. Оказывать влияние на образование деформаций могут:
- конструкция каждого конкретного автомобиля;
- особенности распределения грузов;
- срок эксплуатации автомобиля;
- количества и качества пройденных транспортным средством кузовных работ;
- старение метала;
- модификации конструкции автомобиля.
Определение скорости в момент наезда (столкновения)
Скорость в момент наезда обычно определяют по тормозному следу, но если это по ряду причин не представляется возможным, то приблизительные цифры скорости можно получить анализируя травмы, полученные пешеходом, и повреждения, образовавшиеся после наезда на транспортном средстве.
К примеру, о скорости автомобиля можно судить по особенностям бампер-перелома – специфической для наезда автомобилем травмы, которая характеризуется наличием поперечно-осколочного перелома с крупным отломком кости неправильной ромбообразной формы на стороне удара. Локализация при ударе бампером легкового автомобиля – верхняя или средняя треть голени, для грузового автомобиля – в участке бедра.
Принято считать, что если скорость транспортного средства в момент удара превышала 60 км/ч, то, как правило, возникает косопоперечный или поперечный перелом, если же скорость была ниже 50 км/ч, то чаще всего образуется поперечно-осколочный перелом. При столкновении с неподвижным автомобилем скорость в момент удара определяется исходя из закона сохранения количества движения.
Анализ методов определения скорости автомобиля при ДТП
По тормозному следу
Достоинства:
- относительная простота метода;
- большое количество научных работ и составленных методических рекомендаций;
- достаточно точный результат;
- возможность быстрого получения результатов экспертизы.
Недостатки:
- при отсутствии следов шин (если автомобиль, к примеру, не тормозил перед столкновением, или особенности дорожного покрытия не позволяют с достаточной достоверностью измерить след юза) проведение данного метода невозможно;
- не учитывается воздействие одного транспортного средства в ходе столкновения на другое, что может.
По закону сохранения количества движения
Преимущества:
- возможность определения скорости транспортного средства даже при отсутствии следов торможения;
- при тщательном учёте всех факторов метод имеет высокую достоверность результата;
- удобство использования метода при перекрёстных столкновениях и столкновениях с неподвижными автомобилями.
Недостатки:
- отсутствие данных о режиме движения транспортного средства приводит к неточному результату;
- по сравнению с предыдущим методом более сложные и громоздкие вычисления;
- метод не учитывает энергию, затраченную на образование деформаций.
Исходя из полученных демормаций
Преимущества:
- учитывает затраты энергии на образование деформаций;
- не требует наличия следов торможения.
Недостатки:
- сомнительная точность получаемых результатов;
- огромное количество учитываемых факторов;
- зачастую невозможность определения многих факторов;
- отсутствие стандартизированных воспроизводимых методик определения.
На практике чаще всего используют два метода – определение скорости по следу торможения и исходя из закона сохранения количества движения. При использовании двух этих методов одновременно обеспечивается максимально точный результат, так как методики дополняют друг друга.
Остальные способы определения скорости транспортного средства значительного распространения не получили по причине недостоверности получаемых результатов и/или необходимости громоздких и сложных вычислений. Также при оценке скорости автомобиля учитывают показания свидетелей происшествия, хотя в таком случае нужно помнить о субъективности восприятия скорости разными людьми.
В некоторой мере помочь разобраться с обстоятельствами происшествия и в итоге получить более точный результат может помочь анализ видео из камер наблюдения и видеорегистраторов.
Источник: https://automethod.ru/na-doroge/dtp/skorost-avtomobilya.html
Оценка влияния скорости автомобиля на ДТП
Превышение скоростного режима движения является одним из наиболее распространенных видов нарушений правил дорожного движения. При этом значение скорости движения транспортного средства в момент аварии в значительной мере определяет ее последствия. Поэтому большое значение имеет правильное определение скорости автомобиля, для чего назначается автотехническая экспертиза.
Как скорость влияет на ДТП
Механизм ДТП и степень его последствий определяются множеством различных факторов. Значительное место в их числе занимает скоростной режим. Превышение скорости очень часто становится непосредственной причиной автомобильных аварий, а также может существенно отягощать их последствия.
Влияние скорости на ДТП обусловлено следующими ключевыми моментами:
- На большой скорости ухудшается восприятие зрительной информации водителем, что препятствует адекватной оценке дорожной обстановки.
- Замедляется реакция водителя. В связи с этим значительно возрастает вероятность того, что он создаст аварийно-опасную ситуацию и не сможет предотвратить негативное развитие событий.
- Тормозной путь транспортного средства напрямую зависит от скорости его движения. Так, при скорости 130 км/ч величина тормозного пути составляет около 35 м, при скорости 100 км/ч – около 28 м, а при 50 км/ч – около 14-15 м.
- Чем быстрее едет транспортное средство, тем более значительным является его кинетическая энергия. Поэтому при совершении ДТП на большой скорости существенно увеличивается тяжесть последствий. Более серьезные травмы получают люди, и более серьезные повреждения – автомобили.
- Нарушая скоростной режим, водитель вводит в заблуждение других участников движения. Например, пешеход рассчитывает, что машина движется с разрешенной скоростью, и неправильно оценивает время для перехода проезжей части. Также в заблуждение могут вводиться водители других автомобилей.
Значение соблюдения скоростного режима красноречиво подтверждает статистика. Порядка 25-30 % ДТП со смертельным исходом происходит именно по этой причине. Зачастую для предотвращения аварии водителю не хватает буквально одной-двух секунд. Это означает, что при соблюдении им скоростного режима ДТП практически точно не произошло бы.
Необходимо учитывать, что превышение водителем скорости движения транспортного средства в большинстве случаев однозначно подтверждает его виновность в аварии. Именно поэтому при проведении расследования обычно проводится экспертиза скорости при ДТП.
Как оценить скорость автомобиля
Определение скорости при ДТП является достаточно сложной задачей для эксперта. Это связано с тем, что приходится проводить оценку уже по вторичным признакам.
Для оценки скорости автомобиля после ДТП могут применяться следующие основные способы:
- оценка по следам торможения или скольжения транспортного средства;
- оценка на основании закона сохранения количества движения;
- оценка по полученным деформациям.
Далеко не всегда какой-либо один из этих способов позволяет получить действительно объективный и достоверный результат. В таких случаях экспертиза скорости автомобиля может проводиться с комбинированным использованием двух или трех способов.
Оценка по следам торможения транспортного средства – наиболее распространенный метод, который зачастую позволяет достоверно определить скорость при ДТП. Он отличается достаточной простотой расчетов, что позволяет быстро выполнять экспертизу.
При оценке по закону сохранения количества движения определение скорости автомобиля после ДТП проводится на основании его перемещения после момента столкновения.
Также может оцениваться перемещение другого транспортного средства, совершенное под воздействием удара.
Этот метод может применяться для уточнения результатов экспертизы скорости по первому способу, а при отсутствии следов торможения или скольжения – используется самостоятельно.
Третий метод основывается на зависимости деформаций, которые были получены автомобилем или нанесены им другим транспортным средствам при столкновении, от скорости его движения. Способ отличается сложностью и неоднозначностью расчетов, поэтому на практике применяется редко. Обычно его используют для уточнения данных, полученных первыми двумя методами.
Проведение экспертизы скорости при ДТП
Определение скорости при ДТП проводится в рамках судебной автоэкспертизы, а именно, экспертизы обстоятельств аварии. Она назначается судом или органами следствия с целью сбора доказательной базы, позволяющей определить виновника ДТП.
Экспертиза скорости является одной из самых сложных составляющих автотехнической экспертизы. Важно, чтобы вопросы, которые ставятся эксперту, были правильно и четко сформулированы. Их содержание должно зависеть от конкретных обстоятельств происшествия. Например, на исследование ставится вопрос о том, какая была скорость движения транспортного средства до применения экстренного торможения.
Однако в некоторых случаях ответ на этот вопрос не может дать объективной картины. Ярким примером являются ситуации, когда пешеход резко выбегает на дорогу перед автомобилем, и водитель не может предотвратить столкновение при любой скорости.
Поэтому в подобных случаях целесообразно выносить вопрос о том, какой была бы скорость движения автомобиля в момент столкновения при условии, что перед применением экстренного торможения он двигался с разрешенной скоростью. Также часто возникает необходимость выяснить, мог ли водитель успеть совершить маневр для предотвращения ДТП при движении с разрешенной скоростью.
Точность и объективность проведения экспертизы скорости автомобиля при ДТП имеет огромное значение, поскольку от ее результатов часто зависит исход дела. Поэтому проводить ее должны только квалифицированные эксперты с большим опытом.
Для проведения оценки скорости рекомендуется привлекать независимых экспертов. Это должны быть специалисты с соответствующим образованием. Обязательным требованием является наличие эксперта-техника в реестре Минюста. Также он должен состоять в Обществе профессиональных экспертов и оценщиков.
Мы гарантируем корректное составление отчета об экспертизе скорости, который следственные органы и суд обязаны принять к рассмотрению.
Источник: https://cnev.ru/polezno/stati/otsenka-vliyaniya-skorosti-avtomobilya-na-dtp
Экспертная оценка влияния скорости автомобиля на ДТП
Превышение допустимого значения скорости движения транспортных средств в населенном пункте или вне его является самым популярным нарушением требований ПДД РФ. Водитель оправдывает самого себя, что движется так же, как и другие транспортные средства, но не учитывает, что скорость движения его автомобиля влияет на огромное количество факторов.
Во-первых, водитель автомобиля, движущегося с превышенной скоростью, должен иметь в запасе большее количество времени для реагирования на опасность, т.к. его остановочный путь заметно увеличивается. Подобного запаса времени в экстренной ситуации не бывает.
В таких ситуациях для оценки действий водителя устанавливается наличие или отсутствие причинно-следственной связи между превышением им установленного скоростного режима и фактом ДТП, ведь не любое превышение скорости приводит к дорожно-транспортному происшествию.
К сожалению, при таком исследовании, далеко не каждый эксперт сообщает, что даже в том случае, если причинной связи превышения скорости с фактом ДТП не установлено, то превышение скорости может все-таки находиться в причинно-следственной связи с наступившими в результате ДТП последствиями.
Приведем пример. Произошел наезд на пешехода в зоне действия дорожного знака с ограничением максимальной скорости в 20 км/ч, скорость же автомобиля перед торможением составляла 70 км/ч.
Экспертным путем было установлено, что наезд произошел бы как в случае движения автомобиля со скоростью 70 км/ч, так и при 20 км/ч даже при применении водителем экстренного торможения.
Пешеход неожиданно появился в поле зрения водителя, и водитель не успевал полностью остановить свое транспортное средство до достижения им линии движения пешехода.
В результате такой экспертизы данный водитель будет полностью оправдан, несмотря на превышение на 50 км/ч скоростного режима, так как у него не было технической возможность предотвратить наезд.
Но в данной ситуации редко какой эксперт укажет, что даже при отсутствии данной причинно-следственной связи с фактом ДТП, она, несомненно, имеется с результатом происшествия. Ведь одни последствия будут при наезде на пешехода на скорости 20 км/ч, а совсем другие – при 70 км/ч. Более того, при движении со скоростью 20 км/ч, хоть автомобиль и не мог полностью остановиться, при применении водителем торможения скорость была бы значительно ниже, а значит и повреждения на теле пешехода были бы менее существенными.
В подобных случаях рекомендуется следствию или суду при назначении автотехнической экспертизы ставить на исследование следующий вопрос: Какая была бы скорость транспортного средства в момент наезда при условии своевременного применения торможения и движения транспортного средства перед торможением с допустимой скоростью на данном участке? Разумеется, эксперт не сможет определить, какие были бы повреждения на теле человека в таком случае, но ответ на данный вопрос позволит суду и следствию провести более полный и всесторонний анализ обстоятельств ДТП и дать более объективную оценку действиям водителя.
Во-вторых, водитель, осуществляющий движение с превышенной скоростью, вводит в заблуждение других участников дорожного движения.
Например, пешеход, рассчитывая, что автомобиль движется с разрешенной скоростью, может полагать, что успеет перейти проезжую часть до того, как данный автомобиль его достигнет, то есть он будет ошибочно считать, что переход проезжей части будет для него безопасным.
При этом важно отметить, что оценить скорость автомобиля, находящегося на значительном удалении достаточно проблематично как пешеходу, так и другому водителю, тем более с учетом того, что видны в таких случаях очертания только передней части автомобиля, а в темное время суток и при ограниченной видимости – и вовсе только фары автомобиля. В подобном заблуждении может находиться и другой водитель, намеревающийся совершить маневр поворота и оценивающий расстояние до движущегося к нему по главной дороге транспортного средства. Ошибочно полагая, что другой участник дорожного движения соблюдает требования ПДД и движется с регламентированной скоростью, он будет считать, что успеет безопасно совершить свой маневр, не создавая помехи другому участнику. В большинстве случаев водитель, совершающий маневр, будет считаться виновным в данном ДТП, т.к. он не уступил дорогу другому водителю.
В подобных случаях рекомендуется на разрешение эксперта ставить следующий вопрос: Успевал ли водитель безопасно совершить маневр при условии движения другого участника с допустимой скоростью на данном участке? Если экспертом будет выяснено, что водитель успевал совершить маневр, то значит, он не создавал помех транспортным средствам, движущимся с регламентированной скоростью на данном участке.
Как видно, оценка действий водителя, нарушающего скоростной режим, может оказаться не такой простой задачей. Для ее верного решения должен быть проведен комплексный анализ всех обстоятельств ДТП, и что немаловажно, правильно подобраны вопросы на разрешение эксперта.
Проведенная экспертиза ДТП по результатам анализа представленных материалов сможет не только установить скорость движения автомобиля перед применением его водителем торможения, но и выявить причинную связь, при ее наличии, между действиями водителя по превышению скорости и дорожно-транспортным происшествием.
Решение данной задачи позволит суду или следствию принять объективное и обоснованное решение по факту ДТП.
Источник: https://sud-exp.ru/stat11.html
Не гони: как влияет превышение скорости на тяжесть ДТП – Автоцентр.ua
Прежде всего, важно знать – превышение скорости движения играет самую непосредственную роль на тяжесть последствий при ДТП. Зарубежные эксперты в сфере безопасности движения в ходе проведения многочисленных исследований даже вывели ориентировочную зависимость количества тяжелых аварий и происшествий со смертельным исходом в связи с изменением скорости движения. Так, например, превышение установленного лимита езды на 10% приводит к увеличению общего количества ДТП с пострадавшими на 21%, к увеличению количества тяжелых аварий – на 33% и к увеличению происшествий со смертельным исходом – на 46%. Тогда как снижение скорости на 10% наоборот – способствует уменьшению количества подобных ДТП на 19%, 27% и 34% соответственно (см. график №1).
График №1
Причем, важно отметить – ситуация с вышеперечисленными видами происшествий напрямую зависит от вида дороги (городские улицы, загородные шоссе или автомагистрали) и разрешенной скорости движения на ней.
В ходе исследований также было установлено, что наиболее серьезное влияние на тяжесть последствий ДТП при превышении скорости приходится на дороги с низкими разрешенными лимитами движения – то есть на городские улицы.
Ведь здесь интенсивность движения и условия езды намного сложнее, а концентрация разных категорий участников движения – выше.
Причем, пешеходы и водители двухколесных транспортных средств менее защищенные, чем автомобилисты и для них нежелательный контакт с машиной оборачивается серьезными последствиями. А вот чем выше разрешенная скорость, а движение дальше от оживленных городских улиц, тем тяжесть последствий ДТП ниже (см. график №2).
График №2
Столкновение на скорости в 80 км/ч можно сравнить с падением человека с «многоэтажки»
О рисках, которые грозят пешеходам при наезде на них машины в зависимости от скорости столкновения, мы уже говорили ранее, тогда как автомобилисты куда лучше защищены.
А способствуют им в этом многочисленные системы пассивной и активной безопасности, которыми оснащаются транспортные средства (сминаемые зоны поглощения энергии удара кузова, подушки и шторки безопасности, системы курсовой устойчивости, антиблокировочная, экстренного торможения и т.п.).
Чем современнее автомобили, тем выше уровень безопасности. Однако в любом случае есть определенный предел скорости, при превышении которой вышеперечисленные «защитники» уже не смогут помочь.
Например, известная европейская компания EuroNCAP, на протяжении долгих лет изучающая безопасность автомобилей, проводит свои краш-тесты на скорости в 64 км/ч при лобовом столкновении и на 50 км/ч – при боковом.
Если скорость столкновения будет выше – шансы остаться здоровым или живым у членов экипажа машины заметно уменьшаются. Если же в разрезе этого упомянуть о нашей стране, в которой немалую долю автопарка составляют транспортные средства возрастом 10 лет и старше, то безопасность людей в таких машинах также не очень хорошая. Соответственно и тяжесть последствий столкновений автомобилей, эксплуатирующихся в Украине, гораздо выше, чем за рубежом.
С точки зрения физики, скорость, как составляющая кинетической энергии, в процессе удара мгновенно преобразуется в энергию, затрачиваемую на деформацию деталей ТС и потери тепловой энергии. Человеческое тело, как очень непрочная структура, сильно уязвимо для энергий, действующих на него в процессе столкновения.
Исследованием влияния скорости на тело человека даже занимается специальная наука – биомеханика. Не будем глубоко вдаваться в заумные детали, а объяснить просто и доходчиво.
Представьте себе, например, что происходит со свиной печенью, если бросить ее вниз с третьего этажа, а если с десятого … Схожее происходит и с человеческим телом при столкновении – на все его внутренние органы действуют огромные силы, от которых при сильных ударах словно спички ломаются ребра, разрываются артерии, а тело получает фатальные и необратимые повреждения! Последствия столкновения на разной скорости можно, в том числе сравнить с падением человека с определенной высоты. Так, например, последствия на скорости 15 км/ч подобны падению со стула, тогда как при 50 км/ч – приравниваются к падению с 4-го этажа, а вот при 80 км/ч последствия такие же, как при падении с 10-го этажа «многоэтажки». Исходя из приведенных цифр – при скорости столкновения 80 км/час, вероятность гибели людей в машине в 20 раз больше, чем при аварии на скорости 30 км/час.
Помимо непосредственно самой скорости существенное влияние на степень тяжести травм водителя и пассажиров, полученных при ДТП, играет и масса транспортных средств, которые участвуют в столкновении.
В ходе исследований удалось выяснить, что если ударятся машины разной массы то, как правило, более серьезный вред здоровью получат люди, находящиеся в более легком автомобиле.
Дело в том, что разница в массе транспортного средства определяет, какой автомобиль в процессе столкновения и последующих в его следствии деформаций поглотит большую часть выделившейся энергии удара. То есть, поглощение энергии удара пропорционально массам транспортных средств.
При существенной разнице между массой грузового и легкового автомобиля, риск получить смертельную травму у членов экипажа легковушки в 10-30 раз выше, чем у водителя или пассажиров грузовика.
Увеличение скорости движения сужает водителю угол обзора
Помимо всего вышеупомянутого, важно также отметить, что превышение скорости движения непосредственно сказывается на области обзора водителя – при ее увеличении видимость водителя существенно ограничивается.
Это физиологическая особенность организма человека. Таким образом, высокая скорость не дает водителю возможность правильно спрогнозировать ситуацию, так как он в полной мере не видит окружающую обстановку.
В ходе исследований по безопасности дорожного движения было установлено, что на скорости 40 км/ч угол обзора водителя составляет 100 градусов. Это позволяет хорошо видеть препятствия на дороге, а также объективно оценивать ситуацию справа и слева от дороги.
При этом на скорости 130 км/ч угол обзора составляет всего 30 градусов и менее, что значительно снижает возможность оценки водителем потенциальной опасности. Подобное ограничение негативно влияет на безопасность движения, существенно повышая риски возникновения ДТП (см.
фото).
Угол обзора водителя и скорость
Кроме того, с ростом скорости соответственно увеличивается расстояние, пройденное автомобилем от начала торможения до полной остановки, а этого пути в некоторых случаях может не хватить для безопасного выполнения этого действия. Впрочем, влияние скорости на тормозной путь – довольно объемная тема, требующая особого внимания, и о ней мы поговорим в отдельном материале.
Источник: https://www.autocentre.ua/avtopravo/pdd-i-bezopasnost/ne-goni-kak-vliyaet-prevyshenie-skorosti-na-tyazhest-dtp-341049.html